Организация управленческого труда как система организационно-технических мер
Организационно-технические меры призваны создать предпосылки для минимизации монотонного, рутинного, малоквалифицированного труда, для обеспечения санитарно-гигиенических условий работы, усиления творческого содержания труда, повышения культуры труда сотрудников.
Технические меры — это создание всех компонентов коллективного трудового процесса. Трудовой процесс в органах управления, как известно, включает в себя три компонента:, служащего (живой труд), технические средства, используемые им для получения, обработки и хранения информации (орудия труда), саму информацию (предмет 'пруда). В результате соединения данных компонентов создается продукт труда в виде опять же информации: решения, аналитические справки, таблиц, сводки в прогнозы и т. п.
Для соединения живого труда с его орудиями и предметом недостаточно только их наличия. Здесь нужны также организационные меры, которые предусматривают: овладение всеми работниками техникой, соответствующими приемами и методами обработки информации. Кроме того, поскольку речь идет о труде, затраты на который покрываются за счет общественного бюджета, общество заинтересовано в экономном использовании всех ресурсов, высоком качестве труда государственных (муниципальных) служащих и его производительности. Для реализации этих общественных предпосылок также необходимы организационные предпосылки: нормы на используемые ресурсы, соблюдение дисциплины труда, формы его разделения и кооперации, стимулы к творческой активности и т. п.
Осуществление организационных предпосылок, благодаря которым происходит соединение человеческих усилий с орудиями и предметами труда, рациональное использование данных компонентов и есть организация труда в учреждении. Она становится научной в том случае, когда каждая организационная предпосылка является результатом научного обоснования, а не только интуиции, здравого смысла и традиций.
В предыдущие (доперестроечные) годы большое внимание в сфере управления, уделялось научной организации труда — НОТ. Если отказаться от допускаемой тогда излишней абсолютизации и рассматривать НОТ не как «высшую стадию рациональной организации труда», а как вторичную по отношению к функциям управления и задачам формирования творческой обстановки в государственном учреждении, то следует отметить значение НОТ как составной части организационной функции управления.
Слово «научная» применительно к понятию «организация труда» означает, что решение государственным органом практических вопросов должно основываться на всей совокупности достижений наук (общественных, естественных, экономических и др.), техники, технологии, передовой практики.
Основными принципами организации труда в органах управления являются: законность, плановость, комплексность, непрерывность, нормативность, эффективность и др. Некоторые принципы носят универсальный характер, другие — более специфичны.
Различают два аспекта трактовки НОТ: в статике и динамике. В первом случае НОТ рассматривается как система применяемых научно обоснованных форм и методов организации труда', во втором — как процесс их совершенствования. Следовательно, НОТ — это постоянный творческий процесс, в котором организация (управленческого) труда приводится в соответствие изменяющемуся уровню развития науки, техники и технологии..
НОТ включает следующие направления совершенствования данной организационной системы: нормативное и организационное урегулирование форм и методов разделения и кооперации труда; улучшение организации и информационного обслуживания рабочих мест государственных служащих; рационализация делопроизводства и документопотока внедрение современных средств, методов и приемов анализа, обработки информации; оптимизация материального и морального стимулирования, укрепление дисциплины труда, служебной ответственности; развитие творческой активности сотрудников. Указанные направления универсальны. Содержание же их обусловливается характером конкретной рационализируемой деятельности и раскрывается в методических рекомендациях, исследованиях прикладного характера — продукции НИИ соответствующих министерств и ведомств государственного управления.
Труд сотрудников учреждений государственного управления, как уже указывалось, специфичен. Во-первых, он не создает материальные и духовные ценности непосредственно, а лишь обеспечивает производящим такую продукцию благоприятные условия для трудовых процессов и деятельности. Во-вторых, труд в органах государственного управления в значительной мере имеет смешанный характер с точки зрения его деления на управленческий и исполнительский (производственный). Действительно, в отличие от производственной сферы, где эти два вида труда чаще всего разделяются, государственные служащие занимаются одновременно управленческой и исполнительской деятельностью.
Кроме указанных особенностей труда, имеющих общий характер и касающихся всех государственных служащих, организация труда каждого из них предопределяется должностной категорией и профессией.
Различия в трудовой деятельности госслужащих на различных иерархических уровнях состоят в работе с обобщенной либо с конкретной информацией, в различном диапазоне информационных и деловых контактов.
Каждая государственная структура (учреждение) нуждается в немногочисленном, но энергично работающем органе управления. Создать его рациональную архитектуру можно только на основе изучения содержания и характера управленческого труда, условий, в которых он протекает, оптимизации функций и структур органов управления, Разработки профессиональных требований к персоналу управления и Др. Одним словом, возникает задача научного осмысления процесса профессионализации управленческого труда в сфере государственной (муниципальной) службы. Научное осмысление означает изучение содержания управленческого труда, т. е. вычленение оптимальной совокупности операций и трудовых функций для описания должностей персонала управления, разработки должностных обязанностей.
Знание содержания труда государственных служащих позволяет разработать научно обоснованные программы их поддержки, определить размер и формы оплаты труда и др.
Характер управленческого труда. Это понятие выражает закрепленность государственного служащего за определенным видом управленческого труда. Это может быть труд, который выполняется на различных уровнях управленческой иерархии, он может характеризоваться большей или меньшей долей управленческих и исполнительных функций, творческой или рутинной работой, разной степенью эмоциональной и психологической напряженности и др. Знание характера труда государственного служащего позволяет выявить и спроектировать оптимальную структуру должностей государственных служащих, определить структуру потребностей в государственных служащих по уровням, содержанию и профилям образования, а также и по другим основаниям.
Изучение и оценка характера труда государственных служащих подскажут более правильный подход к вопросам комплектования должностей с учетом особенностей пола, возраста, характера и других особенностей человека.
Условия труда служащих, в которых сегодня происходят существенные изменения. Это понятие раскрывает совокупность факторов среды, в которой протекает труд управленцев. К таким факторам в первую очередь относятся объекты управленческого труда, средства труда. Важнейшим средством труда управленца является правовая и иная необходимая информация, банк нормативных актов и сведений об управляемом объекте, правовых возможностях его регулирования. Сегодня государственные служащие, когда правила взаимоотношений в обществе меняются так резко и быстро, не успевают привыкать к ним, а порой не принимают их во внимание.
Процесс развития управленческого труда характеризуется усложнением его содержания, качественными изменениями в трудовых функциях, а следовательно, и в обязанностях и требованиях, предъявляемых к персоналу учреждения.
Должностные обязанности, как уже отмечалось в предыдущей теме, должны регулярно обновляться и пересматриваться в соответствии с требованиями новой технологии и потребностями работников.
Важно проанализировать и сравнить формы должностных обязанностей с реально выполняющимися работниками заданиями, используя схемы последовательности операций, маршрутные схемы производственного процесса, другие способы анализа рабочей нагрузки.
Затем результаты исследований и опросов служащих надо распределить по типам задач, которые выполняет человек, занимающий должность, и установить для них требующийся уровень полномочий. Каждая должность должна иметь свое твердое место в организационной иерархии, а в ее описание надо непременно включать перспективы продвижения по службе.
Сложность управленческого труда обусловливает необходимость предварительной профессиональной подготовки человека к этому виду труда — профессиональной специализации. Сегодня участие человека в трудовом процессе на основе приобретенного опыта, т. е. без предварительного обучения, практически изживается. Все группы должностей государственной службы требуют от человека профессионального образования. Таким образом, в сфере государственного управления наконец-то проявляется общесоциологическая тенденция — непрофессиональная специализация уступает место профессиональной специализации.