Раздел 9. Правовые основы государственного и муниципального управления
71. Конституционные основы российского общественного и государственного устройства.
Конституционные основы и принципы общественной жизни закрепляются в конституции страны.
Именно в главе «Основы конституционного строя» сосредоточены наиболее важные, фундаментальные и обобщающие характеристики российского общества и государства.
Итак,конституционный строй в его неформальном, содержательном смысле — это не просто общественный и государственный строй, урегулированный принятым в данном обществе конституционным законодательством, безотносительно к его содержанию, а только такой строй, который привержен принципам гуманизма и демократии, принципам конституционализма, а государство в своей организации и деятельности не только на словах, но и на деле следует этим принципам.
Конституционный строй страны отражается и закрепляется всем ее конституционным законодательством. Основы же конституционного строя — это наиболее общие, фундаментальные и важные принципы, нормы и положения конституции (конституционного законодательства), имеющие особое значение и высшую юридическую силу. Как указывается в Конституции РФ (ст.16), именно положения ее первой главы составляют основы конституционного строя и не могут изменяться иначе как в том особом, усложненном порядке, который установлен Конституцией для этого. При этом никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ.
Политические основы конституционного строя России характеризуются прежде всего его гуманизмом и демократизмом, народовластием. Развивая и дополняя приведенное общее определение российского государства, две последующие статьи Конституции РФ закрепляют человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст.2); носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; никто не может присваивать власть в РФ, а захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ст.3).
Экономические основы конституционного строя России закрепляются в ст. 8 и 9 Конституции РФ, в которых речь идет о важнейших чертах социально ориентированной рыночной экономики, находящейся в нашей стране в процессе формирования. Это — единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8).
Конституционное регулирование социальных основ жизни российского общества и государства определяется прежде всего тем, что РФ выступает как социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).
В этих целях далее конституционно закрепляется, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Эти основы конституционного строя конкретизируются и развиваются в других статьях Конституции РФ (ст. 37—43),
Конституция РФ внесла немало нового и в конституционные основы духовной жизни общества и государства. Если раньше в конституциях нашей страны достаточно жестко закреплялось идейно-политическое единство общества на основе идеологии марксизма-ленинизма как идеологии рабочего класса, то ныне речь идет о признании идеологического многообразия, о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13).
72. Конституционно-правовой статус личности и гражданина в РФ.
Глава 2 действующей конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений при реализации им своей правоспособности.
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права (гл. 2, ст. 64 – «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации».
Понятие «основы» отражает, прежде всего, главные черты, характеризующие систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:
ü Правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства, сюда относятся и нормы, закрепляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, на законных основаниях проживающих в России, а также беженцев, лиц, получивших политическое убежище в России;
ü Юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод, и др. Установление их в конституционном законодательстве является необходимым условием для исключения любых форм дискриминации личности или предоставления не основанных на законе привилегий в реализации прав и свобод, реальной возможности использовать права и свободы, обеспеченной широкой системой средств защиты;
ü Основные права, свободы и обязанности. (Те, которые закреплены в Конституции). Это такие права, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту.
73. Гражданство РФ: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения.
Гражданство - один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя.
«Гражданство Российской Федерации это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей» ФЗ «О гражданстве Р.Ф.» от 1 июля 2002 г. с изменениями 17.10.2003. С этим связана
ответственность гражданина, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Российский гражданин может приобрести гражданство и иного государства и одновременно иметь два и более гражданства - двойное и множественное гражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (при вступлении в брак с иностранцем), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что в России такой гражданин будет признан лицом с двойным или множественным гражданством.
Конституция и Закон о гражданстве устанавливает, прежде всего, те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:
1.Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции (ст.6).
2.Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3.Гражданство РФ имеет свободный характер. Это означает, что гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство - это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию.
4. Гражданство РФ экстерриториально, то есть проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.
5. Гражданство РФ неотъемлемо. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.
6.В основе изменения гражданства РФ лежит волеизъявление лица. Автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается.
7.Российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, с другой - обязанности гражданина по отношению к государству. Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы которых не имеют иностранцы и лица без гражданства.
Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаются преступлениями). Однако административную ответственность (например, штраф за нарушение правил общественного порядка), гражданин может нести и за границей.
Согласно ст. 11 Закона о гражданстве 2002 г. гражданство РФ приобретается:
- по рождению;
- в результате приема в гражданство Российской Федерации;
- в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
- по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
74. Правовые акты управления: понятие, типология.
Виды актов управления
В условиях огромного разнообразия рассматриваемых правовых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности.
I. По юридическому содержанию следует различать несколько категорий актов.
1. Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами. Нормативные акты государственной администрации являются важнейшими источниками права.
По кругу лиц, на которых распространяются нормы, их источники можно поделить на:
• акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские);
• межведомственные акты;
• внутриведомственные (в том числе локальные) акты.
2. Индивидуальные акты — это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприме-нительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой разновидностью индивидуальных актов являются правоохранительные, юрисдик-ционные решения (по спорам, жалобам, использованию принудительных средств). По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы'.
3. Общие акты либо содержат общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.), либо разъясняют что-то.
4. В смешанных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения либо даже еще и общие требования.
II. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях.
III. По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими функциями администрации, они полифункциональны.
IV. В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:
• акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник ОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);
• акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).
V. По степени сложности решения АГА могут быть простыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции, о выводе войск из Афганистана).
VI. В зависимости от даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:
• немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;
• с даты, указанной в самом акте;
• в срок, указанный в другом акте;
• после государственной регистрации и официального опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов Федерации, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер.
VII. В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании1) и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.
VIII. Если анализировать акты в зависимости от объекта организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению, административной опеке и другим вопросам.
75. Юридические лица как субъекты гражданского права, их виды.
Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В этом определении проявляются специфические признаки юридического лица:
1. Организационное единство. Юридическое лицо это организация, которая имеет внутреннюю структуру (цеха, отделы). Юридическое лицо выступает в гражданском обороте как единое целое, как внутри себя так и во внешних отношениях. Обычно юридические лица выступают в гражданском обороте через свои органы.
Структура, компетенция, виды органов юридического лица в соответствии с законом, определяется учредительными документами юридического лица. Таким же образом определяется порядок выборов органов юридического лица. В хозяйственных обществах выборные органы, руководитель государственного унитарного или муниципального предприятия назначается собственником этого предприятия или соответствующими органами, и ими же контролируется деятельность назначенца.
Ст.53 ГК - руководители должны действовать в интересах юридического лица. Учредители (участники) юридического лица вправе обратиться в суд на возмещение убытков, которые понесло юридическое лицо от недобросовестных действий руководителя (нерациональное использование средств, совершение невыгодных сделок).
Ст.56 ГК - она определяет, в каких случаях учредители юридического лица несут ответственность перед юридическим лицом. Указывается ответственность не только учредителей, но и других лиц (напр., имеющих контрольный пакет акций), если эти лица имели право давать обязательные для юридического лица указания или иным образом определять его деятельность, и эти указания довели юридическое лицо до банкротства, в этом случае на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам юридического лица.
2. Наличие у юридического лица обособленного имущества. Это имущество должно гарантировать интересы кредиторов. Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве хозяйственного и оперативного управления, возможно даже без права собственности. Юридическое лицо в зависимости от вида, должно иметь самостоятельный баланс или смету.
3. Самостоятельная имущественная ответственность юридических лиц. Если юридическое лицо имеет обособленное имущество и является самостоятельным участником гражданского оборота, то оно несет и самостоятельную имущественную ответственность. В ст.56 ГК закреплено общее правило: юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, а его участники или учредители не отвечают по обязательствам юридического лица. Соответственно юридическое лицо не несет ответственности по личным долгам учредителей или участников. Это правило действует в том случае, если иное не предусмотрено законом или договором. Исключения:
любые собственники (собственник) которые создали учреждение, несут субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, если у учреждения недостаточно своих собственных денежных средств.
казенные федеральные предприятия (заводы) отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (деньги и имущество в натуре), но если недостаточно средств, то субсидиарную ответственность будет нести РФ. Объявить такое предприятие банкротом нельзя.
субсидиарную ответственность по обязательствам полного товарищества несут его участники, между ними существует солидарная ответственность (ст.75 ГК).
субсидиарная ответственность в обществах с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК). Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
субсидиарная ответственность по долгам производственного кооператива несут члены кооператива в размере и порядке предусмотренного законом "О производственных кооперативах" ст.8 п.2.
76. Административная и уголовная ответственности в сфере управления.
Административная ответственность- это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности, и государственной дисциплины.
Нормы административного права предусматривают разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, собственно административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия и иные меры.
Главным основанием привлечения к ответственности является конкретное правонарушение, то есть такое деяние (действие или бездействие), которое законодательством, а в ряде случаев - другими нормативными правовыми актами признано как вредное и/или запрещенное.
Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, и общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. В то же время она имеет свои специфические особенности.
1. Устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции и органы исполнительной власти.
2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим меры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается.
3. Большинство составов административных проступков можно назвать “формальными”: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственное отрицательные последствия от данного нарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.
4.Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, прав и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности. Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности. Административный проступок к тому представляют собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.
В иных главах УК РФ, не относящихся к вопросам публичной власти и государственной, муниципальной службы, также предусмотрены составы преступлений, которые совершаются субъектами публичного управления. Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономические преступления (гл. 22), за преступления против общественной безопасности (гл. 24), экологические преступления (гл. 26), преступления против безопасности движения на транспорте (гл. 27), против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), против правосудия (гл. 31), против мира и безопасности человечества (гл. 34).
В сфере экономической деятельности государственный служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171), возможно нарушение им правил безопасности при ведении горных работ (ст. 216). Капитан государственного судна может понести ответственность за неоказание помощи терпящим бедствие (ст. 270). Шпионаж нередко совершается именно государственными служащими, которые имеют доступ к государственной тайне (ст. 276). Многие из этих составов распространяются на должностных лиц муниципальной службы.
77. Трудовое правоотношение: понятие, субъекты, содержание.
Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ). Трудовое отношение в действительности выступает как трудовое правоотношение, поскольку оно урегулировано нормами права.
Трудовые правоотношения имеют некоторые особенности, позволяющие ограничивать их от гражданско-правовых правоотношений, связанных с применением труда. Трудовым правоотношениям присущ длящийся характер, т.е. работник, заключив трудовой договор, вступает в правоотношения для выполнения определенной трудовой функции, а не разового задания, которое может быть предусмотрено гражданско-правовым договором. Заключив трудовой договор (а это является свидетельством возникновения трудовых правоотношений), гражданин приобретает статус работника и включается в трудовой коллектив. Понятие субъектов трудовых правоотношений регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка.
Субъектами трудового правоотношения являются работник и работодатель.
Каждое правоотношение сферы трудового права имеет самостоятельное содержание прав и обязанностей субъектов. Содержание трудового правоотношения – это взаимные трудовые права и обязанности его субъектов, определенные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Трудовое отношение включает целый ряд прав и взаимосвязанных с ними обязанностей сторон: по рабочему времени, времени отдыха, оплате труда, дисциплинарной ответственности и т.д. Основные права и обязанности работника предусмотрены ст.21 ТК РФ, а основные права и обязанности работодателя – ст.22 ТК РФ.
В ст.16 ТК РФ названы основания возникновения трудовых правоотношений. Правовым выражением волеизъявления участников трудового отношения является трудовой договор.
Трудовые отношения могут возникнуть и на основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты, т.е. минимального количества рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Договорные основания (юридические факты) характерны также для изменения трудовых отношений. Так, согласно ст. 72 ТК РФ перевод работника на другую работу допускается лишь с письменного согласия работника. Перевод на другую работу по одностороннему волеизъявлению стороны трудового правоотношения возможен только в строго установленных законом случаях (ст.74 ТК РФ).
Основаниями прекращения трудовых правоотношений служит как соглашение сторон (ст.78 ТК РФ), так и односторонне волеизъявление каждой из них (ст.80 и 81 ТК РФ).
78.Порядок приема работника на работу. Перевод и увольнение.
Прием работника на работу производится по принципу подбора кадров деловым качествам. Ст.64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ в приеме на работу. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Так, например, нельзя считать необоснованным отказ в приеме на работу по совместительству, если возможность работы по совместительству ограничена ст. 98, 276, 282 ТК РФ, отказ в приеме на работу требующую специальных знаний, лицу не имеющему соответствующих документов об образовании и т.д.
ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять имеющиеся в организации вакантные должности или работы, сразу же как только они возникают.
Не может являться основанием для отказа в приеме на работу граждан РФ отсутствие у них регистрации по месту жительства или пребывание в конкретном населенном пункте. При отказе в приеме на работу работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме по требованию обратившегося лица. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в судебном порядке.
Установление в ст. 63 ТК РФ минимального возраста приема на работу служит важнейшей гарантией охраны здоровья подростков.
Приему граждан на работу в некоторых случаях предшествует обязательный медицинский осмотр.
Испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе может быть обусловлено соглашением сторон.
По общему правилу испытание устанавливается при заключении трудового договора. Испытательный срок по общему правилу не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций, главных бухгалтеров и их заместителей – шести месяцев.
Перевод – это изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора.
Статья 72 ТК РФ предусматривает три вида перевода на другую постоянную работу по инициативе работодателя: перевод на другую работу в этой же организации, перевод в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией.
Перевод на другую постоянную работу в этой же организации оформляется приказом работодателя.
В зависимости от срока выделяют постоянные переводы и временные. И тот и другой могут быть как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя.
Законодательство выделяет незаконные переводы. Перевод считается незаконным, если он произведен без достаточных тому оснований, или с нарушением установленного законом порядка.
Работодатель может без согласия работника временно перевести его на другую работу в случае производственной необходимости.
Трудовой договор прекращается только при наличии определенных оснований его прекращения. Основанием прекращения трудового договора называется жизненное обстоятельство, которое закреплено в законе как юридический факт для прекращения трудовых отношений работников с работодателями.
Перечень оснований прекращения трудового договора предусмотрен во многих статьях.
· По инициативе работника возможно расторжение как трудового договора, заключенного на неопределенный срок, так и срочного трудового договора (ст. 80). Допустимо в том случае, если подача заявления об увольнении является его добровольным волеизъявлением и отсутствуют факты оказания давления со стороны работодателя.
· Порядок расторжения договора по инициативе работодателя. В зависимости от наличия или отсутствия вины работника различают виновные и невиновные основания расторжения трудового договора. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работодатель обязан предупредить работника не менее чем за 2 месяца до увольнения (ст.180). В соответствии со ст. 178 работодатель обязан выплатить выходное пособие.
· Порядок увольнения в связи с ликвидацией организации. Увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения.
· Порядок увольнения в случае сокращения численности или штата. Сокращение производится в целях совершенствования работы организации, рационального укомплектования ее квалифицированными кадрами. Увольнение допускается только при условии, если увольняемый работник не имеет преимущественного права на оставление на работе, а также если работодатель не имеет возможности предоставить ему другую работу, на которую он согласится.
· Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья.
· Трудовой договор может быть расторгнут в случае прогула. Законодатель относит прогул к однократному грубому нарушению работником трудовых обязанностей. Увольнение за прогул – самое строгое дисциплинарное взыскание.
79.Трудовой договор: понятие, содержание и виды.
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику ЗП, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Трудовой договор – это двухстороннее соглашение. Сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. По общим правилам вступить в трудовое отношение может лицо, достигшее 16 лет (ст.63). Работодатель – физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
Содержание трудового договора определяется взаимным согласием его сторон. Содержание трудового договора составляет совокупность его условий, определяющих права и обязанности работника и работодателя.
Различают два вида условий трудового договора:
- непосредственные, устанавливаемые соглашением сторон при заключении трудового договора;
- производные, установленные трудовым законодательством (об охране труда, об ответственности дисциплинарной, материальной).
Производные условия в силу закона обязательны для выполнения, поэтому о них стороны не договариваются.
Непосредственные условия делятся на необходимые (обязательные) и факультативные (дополнительные). Необходимые условия это такие условия, при отсутствии которых не может быть трудового договора, а следовательно, не может возникнуть и реальное трудовое правоотношение.
Факультативные условия (об установлении испытательного срока, об установлении неполного рабочего времени, неразглашении тайны и т.д.) не влияют на существование трудового договора.
Как необходимые, так и факультативные условия имеют определенную юридическую значимость: они являются обязательными для сторон, влияют в той или иной мере на судьбу трудового договора и возникших на его основе трудовых правоотношений; их невыполнение должно повлечь правовые последствия.
Трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на неопределенный срок более 5 лет (срочный трудовой договор), если другой срок не установлен Трудовым кодексом и иными Федеральными законами.
Из общего правила, когда максимальный срок договора не может превышать 5 лет, имеются исключения. Например ст. 338 устанавливает максимальный до 3 лет срок договора с работником, направляемым на работу в представительство РФ за границу.
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то он считается заключенным на неопределенный срок.
Безусловный приоритет отдан договорам на неопределенный срок. Законодатель установил правило, что срочный договор должен заключаться лишь при наличии достаточных к тому оснований.
Срочный трудовой договор (замена временно отсутствующего работника, с лицами, работающими по совместительству и др.) заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом и федеральным законом. Главным условием заключения срочного трудового договора является объективная невозможность установить постоянные трудовые отношения.
Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до 2 месяцев предусмотрены гл. 45 ТКРФ заключается при выполнении временных работ.
Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах, предусмотренных гл.46 ТК РФ.
Сезонными признаются работы, которые в силу природных и иных климатических условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев. Сезонными признаются работы, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Трудовой кодекс РФ закрепил особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству в гл. 44.
Совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора и свободное от основной работы время.
80.Трудовые споры и порядок их разрешения.
Трудовые споры определяют как неурегулированные разногласия переданные на рассмотрение юрисдикционного органа и разрешаемые в установленном законом порядке. Подобное определение нашло отражение в ст.381 ТКРФ. Согласно этой статье индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Условия возникновения трудовых споров могут носить экономический (финансовые трудности организации – препятствие полной и своевременной выплаты ЗП), социальный (финансовые трудности порождают серьезные социальные последствия) и юридический характер (противоречивость, нежелание руководителей соблюдать трудовое законодательство).
В Трудовом кодексе РФ отсутствуют какие-либо ограничения сферы применения общего порядка рассмотрения трудовых споров в зависимости от вида собственности или организационно-правовой формы организации.
Комиссии по трудовым спорам рассматривают индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации.
Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в 3-х месячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Решение комиссии по трудовым спорам подлежит немедленному исполнению в течении 3-х дней по истечении 10 дней предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии в исполнение.
Рассмотрение трудовых споров в суде в целом подчиняется общим требованиям гражданского судопроизводства. Процедура рассмотрения трудовых споров в суде регулируется трудовым и гражданским процессуальным законодательством.
Иски о восстановлении трудовых прав могут рассматриваться в суде по месту жительства истца.
Индивидуальный трудовой спор, рассмотренный в суде, прекращается исполнением судебного решения. Исполнение судебного решения – это реальное осуществление содержащихся в нем предписаний. Решения судов по трудовым спорам подлежит исполнению по вступлении их в законную силу, кроме случае немедленного исполнения.
Согласно ст. 398 коллективный трудовой договор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
- рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
- рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
- разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Эти стадии называются примирительными процедурами.
Первый этап является обязательным. Ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа и создании комиссии.
Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до 7 рабочих дней.