Эффективность организации и функционирования субъекта государственного управления.
Общая социальная эффективность государственного управления достигается усилиями двух компонентов системы последнего: государства, его органов и служащих, и общества, его управляемых объектов и самоуправленческих структур. Эта эффективность носит совокупный характер и не дает четкого представления о вкладе в нее каждого из названных компонентов.
Часто именно поведение и поступки людей, входящих в состав управляемых объектов, их терпеливость, смекалка, работоспособность и многое прочее, обеспечивают успех того или иного дела, но его результаты нередко приписываются исключительно управляющим компонентам (органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам), особенно высокого уровня. Следовательно, необходимы анализ и оценка состояния организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами.
15. Эффективность деятельности государственных и муниципальных органов и должностных лиц.Эффективность – относится к достижению того, чего мы хотим добиться.
Если речь идет об экономической программе, то эффективной ее назовут, если предполагается выгода не меньше реальной выгоды.
Если речь идет о социальной программе, то ее эффективность будет определяться достижением какого-либо заданного результата в процессе действия (воздействия) административных органов (работа лифтов, кровля без течи, вода без графика и т.д.).
Оценивать место и роль в обществе, эффективность государственно-административного органа, органа местного самоуправления сложно. Главный акцент должен быть перенесен на учет интересов граждан, потребителей, налогоплательщиков, т.е. качество жизни человека.
Проблема эффективности касается всех сфер, форм, методов организации жизнеобеспечения человека. От уровня эффективной деятельности управленческой структуры и от того, насколько это сделано в интересах людей, зависит уровень их жизни.
Измерить эффективность можно, если:
1) цель четко сформулирована и ее понимают те, перед кем она поставлена;
2) есть критерии оценки, шкала показателей.
Сами по себе цели бессмысленны, если нет возможности оценить их выполнение.
Широкие общие цели хороши для публичных заявлений политических руководителей и правительственной администрации, но не годятся для оценки деятельности отдельной организации или конкретного служащего админаппарата. Необходимы конкретные ясные и осмысленные измеримые цели, на которых коллектив и управленцы могут сосредоточиться.
Такой конкретной целью может быть программа, предусматривающая четкие показатели, которые можно оценить, измерить, увидеть.
16. Оценка эффективности государственного управления и муниципальных органов и должностных лиц. Общая социальная эффективность госуправления достигается усилиями двух составных компонентов системы: государства в виде ее органов и должностных лиц и общества, его управляемых объектов и самоуправляющих структур.
Эта эффективность имеет совокупный характер и не дает четкого представления об эффективность каждого компонента.
Оценку организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами выражает эффективность организации и функционирования субъектов госуправления, которые раскрывают и характеризуют уровень качества всей совокупности органов госвласти и местного самоуправления в единстве их целенаправленности, организации и функционировании.
Оценка происходит по следующим критериям:
- целенаправленность организации и функционирования государственно-управленческой системы;
- затрата времени на решении управленческих вопросов и выполнение управленческих операций;
- стиль функционирования государственно-управленческой системы;
- сложность организации субъекта госуправления его подсистем и звеньев;
- расходы на обеспечение функционирования госуправленческой системы.
Взятые во взаимосвязи критерии "цель – время – стиль – сложность – затраты" и рассмотренные под углом содержания обусловленных ними управленческих действий, способны полно характеризовать организацию и функционирование государства как субъекта управления общественными процессами.
В оценке эффективности управления важная роль принадлежит критериям конкретной социальной эффективности деятельности каждого управленческого органа (органа госвласти или местного самоуправления) и должностного лица, каждого управленческого решения, действия.
17. Понятие управленческой информации. Управленческая информация - это совокупность сведений о состоянии и процессах, протекающих внутри и вовне организации.
Управленческую информацию классифицируют по следующим признакам:
-по содержанию - кадровая, техническая, финансово-экономическая, правовая, общественно-политическая, природоохранная и др.;
-по назначению - для руководителей и исполнителей, для одноразовых действий и повседневного руководства, для внешнего или внутреннего пользования;
-по степени конфиденциальности - для общего пользования, служебного пользования, секретная, сверхсекретная особой важности, подлежащая разглашению через установленный срок;
-по степени достоверности - достоверная и проверенная, подлежащая дополнительной проверке, сомнительная, базирующаяся на домыслах и слухах;
-по степени готовности для пользования ею - первичная несистематизированная и необработанная, промежуточная, прошедшая предварительную обработку, и конечная, готовая для анализа и принятия решения по ней;
-по объему, источникам, срокам сбора и доставки, способам получения и распространения и другим признакам.
Источниками управленческой информации могут быть вышестоящее руководство, подчиненные им руководители и органы управления, средства массовой информации, информационные системы, периодическая печать, образцы техники, техническая документация, справочники, бизнес - документы, фотоснимки, микрофильмы, показания приборов и др.
18. Принципы организации информации в системе государственного и муниципального управления.Под принципами государственного и муниципального управления понимаются объективные основы, на которых базируются структура и процесс управления и в которых абстрагированы закономерности построения, функционирования и совершенствования управления. Принципы государственного и муниципального управления разделяются на общие и частные, а также построения и совершенствования систем государственного и муниципального управления.
Требования общих принципов должны учитываться как при функционировании систем государственного и муниципального управления, так и при их построении и совершенствовании.
Частные принципы относятся к отдельным элементам управления и будут приведены при рассмотрении этих элементов, например, принципы организации и контроля исполнения управленческих решений.
К общим принципам государственного и муниципального управления относятся:
1. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов.
2. Принцип народовластья устанавливает, что источником государственной власти в России является ее народ, волю которого реализуют представительные и исполнительные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.
3. Принцип ответственности требует установления четкой ответственности должностных лиц и органов государственного и муниципального управления за невыполнение или некачественное, несвоевременное выполнение возложенных на них полномочий.
4. Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина требует от должностных лиц и работников органов государственного и муниципального управления неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституций Российской Федерации.
5.Сущностьпринципа разделения властей заключается в необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Поскольку государственная власть в РФ, источником которой является народ, едина и неделима, как и сам народ, то под принципом разделения властей следует понимать разделение единой власти на отдельные ее функции.
Принцип разделения властей действует и в самом законодательном органе власти, разделяя его на верхнюю и нижнюю палаты, что имеет место в основном, в федеративных государствах.
6. Сущность принципа федерализмазаключается в обеспечении территориально-политического единства Российской Федерации в сочетании с децентрализацией государственной власти на основе конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при обеспечении равноправия субъектов федерации между собой и в их отношений с федеральными органами власти.
В соответствии с этим принципом органы государственной власти образуются на двух уровнях: федеральном и субъектов Российской Федерации.
Из принципа федерализма вытекают следующие требования:
- обеспечение защиты и интересов Российской Федерации в целом, сохранения ее единства и территориальной целостности,
- четкое определение полномочий федеральных органов государственной власти, обеспечивающие защиту интересов РФ в целом и не ограничивающие самостоятельность субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных к их ведению,
- выравнивание реальных прав субъектов Российской Федерации.
7. Принцип демократического централизма является важнейшим принципом государственного и муниципального управления, определяющим содержание, формы и методы деятельности органов управления, руководителей и исполнителей на всех уровнях управления.
Сущность этого принципазаключается в сочетании в государственном и муниципальном управлении демократизма как полновластия народа, его инициативы, выборности органов власти, их подотчетности населению, обеспечивающего развитие самостоятельности и творческой активности органов местного самоуправления с централизацией как приоритетом интересов большинства, позволяющей осуществить единую общегосударственную политику в основных вопросах государственного и муниципального управления, с ответственностью каждого государственного и муниципального органа и должностного лица за порученное дело.
8. Из принципа демократического централизма вытекает принцип сочетания централизации и децентрализациигосударственного и муниципального управления. Его сущность заключается в обеспечении согласования государственных и местных интересов посредством четкого разделения компетенции федеральных органов государственного управления, органов государственного управления субъектов РФ и органов муниципального управления.
9.Принцип гласностив государственном и муниципальном управлении имеет решающее значение. Этот принцип обеспечивает защиту общества от проявлений вседозволенности и безнаказанности органов государственного и муниципального управления, а также должностных лиц.
10.Принцип законности означает, что государственное и муниципальное управление является подзаконным, т.е. все действия, совершаемые органами управления в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, должны строго основываться на законодательных актах.
11. Функционально-отраслевой принцип объединяет два принципа: отраслевой и функциональный.
А) Отраслевой принциптребует такую организацию управления, при которой за органом государственного или муниципального управления закрепляются однородные, органически связанные по характеру производственной деятельности объекты управления. Например, предприятия коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, культуры и т. п.
Б)Функциональный принцип формирует требование, в соответствии с которым на орган управления возлагаются полномочия по выполнению определенной функции государственного или муниципального управления.
Например, экономические органы государственного и муниципального управления выполняют функцию прогнозирования и планирования (программирования) социально-экономического развития соответствующей территории, а также функцию контроля выполнения планов; статистические органы — функцию учета результатов работы хозяйства и т. п.
12. Принцип двойного подчиненияв государственном и муниципальном управлении означает требование подчинения конкретного органа функциональной или отраслевой компетенции органу управления общей компетенции (правительство, администрация) и соответствующему вышестоящему органу управления по вопросам его компетенции.
13. Линейно - функциональный принципобъединяет два принципа: линейный и функциональный.А) Линейный принцип предусматривает требование реализации линейных управленческих отношений, сущность которых, как ранее отмечалось, заключается в осуществлении связи между субъектом и объектом управления руководство — исполнение. Этот принцип предполагает прямое административное подчинение объекта субъекту управления по всем вопросам деятельности объекта. На основе линейного принципа управления формируется линейная организационная структура органов государственного и муниципального управления.
Б) Функциональный принциппредполагает требование осуществления функциональных управленческих отношений, заключающихся, как уже говорилось, в реализации связи между субъектом и объектом управления руководства — исполнение на основе специализации управленческих работ, выполняемых на основе указаний квалифицированных специалистов, выступающих в роли функциональных руководителей.
На основе сочетания линейного и функционального принципов формируются линейно-функциональные организационные структуры органов государственного и муниципального управления.
14.Сущность принципа сочетания единоначалия и коллегиальности в государственном и муниципальном управлении заключается в том, что в государственном и муниципальном управлении осуществляется и единоначальное, и коллегиальное управление. Выбор каждого из них определяются характером объекта управления.
15. Сущность принципа ситуационного управлениязаключается в осуществлении управления объектом в процессе поддержания его функционирования на заданном уровне. Другими словами этот принцип означает управление, исходя из сложившейся ситуации в объекте, которая подлежит изменению для вывода объекта на заданный уровень.
Принцип ситуационного управленияпредусматривает три вида управления: по отклонению, по возмущению, по прогнозированию возмущения.
А)Принцип ситуационного управления по отклонению означает, что орган управления формирует управляющее воздействие только после обнаружения возникшего отклонения в объекте управления, например, не выплачивается пенсия, или перестала подаваться населению горячая вода. Этот принцип управления самый простой и широко распространенный. Он, как правило, требует значительных затрат всех видов ресурсов, в том числе и на возмещение морального ущерба гражданам.
Б) Более совершенным является принцип ситуационного управления по возмущению. Такое управление предусматривает выявление возмущения до того момента, когда оно может вызвать отклонение. Определив возникшее возмущение, орган управления своевременно принимает необходимые меры для его ликвидации и тем самым не допускает возникновения отклонения. В нашем примере это может быть своевременное пополнение пенсионного фонда или поддержание в рабочем состоянии резервного теплофикационного оборудования. Для выполнения этих условий требуется значительно меньше ресурсов, чем для ликвидации возникшего отклонения.
В)Самым эффективным является принцип ситуационного управления по прогнозированию возмущений, когда нейтрализуются условия, которые могут вызвать возмущение. Такое управление осуществляется в нашем примере путем создания необходимого денежного резерва в пенсионном фонде или хранения на складе теплофикационного оборудования (так называемого холодного резерва), необходимого для замены вышедшего из строя оборудования без прекращения подачи горячей воды потребителям с помощью работающего резервного оборудования (горячий резерв).
16. Сущностьюпрограммно-целевого принципа государственного и муниципального управления является осуществление управления социально-экономическим развитием объекта управления на основе целевых программ.
Целевые программы предоставляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение четко сформулированных целей.
Существенной особенностью программно-целевого управления является наличие разработчиков программы и конкретных ее исполнителей, строгое разграничение прав и ответственности между заказчиком, разработчиком и исполнителем программы, определение периода работы по программе и необходимых ресурсов для ее выполнения.
Для управления целевой программой на основе программно-целевого принципа управления формируется матричная структура органа государственного или муниципального управления.
17. Принципплановости государственного и муниципального управления предусматривает необходимость разработки прогнозов, программ и планов социально-экономического развития соответствующего территориального образования, а также планов работы органа управления.
18. Принцип научности означает необходимость, во-первых, осуществления построения и совершенствования государственного и муниципального управления на основе науки управления; во-вторых, выполнения работы по поиску оптимальных управленческих решений с использованием научных методов.
19. Сущность принципа делегирования полномочий заключается в предоставлении руководителем органа управления своим непосредственным подчиненным-заместителям, нижестоящим руководителям части своих прав и обязанностей для самостоятельного решения ими четко определенных вопросов, ответственность за которые остается за руководителем органа управления. При делегировании полномочий осуществляется децентрализация управления, которая способствует своевременному принятию решений, а также создает условия руководителю органа управления для сосредоточения на решении перспективных и других первостепенных задач. Работники, которым руководитель органа управления делегировал часть своих прав и обязанностей, несут ответственность за их выполнение перед руководителем органа.
Структура и содержание процесса совершенствование государственного и муниципального управления.
Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
* формирование общей структурной схемы аппарата управления;
* разработка состава основных подразделений и связей между ними;
* регламентация организационной структуры.
Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики управления, а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения). К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления; основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления - разработки состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления и т.д.), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
Третья стадия - регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделении, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях (в том числе на основе автоматизированной обработки информации); разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.