Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса. Перестройка, ослабление центральной власти обнажили долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое
Перестройка, ослабление центральной власти обнажили долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.
По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г.
С лета 1987 г. национальные движения стали принимать массовый и организованный характер. Первым серьезным вызовом власти стало движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.
«Народные фронты» Эстонии, Латвии и Литвы оформились весной — осенью 1988 г. События лета 1940 г. участники движений стали называть советской оккупацией и требовали от республиканских властей принять решение о выходе из СССР. Популярными лозунгами их митингов и пикетов были: «Русские, убирайтесь вон!», «Иван, чемодан, вокзал, Россия!». В ноябре 1988 г. сессия Верховного Совета Эстонской ССР приняла декларацию о суверенитете и дополнения к республиканской конституции, позволявшие приостанавливать действие союзных законов. В мае и июле 1989 г. декларации и законы о государственном суверенитете приняли Литва и Латвия.
Руководство СССР оказалось неспособно преодолеть межнациональные конфликты и сепаратистское движение ни политическим, ни военным путем, хотя предпринимало попытки спасти ситуацию.
Ответом М.С. Горбачева на разворачивавшееся в России антикоммунистическое движение, на экономические трудности, межнациональные конфликты и сепаратистские движения стала реорганизация системы власти. Ее проект одобрил пленум ЦК КПСС, а III Съезд народных депутатов СССР (12—16 марта 1990 г.) сделал законом.
В итоге государство переставало быть однопартийным. Одновременно в Конституцию вводилась 127 я статья, учреждающая пост Президента СССР. Тем самым в Советском Союзе устанавливался один из основных принципов демократии — разделение властей.
Конституционная реформа была задумана как средство укрепления государственной власти во время кризиса. Но факт принятия М.С. Горбачевым, ЦК КПСС и Съездом на родных депутатов радикального требования конституционного отказа от «руководящей роли» КПСС, которое все го три месяца назад они отказались даже обсуждать, превратил ее в демонстрацию слабости власти.
12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозгласила государственный суверенитет РСФСР «в составе обновленного Союза ССР».
Согласно Декларации, высшей целью суверенитета было обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально государственных и национально культурных формах. Декларация провозгласила верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории России и право республики приостанавливать на своей территории действия актов Союза ССР, вступавших в противоречие с суверенными правами РСФСР.
Декларация и закон крупнейшей республики СССР привели к конституционному кризису союзного государства. Кроме того, они породили «эйфорию самостийности» у руководства российских автономий. Таким образом, летом—осенью 1990 г. Россия спровоцировала начало процессов распада СССР, а союзный Центр подтолкнул центробежные силы в России. При этом и Б. Н. Ельцин в одном из своих выступлений предложил российским автономиям взять «столько суверенитета, сколько сможете проглотить».
На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидно, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности).
Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину — провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т.е. план и рынок должны были сочетаться. Не осознавая полностью масштабов кризиса экономики СССР, разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы, как они предлагали. Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы на селения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужденность людей от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., все эти проблемы стали все более остро осознаваться. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии населения союзного государства были на стороне республиканского руководства, обещавшего «все решить». 12 июня 1991 г. состоялись первые в истории страны выборы Президента РСФСР.
Вместо ускорения социально экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством КПСС. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, все более становились необходимыми новые, политические методы руководства.
Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), попытавшийся предотвратить подобное развитие событий.
Провал ГКЧП привел к обвальному развитию событий в стране. Задуманное окружением Горбачева как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руководству России выступить в роли защитника законности. В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование.
Горбачев — Ельцин: 1500 дней политического противостояния. — М., 1992.
Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2 т. — М., 1995.
Буш Дж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. — М., 2004.
Практическая работа № 6
Тема: « Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура»
Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности)
Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)
Документы и материалы
Из книги Д. Нэсбитта, П. Эбуодин «Что нас ждёт в 90-е гг.? Мегатенденции. Год 2000». М., 1992. С.174
Герасимов Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы (1985-2008) учебное пособие для вузов М.: Институт общественного проектирования, 2008 г. с. 24-27.
Берёзовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: в 2ч. М.., 2002.
Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы
www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.
Теория
Наука и идеология. Тенденции общего развития. Тенденции развития искусства и художественной литературы. Расцвет национальных культур. Духовная оппозиция тоталитаризму в СССР.
Постановка задачи
Просмотреть видео и фотоматериалы, а также документы о культурном развитии народов СССР и русской культуре 1970-80-х годов. Проанализировать материал и составить эссе.
Порядок выполнения задачи
Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.
План
1. Гласность - свобода мнений.
2. Утверждение политических свобод.
3. Государство и церковь.
4. Повседневная жизнь.
Опорные знания
Даты и события:1988 г. — празднование 1000-летия Крещения Руси
1990 г. — принятие закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях»
Имена: М. С. Горбачев, А. Н. Яковлев, А. Д. Сахаров, Д. С. Лихачев.
Понятия:Гласность; общественное мнение; политические свободы; неформальное молодежное движение.
ОборудованиеУчебник История России и мира, статистические материалы, атлас, комплект плакатов советского времени,
Задания к иллюстрациям
1. В чем была необычность программы «Взгляд» для советского телезрителя времен перестройки? Кто ее вел?
2. Посмотрите на плакат афишу кинофильма «Покаяние» Т. Абуладзе. Что символизирует изображение на нем?
3. Прокомментируйте смысл плаката. Как повлияла информация, полученная советскими людьми в годы перестройки на их отношение к политической системе СССР, к истории своей страны?
4. Что вы знаете о Викторе Цое? Что в его творчестве кажется вам самым важным? Какие его песни, стихи произвели на вас наиболее сильное впечатление и чем именно?
Работа с документами
1. Сформулируйте основное содержание документов и дайте им собственную оценку. Что побудило авторов написать эту статью? Интересы каких частей общества и руководства КПСС они выражали?
ИЗ СТАТЬИ Н. А. АНДРЕЕВОЙ «НЕ МОГУ ПОСТУПИТЬСЯ ПРИНЦИПАМИ». МАРТ 1988 г.
Наверное, не одной мне бросилось в глаза, что призывы партийных руководителей повернуть внимание «разоблачителей» еще и к фактам реальных достижений на разных этапах социалистического строительства словно бы по команде вызывают новые и новые вспышки «разоблачений».
Взять вопрос о месте И.В. Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой исторической личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходят от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав. Все это ставится под сомнение. Дело дошло до то го, что от «сталинистов» (а в их число можно при желании зачислять кого угодно) стали настойчиво требовать «покаяния»...
Поддерживаю партийный призыв отстоять честь и достоинство первопроходцев социализма. Думаю, что именно с этих партийно-классовых позиций мы и должны оценивать историческую роль всех руководителей партии и страны, в том числе и Сталина.
Сторонники «леволиберального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма. Они внушают нам, что в прошлом страны реальны лишь одни ошибки и преступления, замалчивая при этом величайшие достижения прошлого и настоящего. Претендуя на полноту исторической правды, они подменяют социально политический критерий развития общества схоластикой этических категорий.
Другая особенность воззрений «леволибералов» — явная или замаскированная космополитическая тенденция, некий безнациональный «интернационализм».
Как говорил М.С. Горбачев на февральском пленуме ЦК КПСС, «мы должны и в духовной сфере, а может быть, именно здесь в первую очередь, действовать, руководствуясь нашими марксистско-ленинскими принципами. Принципами, товарищи, мы не должны поступаться ни под какими предлогами». На этом стоим и будем стоять. Принципы не подарены нам, а выстраданы нами на крутых поворотах истории Отечества.
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ «ПРАВДА». АПРЕЛЬ 1988 г.
Личность Сталина крайне противоречива. Отсюда и яростные споры.
Оставаясь на позициях исторической правды, мы должны видеть как неоспоримый вклад Сталина в борьбу за социализм, защиту завоеваний, так и грубые политические ошибки, произвол, допущенные им и его окружением, за которые наш народ заплатил великую цену и которые имели тяжелые последствия для жизни нашего общества. Нет, нет, да и слышатся голоса, что Сталин не знал об актах беззакония. Не просто знал — организовывал их, дирижировал ими. Сегодня это уже доказанный факт. И вина Сталина, как и вина его ближайшего окружения, перед партией и народом за допущенные массовые репрессии, беззакония огромна и непростительна.
Да, всякий исторический деятель формируется конкретными социально экономическими и идейно политическими условиями. Но культ не был неизбежным. Он чужд природе социализма и возможен лишь из за отступлений от его основополагающих принципов.
Мы твердо и неуклонно будем следовать революционным принципам перестройки: больше гласности, больше демократии, больше социализма. Прошлое жизненно необходимо для сегодняшнего дня, для решения задач перестройки. Объективное требование жизни — «Больше социализма!» — обязывает нас разобраться, что мы делали вчера и как делали. От чего надо отказаться, что взять с собой? Какие принципы и ценности следует считать действительно социалистическими? И если сегодня мы вглядываемся в свою историю критическим взором, то лишь потому, что хотим лучше, полнее представить себе пути в будущее. Замолчать больные вопросы нашей истории - значит пренебречь правдой, неуважительно отнестись к памяти тех, кто оказался невинной жертвой беззакония и произвола. Правда одна. Нужны полная ясность, четкость и последовательность, нравственный ориентир на будущее.