Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации
а) рейтинговая система текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов
В течение семестра действует 100-балльная рейтинговая система оценки успеваемости студента, из которых 60 отводится на текущий контроль и 40 – на экзамен.
В ходе текущего контроля оценивается: работа студента на лекциях и практических занятиях, выполнение СРС и результаты рубежного контроля.
Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен.
Для получения допуска к экзамену студент должен набрать в семестре не менее 30 баллов. В случае, когда сумма баллов текущего семестра составила меньшее количество баллов, студент к экзамену не допускается. Сроки ликвидации текущих задолженностей согласовываются с преподавателем. Отработка задолженностей осуществляется за счет часов, запланированных преподавателю для консультаций и руководства СРС.
Критериальная база рейтинговой оценки
Учебных достижений студентов по дисциплинам теоретико-практического характера
Виды учебной работы студента | Макс. оценка в баллах за каждый вид учебной работы | Макс. кол-во баллов в семестре | |
На практических занятиях до 20 баллов | Письменный мини-опрос | ||
Развернутый ответ | |||
Защита реферата | |||
Понятийный диктант | |||
Работа с историческими документами, с исторической картой, видеоматериалами | |||
Участие в деловых играх («Круглый стол», «Исторический суд») | |||
Мультимедийная презентация по теме | |||
В периоды рубежных срезов до 10 баллов | Бланковое тестирование в период 1 и 2 рубежного среза | ||
Контрольная работа | |||
СРС | Подготовка электронной презентации | ||
Подготовка проблемного сообщения | |||
Подготовка реферата | |||
Промежуто-чная аттестация до 40 баллов | Экзамен | ||
Итого | 100 баллов |
При оценке реферата, электронной презентации учитывается: соответствие содержания реферата, презентации сформулированной теме; уровень владения тематикой реферата, презентации; степень самостоятельности при подготовке реферата, презентации; стиль изложения и оформления работы; соответствие выбранных источников (учебных пособий, монографий, статей, Internet-ресурсов) проблематике реферата, презентации. Кроме того, все рефераты проверяются по системе «Антиплагиат». В случае обнаружения полностью заимствованного текста без указания первоисточников студентам по итогам выполнения рефератов выставляется 0 баллов.
1. Студент, набравший 30 баллов, допускается к сдаче экзамена.
2. Студент, набравший 91 – 100 баллов - «отлично»,
76 – 90 – «хорошо»,
61 – 75 – «удовлетворительно»,
60 и менее – «неудовлетворительно».
б) контроль в периоды рубежных срезов
В периоды рубежных срезов (дважды в семестр) проводится бланковое тестирование. Бланк тестовых заданий представлен в УМКД.
Контрольная работа по разделам 1-4
I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
- История – это
- Мануфактура – это
- Коалиция – это
- Индульгенция – это
II. ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (зачеркните ненужные на ваш взгляд даты и фамилии и объясните свой выбор):
А) 882; 907; 912; 980.
б) 1240; 1558-1583; 1709; 1861.
в) Владимир Мономах; Иван IV; А. Курбский; М. Романов.
III. ВОПРОСЫ:
1) В каком году было образовано Древнерусское государство Киевская Русь:
1) 1242 г. 2) 1097 г. 3) 882 г. 4) 945 г.
a. Столицей Восточной Римской империи (Византии) являлся город:
1) Рим; 2) Константинополь; 3) Саркел.
3) Как называется вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает монеты как специфический исторический источник:
А) геральдика; Б) нумизматика; В) труссология; Г) этнография.
4) Кто провёл опричнину:
1) Иван I; 2) Василий I; 3) Иван III; 4) Иван IV.
5) В каком году на берегах Невы основывается город, который становится
второй столицей России?
1) 1701; 2) 1703; 3)1709; 4) 1705.
6) Кто командовал российскими войсками в Итальянском и Швейцарском походе:
1) Павел I;
2) А Суворов;
3) Ф. Ушаков;
4) А. Румянцев.
7) Как называется экономическая политика государства, направленная на развитие собственной экономики путём преобладания экспорта над импортом и накопления конвертируемой валюты?
1) меркантилизм; 2) девальвация; 3) протекционизм.
8) Разделение властей – это:
1) принцип, согласно которому закрепляется различие полномочий между центральными и местными органами власти;
2) определение границ между территориями, имеющими самоуправление;
3) принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют независимые ветви: законодательная, исполнительная, судебная.
9) Какое из названных событий произошло раньше других:
1) Провозглашение США;
2) Крестовые походы;
3) Английская буржуазная революция;
4) «Холодная война».
10. Какое европейское государство воевало против России в Крымской войне в союзе с Турцией и Англией?
1) Франция; 2) Италия; 3) Испания; 4) США.
III. Перечислите и дайте определение терминам, которые Вы использовали бы в теме: «Просвещенный абсолютизм Екатерины II».
IV. Дайте развернутые ответы на предложенные вопросы:
1) Расскажите о внутренней и внешней политике княгини Ольги.
2) Назовите причины поражений русских войск от монголо-татар в XIII в.
Рейтинговый срез по разделам по разделам 5-7 - Тест
- Процесс наращивания военной мощи государства называется:
а) концентрацией;
б) индустриализацией;
в) конкуренцией;
г) милитаризацией.
2. I Ww началась:
А) 28. 07. 1914; Б) 1. 08. 1913; В) 28. 06. 1914; Г) 1. 08 1914.
3) Когда был образован СССР:
А) 30 декабря 1922 г.; Б) 30 декабря 1924 г.; В) 30 января 1924 г.
4) Первоочередной задачей Советской власти в области культурной и духовной жизни являлась (ось):
a) Ликвидация безграмотности;
b) Развитие кинематографа;
c) Развитие советской литературы;
d) Создание пролетарской идеологии.
5) Укажите кодовое название плана германского командования захвата СССР:
А) «Барбаросса»; Б) «Цитадель»; В) «Тайфун»; Г) «Багратион».
6) Кто из военачальников командовал 62-й и 64-й армиями, оборонявшими Сталинград:
a)Рыбалко и Штеменко;
b) Мехлис и Кирпонос;
c)Чуйков и Шумилов.
7) Наступательная Белорусская операция, разработанная советским высшим командованием, носила кодовое наименование:
а) «Кутузов»; б) «Багратион»; в) «Полководец Румянцев».
8) Парад Победы состоялся в Москве в 1945 г.:
а) 9 мая; б) 24 июня; в) 2 сентября.
9) Речь У. Черчилля, в которой он призвал к защите западных демократий от советской экспансии, состоялась в городе:
a) Потсдаме;
b) Фултоне;
c) Праге;
d) Вашингтоне.
10) В 1962 г. в городе Новочеркасске:
a) открылась первая атомная электростанция;
b) произошла экологическая катастрофа;
c) были расстреляны рабочие, вышедшие на демонстрацию протеста против повышения цен;
d) начал работу международный кинофестиваль.
11) Причина «перестройки»:
a) Борьба внутри аппарата КПСС;
b) Отставание в соревновании с Западом;
c) Падение темпов экономического роста;
d) Стремление к сохранению военного могущества.
12) Какая самая крупная экономическая катастрофа произошла в СССР в годы «перестройки»?
a) Авария подводной лодки «Комсомолец»;
b) Взрыв на Чернобыльской АЭС;
c) Взрыв на железной дороге в Арзамасе.
13) Окончательно вывод советских войск из Афганистана произошёл в:
А) 1985 г.; б) 1987 г.; в) 1989 г.; г) 1991 г.
14) В 1990-е гг. имя Е.Т. Гайдара было связано:
a) с подготовкой новой Конституции;
b) с ликвидацией ГКЧП;
c) с проведением радикальной экономической реформы;
d) с созданием СНГ.
15) Внешнеполитическая деятельность современной России направлена:
a) на сотрудничество с европейскими государствами и с США в борьбе с международным терроризмом;
b) на возврат к биполярной системе международных отношений;
c) на расширение НАТО на Восток;
d) на прекращение международного сотрудничества со странами СНГ.
б) промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация – экзамен – проводится в форме диалога «преподаватель-студент», в рамках которого оцениваются теоретические и практические знания студента. Экзамен проводится в устной форме по экзаменационным билетам. Каждый билет состоит из двух вопросов по разным разделам учебной дисциплины.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
1. Роль истории в жизни общества. История как предмет изучения. Принципы и методы исторического познания.
2. Функции истории. Исторические источники и их виды.
3. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
4. Россия в системе мировых цивилизаций.
5. Образование Древнерусского государства и его особенности. Теории образования государства.
6. Социально-экономическое развитие Киевской Руси в к. IX – н. XII вв.
7. Политическое развитие Древней Руси. Киевские князья, их политика.
8. Цивилизационный выбор Руси в конце X в. Принятие христианства.
9. Политическая раздробленность Русского государства: причины, особенности, последствия.
10. Основные центры развития в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество: социально-экономическое, политическое и культурное развитие.
11. Основные центры развития в период политической раздробленности. Галицко-Волынское княжество: социально-экономическое, политическое и культурное развитие.
12. Основные центры развития в период политической раздробленности. Новгородская феодальная республика: социально-экономическое, политическое и культурное развитие.
13. Татаро-монгольское нашествие. Русские княжества в составе Золотой Орды: особенности социально-политического развития и управления. Последствия.
14. Борьба Руси с экспансией с Северо-Запада. Александр Невский.
15. Возвышение Москвы. Иван Калита.
16. Княжение Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение.
17. Предпосылки, причины и особенности образования централизованного государства.
18. Характеристика и итоги правления Ивана III, Василия III.
19. Альтернативы реформирования России в XVI в. Реформы Ивана IV.
20. Альтернативы реформирования России в XVI в. Опричнина Ивана IV.
21. Основные направления внешней политики в XVI в.
22. Смутное время в России: предпосылки, причины, этапы, последствия (XVII век.)
23. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.
24. Городские и крестьянские движения XVII века.
25. Внешняя политика XVII века.
26. Исторические предпосылки российской модернизации XVIII в. Реформы Петра I.
27. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.
28. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II. Административные реформы.
29. Политика Екатерины II в отношении дворянства. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.
30. Внешняя политика Екатерины II.
31. Александр I: характеристика правления.
32. Движения и восстание декабристов (идеология, организации).
33. Консервативная модернизация Николая I: реформы М. Сперанского, Е. Канкрина, П. Киселёва.
34. Внешняя политика России в первой половине XIX века.
35. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века: крестьянская, земская, судебная, городская, военная, реформа образования. Значение реформ.
36. Внешняя политика России во второй половине XIX века.
37. Особенности социально-экономического развития Российской империи в к. XIX - н. XX вв.
38. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, участники, ход, итоги, значение.
39. Формирование первой российской многопартийности. Государственная дума первого и второго созывов.
40. Реформы П. А. Столыпина.
41. Россия в Первой мировой войне.
42. Февральская революция: причины, повод, участники, ход, итоги
43. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
44. Октябрь 1917 г. II Съезд Советов и его решения.
45. Гражданская война и иностранная интервенция в России: причины, участники, ход, итоги.
46. Политика «военного коммунизма».
47. Новая экономическая политика (НЭП).
48. Образование СССР. Национальная политика.
49. Сталинская модернизация экономики страны (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства).
50. Великая Отечественная война: этапы, основные события, итоги и уроки.
51. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945 – 1953 гг.
52. Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 гг.
53. Социально-экономическое развитие и политическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.
54. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.
55. Социально-экономическое развитие и политическое развитие СССР в сер.1960-х – сер. 1980-х гг. Реформы 1965 г. Предкризисное состояние экономики.
56. Внешняя политика СССР в сер. 60-х – сер. 80-х гг. XX в.
57. «Перестройка» экономической и политической системы СССР в 1985 – 1991 гг. Распад СССР.
58. Основные направления внешней политики в 1985 – 1991 гг.
59. Становление новой государственности в России в 90-х гг. XX века.
60. Либеральная модернизация экономики и её результаты в 90-е гг. XX века.
61. Внешняя политика РФ в 90-е гг. XX века.
62. Россия на современном этапе: внутренняя и внешняя политика.
Критерии оценки на экзамене:
При семестровой аттестации студентов критериями выставления оценки на экзамене выступает степень полноты освоения студентом основного содержания дисциплины, изученной в семестре:
– оценка 35–40 баллов выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться, проявляющему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, умеющему свободно выполнять практические задания, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, в их значении для приобретаемой профессии;
– оценка 26–34 баллов выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности; знания и умения студента в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом студент допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;
– оценка 15–25 баллов выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе или выполнении заданий; студент показывает осознанное усвоение большей части изученного содержания и исправляет допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;
– оценка 1–14 балловвыставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; при этом студент обнаруживает незнание большей части изученного в семестре материала, не справляется с решением практических задач и не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.