Значение (функции) и виды показателей правовой статистики
ние, прогнозирование). Она заключается прежде всего в том, что подсчитанные статистические показатели, характеризующие состояние, структуру, распространенность, динамику правонарушений, деятельностБ государственных органов и общества по реализации государственных мер социального контроля над ними, поддержанию в стране режима законности (описательная функция), кладутся в основу выявления статистической связи, зависимости, соотношения, закономерностей развития правонарушений с факторами, их обусловливающими, а также с деятельностью государства и общества в этом направлении (объяснительная функция).
Кроме того, статистические показатели используются для определения тенденций изменения правонарушений, составления статистического (криминологического) прогноза (прогностическая функция).
Познавательная функция статистических показателей заключается также и в том, что они служат фактической базой как для теоретических обобщений на более высоком уровне (например, для развития криминологической теории, доктрины уголовного права, основных направлений и принципов уголовной политики на современном этапе и др.), так и для выявления «тревожных» моментов в характеристике правонарушений, положительных сторон и недостатков в деятельности правоохранительных органов для принятия на их основе своевременных решений и разработки мер по распространению положительного опыта и устранению недостатков.
Вторая функция показателей правовой статистики, любых ее разделов, — управленческая. Как отмечалось, сама проблема социальных показателей возникла в связи с нуждами практики социального управления в различных сферах жизни общества, причем далеко не в последнюю очередь и в области социально отклоняющегося поведения. На их основе оценивались конкретные возможно- 1 сти и эффективность социальных программ, в том числе и контро- | ля над преступностью, оптимальная возможность их реализации.
Без достоверной, полной и своевременной, научно обоснованной информации о "правонарушениях, изменениях, происходящих в них, выраженных в соответствующих статистических показателях, управление процессом реализации государственных мер социального контроля над ними на всех уровнях (государства, субъекта Федерации, города, района и т.д.) невозможно. Управленческие решения в этой сфере принимаются только на основе анализа данных как о состоянии правонарушений, так и об эф-
фективности деятельности правоохранительных органов по поддержанию в стране режима законности.
В процессе реализации управленческой функции статистические показатели активно используются для обоснования экономических расходов общества на правоохранительную деятельность.
Последние две функции — пропагандистская и стимулирующая — знакомы всем.
Как своеобразные индикаторы состояния общественного организма одни социальные показатели могут выступать «социальными защитниками», другие — «социальными обвинителями» общества. С их помощью в известной мере представляется возможность оценивать состояние общества, его «нравственную физиономию» и тем самым сравнивать общества с разными правовыми системами или на разных этапах их развития.
Статистический показатель в пропагандистской функции призван показать и доказать преимущества того или иного экономического строя, государства, ведомства или учреждения, той или иной социальной, правовой, в том числе и уголовно-правовой, политики на данном этапе развития общества.
Эта функция показателей совместима, не противоречит их основной функции — познавательной при условии, если такая пропаганда понимается как подлинно научная информация о состоянии объекта наблюдения, по итогам которого рассчитываются соответствующие статистические показатели. Но если пропаганда подчинена групповым, партийным, ведомственным или личным интересам, если ее цель не объективное, а предвзятое информирование, апологетика в целях защиты интересов или престижа определенных групп, ведомств и отдельных лиц, тогда происходят извращения статистических показателей, односторонняя ориентация на относительные показатели и т. д.
С этих позиций симптоматичными являются показатели правонарушений несовершеннолетних как индикатор криминального неблагополучия затянувшейся перестройки общества. За 1996 г. несовершеннолетние совершили 1215убийств, более 5тыс. разбойных нападений, свыше 17 тыс. грабежей. А всего 340 тыс. подростков совершили общественно опасные деяния, из них 116 тыс. — дети младшего возраста. Около 900 тыс. детей и подростков состоят на учете в милиции, 280 тыс. употребляют алкоголь и наркотики. За последние десять лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей — в 42 раза.
Глава VIII. Статистические показатели
Дети становятся наиболее криминальной частью общества. Их действия при совершении преступлений отличаются, как правило, чрезвычайной жестокостью. Эксперты считают, что число беспризорников в стране достигло 4 млн. Мы перешагнули рубеж самой мрачной страницы в отечественной истории — гражданской войны. Маленькие изгои, обиженные и обозленные, брошенные на произвол судьбы, проходят жестокую школу борьбы за выживание. Число «трудных» подростков в возрасте до 14—15 лет, отчисленных из школ и ПТУ и нетрудоустроенных, более 2 млн; 40% преступлений совершено именно этой категорией детей.
Государственная система ворпитания подрастающего поколения развалена. В стране практически отсутствует механизм предупреждения безнадзорности и правонарушений. На 120 тыс. ежегодно совершающих общественно опасные деяния детей в стране существует всего 48 закрытых спецшкол и ПТУ на 8 тыс. мест. Большинству детей недоступны и учреждения досуга, где они могли бы развивать хоть какие-то положительные наклонности.
В стране действует около 20 специально ориентированных на подростков и молодежь социальных программ, но эффективность их реализации находится в прямой зависимости от финансирования, которое не соответствует остроте проблемы1.
Специально посвященная этой проблеме коллегия Генеральной прокуратуры характеризовала состояние дел здесь, по сути, как преступление против детства, включающее жестокое обращение, сексуальную и экономическую эксплуатацию, неисполнение обязанностей по воспитанию детей-2.
По данным исследователей американского Университета имени Дж. Гопкинса, при повышении уровня безработицы на 1 % возрастает число самоубийств на 4,1%, число заключенных — на 5,7%. Это значит, что для конкретного человека, потерявшего работу, жизнь становится опаснее примерно в 14 раз только по трем факторам риска3.
О неблагополучии в российской армии наглядно свидетельствуют обобщающие статистические показатели уровня самоубийств:
1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 г. «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998—2000 гг.)» // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 3050.
2 См.: Яишанов Б. Жестокие дети // Российская газета. 1997. 10 июня.
3 См.: Карпухин Ю. Безработица, преступность и органы внутренних дел: реальность, современные проблемы и пути их решения // Вопросы статистики. 1995. № 12. С. 65.
§ 2. Значение (функции) и виды показателей правовой статистики
до революции в армии совершалось 3 самоубийства на 100 тыс. военнослужащих, сейчас, по сообщениям средств массовой информации, — 36.
Наглядно-пропагандистская функция статистических данных может проявляться на уровне обобщающих показателей (как в приведенном выше примере) и абсолютных величин, в том числе и незначительных в суммарном выражении. Вот наглядные примеры, свидетельствующие о том, насколько сильна нынче коррупция, пронизавшая властные структуры. В Курской области задержан с поличным при получении взятки в 10 тыс. долл. США заместитель прокурора Курчатовской межрайонной прокуратуры. Деньги были переданы за прекращение двух уголовных дел. По сообщению министра внутренних дел А. Куликова, в одном из сибирских регионов задержали преступную группу, у которой при обыске нашли программное обеспечение на научной основе внедрения преступных групп во властные структуры. По его мнению, из доходов преступных сообществ до 60% уходит на подкуп чиновников. О доходах преступных групп можно судить хотя бы по такому факту: начальник управления социальной защиты населения администрации Иркутской области и президент фирмы «Баргузин-Авто» под видом поставки автомашин из Южной Кореи для инвалидов Великой Отечественной войны завладели бюджетными средствами на сумму 458 тыс. долл. США1.
О размерах доходов организованных преступных групп и сообществ свидетельствуют данные об изъятии у них правоохранительными органами в 1996 г. ценностей на сумму 877 млрд руб., валюты — 3,9 млн долл. США, 74 кг золота, 228 кг серебра, 0,5 кг платины, ценных бумаг на сумму 126 млрд руб. В 1997 г. установленная сумма ущерба (материального) от преступных посягательств составила 13 543 млрд руб.; изъято имущества, денег, ценностей и добровольно погашено на сумму 2977,3 млрд руб.2
Стимулирующая функция статистических показателей находит широкое применение в большей мере в экономической статисти-
• См.: Российская газета. 1997. 1 июля; «Россия и коррупция: кто кого?»//Российская газета. 1998. 19 февр.
2 См.: О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях. Аналитические материалы / Под общей редакцией П.Т. Маслова. М., 1997; Состояние преступности в России за 1997 г. М., 1998. С.
Глава VIII. Статистические показатели
ке через призму натуральных, стоимостных, оценочных показателей'. Однако и в правовой, в частности уголовно-правовой, статистике они занимают достойное место. Уголовно-правовые показатели могут быть стимулирующими тогда, когда они отражают не затраты, а результаты работы, и притом не промежуточные, а конечные, рассматриваемые с точки зрения обеспечения государством правового статуса личности в Российской Федерации, закрепленного в гл. 2 Конституции России.
Чтобы оказывать положительное (стимулирующее) влияние, уголовно-статистические показатели должны отражать глубинные свойства преступности, с одной стороны, и деятельность государства по контролю над ней — с другой. Правовая статистика должна стать способом получения информации о деятельности органов уголовной юстиции, а не оставаться лишь средством оценки объема проделанной работы отдельных органов и их сотрудников.
Стимулирующая и оценочная функция возлагается на статистический показатель в том случае, когда от величины данного показателя зависят оценка деятельности ведомства, коллектива или оперативных сотрудников, получение премий, наград, продвижения по службе или, наоборот, выговоров, служебного несоответствия и т.д.
Положение с этой функцией далеко не простое, особенно в деятельности индивидуальной, творческой — выявлении и пресечении преступлений, их раскрытии, осуждении виновного, предотвращении необоснованного привлечения к уголовной ответственности, а также осуждения и наказания лиц, чья виновность не доказана.
Превращение какого-то показателя в оценочно-стимулирующий обусловливает одностороннюю ориентацию управляемой системы (правоохранительных органов) на этот показатель в ущерб конечным целям правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
С этих позиций на смену процентомании, приглаженных отчетов и рапортов о нагрузке, раскрываемости, объеме проделанной работы и т.д. в процессе научной поддержки проводимой в стране судебной реформы должны быть разработаны новые по-
i См.: Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. М.. 1996. С. 50-52.