Обеспечение равного статуса зарегистр-ных кандидатов. Полномочия зарегистр-ных кандидатов
Кандидат- это лицо, выдвинутое в установленном избирательным зак-вом РФ и ее субъектов порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе (палате органа) гос-ной власти или местного самоупр-я.
Зарегистрированный кандидат - это лицо, которое зарегистрировано соотв. избирательной комиссией на должность Президента РФ, кандидатом в депутаты Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного (представительного) органа гос-ной власти, выборный орган местного самоупр-я, или на должность главы исполнительной власти субъекта РФ, в ином избираемом непосредственно гражданами федеральном или региональном государственном органе, предусмотренном Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов, кандидатом на иную должность в органе местного самоупр-я, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов.
От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
Конституционно-правовой статус кандидатов, зарегистр-ных кандидатов и их представителей урегулирован федеральным и региональным зак-вом. Среди федеральных нормативно-правовых актов следует назвать Конституцию РФ, ФЗ: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г.; «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 г.; «О выборах депутатов Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ» и др.; избирательные законы субъектов Федерации.
Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственнолибо в составе списка кандидатов в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях…», иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено: - путем самовыдвижения, - путем выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах соотв. уровня.
Не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.
Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.
Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Основаниями отказа в регистрации кандидата явл-ся:
- отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
- для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных ФЗ "О политических партиях";
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
-установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений;
-неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
-регистрация кандидата в другом списке кандидатов на данных выборах;
-отсутствие каких-либо документов, либо наличие документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований.
Правовой статус кандидата в депутаты возникает с момента его регистрации в соотв. избирательной комиссии. Он характеризуется равенством прав и обязанностей у всех прошедших регистрацию лиц, за исключением отдельных случаев, установленных законом.
Для обеспечения этого равенства законом устанавливается ряд требований.
Период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) составляет не менее 45 дней при выборах Президента РФ, депутатов Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные гос-ные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами. При выборах в органы гос-ной власти субъектов РФ период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) - 30 дней, а при выборах в органы местного самоупр-я, глав и иных должностных лиц муниципальных образований - 20 дней.
Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов и только после этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов (списка кандидатов).
После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (отзывом) кандидатов.
В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых в порядке самовыдвижения, избирателями или избирательными объединениями (блоками), собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых законами. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистр-ных на территории избирательного округа.
Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей в процессе и местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соотв. избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). Подписи, собранные в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком) по одномандатному избирательному округу и зарегистрированному окружной избирательной комиссией, не могут включаться Центральной избирательной комиссией РФ в число подписей в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого этим объединением (блоком).
Общий объем бесплатного эфирного времени, который может быть выделен каждой российской телерадиокомпанией для проведения агитации на выборах в федеральные органы власти, должен составлять не менее одного часа в рабочие дни. Региональная телерадиокомпания должна выделять не менее 30 минут, если же ее объем вещания составляет менее двух часов — не менее одной четвертой общего объема времени вещания. Бесплатное эфирное время распределяется между кандидатами на равных основаниях, обычно путем жеребьевки.
В целях создания условий для наиболее полного представления программ кандидатов не менее одной трети от общего объема бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных аналогичных агитационных мероприятий. В них могут участвовать все депутаты на равных основаниях, однако такое участие является делом добровольным.
Для проведения предвыборной агитации кандидаты в депутаты могут получать, кроме бесплатного, и платное эфирное время. Оно должно предоставляться на условиях договора за плату, размер которой един для всех кандидатов и определяется не позднее того дня, когда начинается выдвижение кандидатов или списков кандидатов. При этом каждый кандидат вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени свою долю.