Особенности организации и функционирования местной власти в Республике Башкортостан. Реформирование местного государственного управления в Республике Башкортостан

Местное самоуправление в Республике Башкортостан - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность непосредственно путем прямого волеизъявления или через выборные и другие органы местного самоуправления решать вопросы местного значения. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Республики Башкортостан.

Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Республики Башкортостан, Закон РБ “О местном самоуправлении в РБ”, “О статусе главы муниципального образования РБ”, “О муниципальной службе в РБ”, “Об установлении границ муниципальных образований в РБ” и иные законы.

Экономическую основу местного самоуправления в РБ составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территории муниципального образования, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, местные финансы, государственная собственность, переданная местному сообществу в хозяйственное ведение и оперативное управление, а также иные ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципального образования, является муниципальной собственностью. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, имущество органов местного самоуправления, муниципальные организации, финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности местного сообщества.

Органы государственной власти Республики Башкортостан способствуют становлению и развитию местного самоуправления, обеспечивают участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают программы поддержки местного самоуправления, создают условия организационно-правовой и финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, создают и развивают систему подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

Реализуя основные положения Конституции РБ, в конце 1994 года Верховным Советом Республики Башкортостан были приняты законы "О местном государственном управлении в РБ" (в настоящее время этот закон отменен, поскольку с 3 января 2002 года вступил в силу закон РБ “О местных органах государственной власти в РБ”, также отмененный в марте 2005 года) и "О местном самоуправлении в РБ". На основе этих законов города и районы республики получили свой статус в системе органов государственной власти, а сельские и поселковые Советы свой – как муниципальные образования. Такое положение соответствовало статье 108 прежней Конституции, где были закреплены два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. В обновленной Конституции РБ (декабрь 2002 года) отсутствовал термин “местное государственное управление”. Вместо него было введено понятие “местные органы государственной власти”, действующие на уровне городов и районов. По существу это те же городские и районные Советы и их администрации, которые выступают как территориальные органы государственного управления.

Следовательно, если в системе местного самоуправления, т.е. в сельских и внутригородских муниципальных образованиях, осуществлялась муниципальная служба, то в системе районного и городского управления по-прежнему сохранялась государственная служба. Лица, обеспечивающие исполнение полномочий местных органов государственной власти, являются государственными служащими Республики Башкортостан. В переходной период эта форма организации публичного управления на уровне городов и районов позволила избежать значительных коррупционных потерь, обеспечить необходимую координацию всех звеньев государственной власти.

Однако такая система не обеспечивала право граждан на местное самоуправление в городах. В соответствии с законом РБ “Об установлении границ муниципальных образований в РБ” города республики были разделены на ряд муниципальных образований. В Уфе их стало 7 – по числу городских районов, в Стерлитамаке – 3, в Ишимбае – 4 и т.д. Таким образом, на городском уровне с 16 марта 2003 года стали параллельно существовать как выборные органы местного самоуправления (в рамках соответствующих муниципальных образований), так и местные органы государственной власти (в рамках городских администраций). Это обстоятельство, безусловно, позволяет горожанам реализовать свое право на местное самоуправление, однако потребовало бы не только существенного изменения всего комплекса нормативных правовых актов РБ по местной власти, но и новых подходов к организации управления на городском и районном уровнях в республике.

Федеральный закон №131 в тот период запрещал формирование внутригородских муниципальных образований кроме как в городах федерального значения. Поэтому в 2004-2005 гг. в Республике Башкортостан проводилась активная реформа этих органов власти, что привело к ликвидации внутригородских муниципальных образований и превращению местных органов государственной власти в органы местного самоуправления на уровне районов и городов. Правда, задача облегчалась тем, что органы местного самоуправления во внутригородских муниципальных образованиях практически не приступали к своей работе (кроме городских районов в Уфе).

Закон РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18 марта 2005 года установил, что выборы в представительные органы вновь созданных районных и городских муниципальных образований в РБ пройдут в июле и октябре 2005 года, и с 1 января 2006 года местные органы государственной власти перестали существовать.

Как функционировали местные органы государственной власти в Республике Башкортостан, составлявшие одну из основ конституционного строя РБ и входившие в систему органов государственной власти РБ?

Систему местных органов государственной власти составляли местные представительные органы – районные и городские Советы и местные исполнительные органы – администрации района, города.

Местным представительным органом государственной власти являлся районный, городской Совет. В республике действовали 9 городских, 12 объединенных Советов (город плюс район), 42 районных Советов. Порядок организации и деятельности Совета определялся регламентом Совета. Как правило, Совет состоял из 20-60 депутатов. Количество депутатских мандатов устанавливалось соответствующим Советом. Срок полномочий депутатов составлял 4 года. Совет являлся правомочным, если в его состав было избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Депутатом Совета мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах. Председатель Совета работал на непостоянной основе, а его заместитель Секретарь Совета – на постоянной основе.

Депутаты из своего состава избирали членов комиссий Совета и их председателей. Совет был вправе поручить комиссии решение отдельного вопроса, входящего в компетенцию Совета, или уполномочить на определенные срок решать некоторые вопросы, входящие в компетенцию Совета, кроме тех, которые находились в исключительном ведении Совета.

Местным исполнительным органом государственной власти в районах, городах являлась администрация района, города.

Администрация района, города осуществляла исполнительно-распорядительные функции в целях выполнения законов, иных нормативных правовых актов государственных органов, решений Совета.

Работу администрации района, города организовывал ее глава. Глава администрации района, города осуществлял свои полномочия на принципах единоначалия и назначался на должность Указом Президента РБ.

Нужно отметить, что в целом система местных органов государственной власти в городах и районах РБ оправдала себя. Она позволила в сложных условиях 90-х годов прошлого века сохранить управляемость этих территорий, обеспечить их социально-экономическое развитие, не допустить анархии, массового нарушения прав и свобод граждан.

Однако сегодня эта система изжила себя и в политическом и правовом аспектах. Развитие территорий возможно в первую очередь на рыночной, а не административно-командной основе. Это требует, в свою очередь, повышения самостоятельности граждан, их солидарной ответственности за решение местных вопросов. Значит, необходимо введение системы местного самоуправления на этом уровне, ибо только оно обеспечивает в полной мере самостоятельность и ответственность самих граждан за положение в своем городе или районе.

Проблемой в данном случае является поиск оптимальных путей и методов перехода к новой системе управления. Нужно найти такие организационно-правовые формы, которые, во-первых, максимально использовали бы накопленный положительный опыт местных органов государственного управления, а, во-вторых, позволили бы оптимально сочетать интересы как республики в целом, так и населения территорий (муниципальных образований) в современных условиях.

Органы государственной власти Республики Башкортостан способствуют становлению и развитию местного самоуправления, обеспечивают участие граждан в решении вопросов местного значения, принимают программы поддержки местного самоуправления, создают условия организационно-правовой и финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, создают и развивают систему подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.

Завершилось избрание депутатов представительных органов вновь созданных муниципальных образований. Таковых в республике насчитывается 104, в основном это, и городские поселения. В марте 2005 года в муниципальных районах и городских округах прошли местные референдумы, определившие порядок создания органов местного самоуправления. Впервые в истории обновленного Башкортостана главы городов и районов (городских округов, городских поселений и муниципальных районов) были избраны представительными органами соответствующих муниципальных образований, а главы администраций – приняты на работу по найму на конкурсной основе.

Летом 2006 года был создан республиканский Совет муниципальных образований – общественная некоммерческая ассоциация муниципальных образований РБ.

Наши рекомендации