Значение (функции) и виды показателей правовой статистики

ние, прогнозирование). Она заключается прежде всего в том, что подсчитанные статистические показатели, характеризующие состо­яние, структуру, распространенность, динамику правонарушений, деятельностБ государственных органов и общества по реализации государственных мер социального контроля над ними, поддержа­нию в стране режима законности (описательная функция), кладут­ся в основу выявления статистической связи, зависимости, соот­ношения, закономерностей развития правонарушений с фактора­ми, их обусловливающими, а также с деятельностью государства и общества в этом направлении (объяснительная функция).

Кроме того, статистические показатели используются для оп­ределения тенденций изменения правонарушений, составления ста­тистического (криминологического) прогноза (прогностическая функция).

Познавательная функция статистических показателей заключа­ется также и в том, что они служат фактической базой как для те­оретических обобщений на более высоком уровне (например, для развития криминологической теории, доктрины уголовного права, основных направлений и принципов уголовной политики на современном этапе и др.), так и для выявления «тревожных» момен­тов в характеристике правонарушений, положительных сторон и не­достатков в деятельности правоохранительных органов для приня­тия на их основе своевременных решений и разработки мер по рас­пространению положительного опыта и устранению недостатков.

Вторая функция показателей правовой статистики, любых ее раз­делов, — управленческая. Как отмечалось, сама проблема социаль­ных показателей возникла в связи с нуждами практики социаль­ного управления в различных сферах жизни общества, причем да­леко не в последнюю очередь и в области социально отклоняюще­гося поведения. На их основе оценивались конкретные возможно- 1 сти и эффективность социальных программ, в том числе и контро- | ля над преступностью, оптимальная возможность их реализации.

Без достоверной, полной и своевременной, научно обоснован­ной информации о "правонарушениях, изменениях, происходящих в них, выраженных в соответствующих статистических показате­лях, управление процессом реализации государственных мер со­циального контроля над ними на всех уровнях (государства, субъ­екта Федерации, города, района и т.д.) невозможно. Управлен­ческие решения в этой сфере принимаются только на основе анализа данных как о состоянии правонарушений, так и об эф-

фективности деятельности правоохранительных органов по под­держанию в стране режима законности.

В процессе реализации управленческой функции статистиче­ские показатели активно используются для обоснования экономи­ческих расходов общества на правоохранительную деятельность.

Последние две функции — пропагандистская и стимулирующая — знакомы всем.

Как своеобразные индикаторы состояния общественного ор­ганизма одни социальные показатели могут выступать «социаль­ными защитниками», другие — «социальными обвинителями» общества. С их помощью в известной мере представляется возмож­ность оценивать состояние общества, его «нравственную физио­номию» и тем самым сравнивать общества с разными правовы­ми системами или на разных этапах их развития.

Статистический показатель в пропагандистской функции при­зван показать и доказать преимущества того или иного экономи­ческого строя, государства, ведомства или учреждения, той или иной социальной, правовой, в том числе и уголовно-правовой, по­литики на данном этапе развития общества.

Эта функция показателей совместима, не противоречит их основной функции — познавательной при условии, если такая про­паганда понимается как подлинно научная информация о состо­янии объекта наблюдения, по итогам которого рассчитываются со­ответствующие статистические показатели. Но если пропаганда под­чинена групповым, партийным, ведомственным или личным ин­тересам, если ее цель не объективное, а предвзятое информиро­вание, апологетика в целях защиты интересов или престижа оп­ределенных групп, ведомств и отдельных лиц, тогда происходят извращения статистических показателей, односторонняя ориен­тация на относительные показатели и т. д.

С этих позиций симптоматичными являются показатели пра­вонарушений несовершеннолетних как индикатор криминально­го неблагополучия затянувшейся перестройки общества. За 1996 г. несовершеннолетние совершили 1215убийств, более 5тыс. разбой­ных нападений, свыше 17 тыс. грабежей. А всего 340 тыс. подро­стков совершили общественно опасные деяния, из них 116 тыс. — дети младшего возраста. Около 900 тыс. детей и подростков состо­ят на учете в милиции, 280 тыс. употребляют алкоголь и наркоти­ки. За последние десять лет число смертей от употребления нар­котиков увеличилось в 12 раз, а среди детей — в 42 раза.

Глава VIII. Статистические показатели

Дети становятся наиболее криминальной частью общества. Их действия при совершении преступлений отличаются, как пра­вило, чрезвычайной жестокостью. Эксперты считают, что число беспризорников в стране достигло 4 млн. Мы перешагнули рубеж самой мрачной страницы в отечественной истории — гражданской войны. Маленькие изгои, обиженные и обозленные, брошенные на произвол судьбы, проходят жестокую школу борьбы за выжи­вание. Число «трудных» подростков в возрасте до 14—15 лет, от­численных из школ и ПТУ и нетрудоустроенных, более 2 млн; 40% преступлений совершено именно этой категорией детей.

Государственная система ворпитания подрастающего поколе­ния развалена. В стране практически отсутствует механизм пре­дупреждения безнадзорности и правонарушений. На 120 тыс. ежегодно совершающих общественно опасные деяния детей в стра­не существует всего 48 закрытых спецшкол и ПТУ на 8 тыс. мест. Большинству детей недоступны и учреждения досуга, где они могли бы развивать хоть какие-то положительные наклонности.

В стране действует около 20 специально ориентированных на подростков и молодежь социальных программ, но эффективность их реализации находится в прямой зависимости от финансирова­ния, которое не соответствует остроте проблемы1.

Специально посвященная этой проблеме коллегия Генераль­ной прокуратуры характеризовала состояние дел здесь, по сути, как преступление против детства, включающее жестокое обраще­ние, сексуальную и экономическую эксплуатацию, неисполнение обязанностей по воспитанию детей-2.

По данным исследователей американского Университета имени Дж. Гопкинса, при повышении уровня безработицы на 1 % возраста­ет число самоубийств на 4,1%, число заключенных — на 5,7%. Это значит, что для конкретного человека, потерявшего работу, жизнь ста­новится опаснее примерно в 14 раз только по трем факторам риска3.

О неблагополучии в российской армии наглядно свидетельст­вуют обобщающие статистические показатели уровня самоубийств:

1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 г. «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998—2000 гг.)» // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 3050.

2 См.: Яишанов Б. Жестокие дети // Российская газета. 1997. 10 июня.

3 См.: Карпухин Ю. Безработица, преступность и органы внутренних дел: ре­альность, современные проблемы и пути их решения // Вопросы статистики. 1995. № 12. С. 65.

§ 2. Значение (функции) и виды показателей правовой статистики

до революции в армии совершалось 3 самоубийства на 100 тыс. во­еннослужащих, сейчас, по сообщениям средств массовой инфор­мации, — 36.

Наглядно-пропагандистская функция статистических данных может проявляться на уровне обобщающих показателей (как в приведенном выше примере) и абсолютных величин, в том числе и незначительных в суммарном выражении. Вот наглядные примеры, свидетельствующие о том, насколько сильна нынче коррупция, пронизавшая властные структуры. В Курской облас­ти задержан с поличным при получении взятки в 10 тыс. долл. США заместитель прокурора Курчатовской межрайонной прокурату­ры. Деньги были переданы за прекращение двух уголовных дел. По со­общению министра внутренних дел А. Куликова, в одном из си­бирских регионов задержали преступную группу, у которой при обыске нашли программное обеспечение на научной основе вне­дрения преступных групп во властные структуры. По его мнению, из доходов преступных сообществ до 60% уходит на подкуп чинов­ников. О доходах преступных групп можно судить хотя бы по та­кому факту: начальник управления социальной защиты населения администрации Иркутской области и президент фирмы «Баргузин-Авто» под видом поставки автомашин из Южной Кореи для ин­валидов Великой Отечественной войны завладели бюджетными сред­ствами на сумму 458 тыс. долл. США1.

О размерах доходов организованных преступных групп и сооб­ществ свидетельствуют данные об изъятии у них правоохранитель­ными органами в 1996 г. ценностей на сумму 877 млрд руб., ва­люты — 3,9 млн долл. США, 74 кг золота, 228 кг серебра, 0,5 кг платины, ценных бумаг на сумму 126 млрд руб. В 1997 г. установ­ленная сумма ущерба (материального) от преступных посяга­тельств составила 13 543 млрд руб.; изъято имущества, денег, цен­ностей и добровольно погашено на сумму 2977,3 млрд руб.2

Стимулирующая функция статистических показателей находит широкое применение в большей мере в экономической статисти-

• См.: Российская газета. 1997. 1 июля; «Россия и коррупция: кто кого?»//Российская газета. 1998. 19 февр.

2 См.: О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях. Аналитические материалы / Под общей редакцией П.Т. Маслова. М., 1997; Состояние преступности в России за 1997 г. М., 1998. С.

Глава VIII. Статистические показатели

ке через призму натуральных, стоимостных, оценочных показате­лей'. Однако и в правовой, в частности уголовно-правовой, ста­тистике они занимают достойное место. Уголовно-правовые по­казатели могут быть стимулирующими тогда, когда они отража­ют не затраты, а результаты работы, и притом не промежуточные, а конечные, рассматриваемые с точки зрения обеспечения госу­дарством правового статуса личности в Российской Федерации, за­крепленного в гл. 2 Конституции России.

Чтобы оказывать положительное (стимулирующее) влияние, уго­ловно-статистические показатели должны отражать глубинные свойства преступности, с одной стороны, и деятельность государ­ства по контролю над ней — с другой. Правовая статистика долж­на стать способом получения информации о деятельности органов уголовной юстиции, а не оставаться лишь средством оценки объ­ема проделанной работы отдельных органов и их сотрудников.

Стимулирующая и оценочная функция возлагается на статисти­ческий показатель в том случае, когда от величины данного пока­зателя зависят оценка деятельности ведомства, коллектива или опе­ративных сотрудников, получение премий, наград, продвижения по службе или, наоборот, выговоров, служебного несоответствия и т.д.

Положение с этой функцией далеко не простое, особенно в деятельности индивидуальной, творческой — выявлении и пре­сечении преступлений, их раскрытии, осуждении виновного, пре­дотвращении необоснованного привлечения к уголовной ответст­венности, а также осуждения и наказания лиц, чья виновность не доказана.

Превращение какого-то показателя в оценочно-стимулирую­щий обусловливает одностороннюю ориентацию управляемой системы (правоохранительных органов) на этот показатель в ущерб конечным целям правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязан­ность государства (ст. 2 Конституции РФ).

С этих позиций на смену процентомании, приглаженных от­четов и рапортов о нагрузке, раскрываемости, объеме проделан­ной работы и т.д. в процессе научной поддержки проводимой в стране судебной реформы должны быть разработаны новые по-

i См.: Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Ели­сеевой. М.. 1996. С. 50-52.

Наши рекомендации