Характеристика прав, свобод и обязанностей человека (34)

В действующей Конституции РФ, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Личные права и свободы человека.Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем.

1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной частной жизнью.

Право на жизнь- это основное личное право человека, толкуемое как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное - в странах, где она сохранена.

Право на охрану государством достоинства личностиозначает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; а также никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Неприкосновенность личности(личная неприкосновенность) означает недопустимость произвола при применении репрессивных мер (аресты, заключение под стражу и др.).

Неприкосновенность жилища- одно из личных прав человека, означающее, что никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Неприкосновенность частной жизниозначает охрану личной и семейной тайны, конституционными гарантиями которой являются запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем, а также право лица на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений.

Частная жизнь- это совокупность проявлений индивидуальной активности человека, т.е. это его поступки, действия и отношения, в которых он выступает как индивид.

В ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода передвижения и переселения - личное право человека, означающее возможность беспрепятственного передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах государства, а также право покидать территорию государства и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.

Важное место в системе личных прав занимает свобода совести, свобода вероисповедания(ст. 28 Конституции).

Свобода совестиозначает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Свобода вероисповедания- право человека индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Право определять и указывать национальную принадлежность- одно из личных прав человека, означающее свободу выбора своей национальной принадлежности и запрет введения обязательных требований об указании национальной принадлежности в служебных документах и удостоверениях личности.

Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

Свобода мыслиозначает свободу человека от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей.

Свобода слова- это право публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли).

Политические права и свободы- одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Так же, как и личные права человека, государство признает политические права, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Право на участие в управлении делами государства- это обобщенное название комплекса политических прав граждан, включающее в себя право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе и право на участие в отправлении правосудия.

Право петицийозначает право устных и письменных, индивидуальных и коллективных обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления с требованием, предложением или жалобой.

Право на объединение(свобода союзов и ассоциаций) означает право на образование любого союза в рамках требований закона, свободу деятельности общественных объединений и их равноправие.

Выражением социальной и политической активности граждан, воздействия их на процессы управления государством является свобода собраний и манифестаций - политическое право граждан, означающее возможность проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования при условии их мирного и невооруженного характера.

Свобода собраний- возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митингипредставляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

Демонстрациипроводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам.

Пикетированиепредставляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.

Реализация этих мероприятий осуществляется в разрешительном или уведомительном порядке, их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности вплоть до уголовной (организация массовых беспорядков, например).

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социальные, экономические и культурныеправа, которые касаются таких важных сфер жизни человека как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Экономические права и свободы- это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя право частной собственности (в т.ч., на землю), право наследования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы) и свободу труда.

В ст. 35 Конституции РФ закрепляется, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Наряду с правом на частную собственность Конституция РФ закрепляет и гарантирует право наследования, правовая регламентация реализации которого осуществляется нормами гражданского законодательства.

Свободный труд является основой благосостояния человека и государства в целом. Свобода труда означает свободу распоряжения своими способностями к труду и свободу выбора рода деятельности,, и профессии, запрещение принудительного труда, право на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Социальные права- это совокупность конституционных прав, дающих возможность человеку претендовать на получение от государства определенных материальных благ и включающих в себя право на отдых, право на защиту материнства и детства, а также равные права родителей на воспитание детей, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, экологические права, право на образование.

Право на отдыхозначает ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленная в качестве одной из основ конституционного строя России, обусловила установление в ст. 38 Конституции РФ положения о том, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Конституция РФ одновременно закрепляет, что «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Право на социальное обеспечениеозначает право на помощь со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по возрасту, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, для воспитания детей и др.

Право на жилищеявляется социальным правом каждого и означает запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получать его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Право на охрану здоровья и медицинскуюпомощь включает в себя следующий комплекс: общедоступность образования, право на получение бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе, право на учреждение частных учебных заведений.

С правом на охрану здоровья тесно связано право на благоприятную окружающую среду и другие экологические права человека:право на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Культурные права человека- это комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные Конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни и означающих свободу творчества, в т.ч. свободу преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина -это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

1. Конституция РФ возлагает на всех граждан обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15).

2. Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

3. Ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

4. Ст. 59 Конституции РФ определяет защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.

Употребление в Конституции категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина, отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества.

5. Основной, наиболее активной формой реализации обязанности защиты Отечества является служба в Вооруженных Силах РФ.

Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту.

В Конституции РФ 1993 г. содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом, случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Федеративное устройство России (35)

в целом и его основные нормы установлены положениями Первой главы Конституции. Основной Закон не может быть изменен в обычном режиме. Для его изменения требуется фактически принятие нового проекта. Такое положение ориентировано на принципы Федерации в России, не допускающие кардинального изменения существующей системы. Основы конституционности распространяют суверенитет страны на всю территорию со всеми субъектами без исключения. Государственное устройство России предусматривает верховенство Конституции на территории всей страны. Только РФ имеет право обеспечивать неприкосновенность и целостность своей территории и всех единиц, ее составляющих. Федеративное устройство России базируется на конституционных основах. Среди них необходимо выделить: Государственную целостность. Единство всей структуры госвласти. Разграничение между органами госвласти страны и власти субъектов по предметам ведения их полномочий. Самоопределение и равноправие народов РФ. Все субъекты страны наделены равноправием между собой в процессе установления взаимоотношений с федеральными органами. При закреплении равноправия для всех субъектов Конституция устанавливает равное и единое гражданство РФ, вне зависимости от оснований, по которым оно было приобретено. Федеративное устройство России предусматривает наличие прав и свобод, а также равных обязанностей, установленных Конституцией, на всей территории страны. Основные регулирующие вопросы отражены в главе 3. В частности, в тексте 65-й статьи приведен полный перечень субъектов. Кроме того, положение закрепляет национальный и территориальный принцип их формирования. Это указывает на существование федерализма совместно с автономностью и унитарностью. Таким образом, обеспечивается целостное федеративное устройство России как самостоятельной, единой страны. Немаловажным является тот факт, что в тексте закона субъекты указаны поименно. Это свидетельствует о том, что внесение каких-либо изменений в общий состав субъектов потребует как минимум изменения в содержании самой Конституции. Под государственной целостностью страны понимается отсутствие права на выход из состава Федерации. Таким образом, реализуется право сецессии. В связи с тем, что все субъекты относятся к единой стране, территория которой включает в себя все территории субъектов, отделение какого-либо субъекта будет указывать на нарушение целостности державы. Как правило, в современных странах с рассматриваемой формой правления не предусмотрено в основном законе права добровольного выхода из состава страны. Однако такое право предусматривалось Конституциями Югославии, СССР и Чехословакии. Такое положение было обусловлено марксистско-ленинской идеей о праве наций самоопределяться, вплоть до отделения. Прочие Федерации не признавали этот принцип, однако даже в социалистических федерациях не был закреплен четкий механизм воплощения права субъекта на выход из состава фактически централизованной страны в одностороннем порядке. Необходимо отметить, что отсутствие права на добровольный выход из состава целостной страны не противоречит демократическим основам и соответствует общепринятым в мире тенденциям. Однако вместе с этим в Конституции РФ предусмотрено принятие в состав страны и формирование нового субъекта в соответствии с законом. В Основном Законе закреплен статусный характер субъектов. В соответствии с ним положение республики как субъекта определяется самой Конституцией страны и республики. В других же случаях, например, для города, края или области, кроме положений Основного Закона принимаются во внимание и уставы территориальных образований.

Наши рекомендации