Исторические формы социального неравенства
Энтони Гидденс выделил 4 исторические формы социального неравенства: рабства, касты, сословия, классы.
Рабство— это крайняя форма социального неравенства, предполагающая деление общества на социальные группы, различающие наличие или полным отсутствием гражданских прав и прав собственности. Свойственно странам древнего мира, также была распространена в отношении некоторых групп населения в Новое Время.
Касты — деление общества на замкнутые группы, которым отводится строго определенное место в социальное иерархии. Изначально в основе деления лежало разделение труда, в последствии неравенство было закреплено обычаями, традициями и религиозными нормами.
Сословия — деление общества на социальные слои, обладающие закрепленными обычаями и законом и передаваемыми по наследству разными правами и обязанностями. Характерно для феодального общества.
Классы— деление общества на большие социальные группы, различающиеся ролью в экономической жизни общества. С конца XIX века, в социологии развернулась дискуссия между различными социологическими школами по поводу места и значения классов в социальной структуре общества. Изначально, классовое деление рассматривалось как одна из форм социальной стратификации, основанная на социальном неравенстве.
8. Культура антропологическая — со стороны деятельности — есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества.
Культура аксиологическая — («аксиоc» — ценность) — ценностная оценка — есть совокупность произведений человеческой деятельности, ценность которых общепризнана внутри определённых социальных систем, эта совокупность служит духовной основой и признаком для данной социальной организации.
Культура информационно-семиотическая — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).
Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, —хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд,1882).
На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии.
Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
§ Жизненные ценности
§ Нормы поведения
§ Артефакты (материальные произведения)
Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.
Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.
Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.
Стало правилом, что археологи работают с элементами материальной культуры, а социальные антропологи сосредотачиваются насимволической
культуре, хотя в конечном итоге обе группы учёных, конечно, обмениваются информацией друг с другом. Кроме того, антропологи понимают «культуру» не только как набор объектов или товаров, но и как процессы, создающие эти товары и делающие их ценными, а также как социальные отношения, в которых эти объекты используются.