Пропаганда нацистской идеологии

Гитлер любил повторять, что «государством правит тот, кто правит улицами». Гиммлер уточнял: «Будущее рейха и национал-социалистического движения – те, кто сейчас беззаботно играют в садах и парках немецких городов…» (1, с. 24). Поэтому пропаганде в нацистской Германии уделялось особое место.

Восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования Третьего рейха сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс. Большинству побед Гитлер и его движение обязаны незаурядным способностям министра пропаганды.

Геббельс досконально изучил американский опыт воздействия на массовое сознание и использовал его для Германии. Оценив по достоинству возможности пропаганды, Геббельс утверждал, что пропаганда – это искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают. Геббельс превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, мессией, призванным спасти Германию. Задачей Геббельса было держать народ в состоянии нервного возбуждения, и в этом он весьма преуспел.

Случилось так, что подписавший оскорбительный и неугодный для Германии Версальский договор канцлер Эберт был евреем. Евреями были лидеры немецкого коммунистического движения Роза Люксембург и Клара Цеткин. Традиционные «еврейские промыслы» – юриспруденция, медицина, торговля, ювелирное и банковское дело – процветали на фоне обнищания нации. Геббелевские издания непрестанно публиковали статистические выкладки, согласно которым «в сегодняшней Германии евреи контролируют не менее 80% универсальных магазинов, 10% медицинских клиник, четверть розничной торговли и пятую часть немецкой банковской системы» (4, с. 28).

Министр пропаганды сумел подчинить своей власти все сферы идеологического воздействия на сознание масс: прессу, радиовещание, литературу, музыку, кинематографию, театр, изобразительное искусство, коммерческую деятельность, туризм. Под его началом работало около тысячи официальных пропагандистов.

Прямолинейные, броские, максимально адаптированные тексты патриотических пассажей разрабатывались экспертами министерства пропаганды Геббельса и адресовались, в первую очередь, не обремененной интеллектом молодежной аудитории, где они и получили широкую поддержку. Из-под пера Геббельса вышло множество лозунгов, растиражированных по всей стране: «Евреи – наше несчастье», «Кровь и почва», «Народ без пространства», «Не покупай у еврея – не продавай нацию», «Осторожно, враг подслушивает. Знай, твоим соседом может оказаться еврей», а также надписей в местах массового отдыха: «Не для евреев», «Евреи нежелательны» и т. д. (1, с. 32). Поэтому концепция «все беды Германии – от евреев» была воспринята публикой «на ура»: немецкий народ поверил в эту идею и поддержал Гитлера в его антисемитской политике.

Еще в начале 30-х гг. Геббельс издал памфлет, ставший образцом для всей последующей пропагандистской работы в Германии:

«Почему мы националисты?

Мы националисты потому, что мы видим в нации единственную возможность защиты и поддержки всего нашего существования. Нация – это органическое объединение людей для обороны и защиты собственной жизни. Тот, кто понимает это как слово и дело, тот – часть нации. Сегодня в Германии национализм выродился в буржуазный патриотизм, и его мощь исчерпала себя в борьбе с ветряными мельницами. Они говорят «Германия», а подразумевают монархию. Они провозглашают свободу, а имеют в виду черно-бело- красное знамя [флаг Веймарской республики].

У нового национализма собственные безусловные требования. Я люблю Германию и одновременно ненавижу капитализм; я не только могу, я обязан так поступать. Возрождение нашего народа зависит лишь от уничтожения системы, которая обкрадывает здоровые силы нации…

Евреев не интересует решение наболевших проблем Германии. Им это не нужно. Они живут тем, что считают, будто решения нет вообще. Если мы сумеем объединить германский народ в единое целое и обеспечить его свободой перед лицом всего мира, тогда евреям не останется места среди нас. Евреи несут ответственность за наши страдания и они наживаются на этом.

Вот почему мы, как националисты и социалисты, против евреев. Они разлагают нашу расу, оскверняют нашу мораль, подрывают наши обычаи и разрушают нашу мощь.

Антисемитизм, говорят, – это не по-христиански. По их мнению, христианин это тот, кто наблюдает, как еврей затягивает ремень вокруг его шеи. Быть христианином, значит: любить ближнего, как себя самого! Мой ближний это тот, кто связан со мной кровью. Если я люблю его, то я должен ненавидеть его врагов. Тот, кто считает себя немцем, должен презирать евреев. Одно вытекает из другого» (1, с. 58).

Таким образом, Геббельсу удалось создать в массовом сознании образ «вездесущего и всевластного», но на поверку очень уязвимого врага, направив на него безудержный гнев толпы.

И все же, Геббельс был не до конца честен со своим народом, поскольку мало кто из немцев знал, какие ужасы творятся в концентрационных лагерях. Большинство было уверено, что «освобождая пространство», руководство страны просто выселяет неугодных за пределы Германии, тогда как на самом деле их просто безжалостно убивали...

Грамотно построенная пропаганда, вера в высшую идею и непогрешимость фюрера застилала глаза немецкому народу, который вовремя не обратил внимания на начавшуюся войну и вынужден был поддерживать нацистов до конца.

Но рейхстаг пал… А вместе с ним канули в лету и закон биологической гравитации, и теория автаркии, и расовая доктрина о сверхлюдях. Нацизм не смог долго продержаться на политической сцене; остается надеяться, что подобный режим действительно нежизнеспособен и не сможет утвердиться более ни в одном государстве, поскольку этому, наверное, противостоят объективные причины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нацистский чиновник Ханс Франк как-то сказал, что, как это ни печально, но империи, созданные на демократических принципах, существуют до скончания веков, а империи, созданные на принципах ненависти и физическом насилии, всегда имеют довольно короткий срок существования.

Нацисты полностью подтвердили эту аксиому, противопоставив себя по расовому признаку, политическими и военными действиями всему остальному человечеству. Таким образом, превознося себя над всеми остальными народами, нацисты дали этим народам лишний повод для ненависти и желания отомстить. Расистская идеология давала нацистам обманчивое впечатление, что они всегда будут выходить победителями в борьбе с «низшими расами», которых они приговорили к уничтожению. Считая славян людьми «второго сорта», Германия своими руками отталкивала от себя потенциальных союзников – народы, изначально встретившие германские войска как освободителей.

Считая русских людьми «второго сорта», Гитлер совершил непростительную ошибку, недооценив противника, который смог собственными силами оказать достойное сопротивление германской военной машине и свергнуть нацистский режим.

Итальянский фашизм

Введение
Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… Это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и, не может быть будущего. В 1945 году фашизм потерпел сокрушительное поражение: «Победоносно завершилась небывалая в истории по своим масштабам и ожесточенности битва против наиболее реакционной ударной силы империализма – гитлеровского фашизма, ставившего своей целью уничтожение русского государства, установление мирового господства». Вторая мировая война, развязанная фашистами, принесла человечеству неисчислимые страдания: 56 млн. человек было убито, свыше 90 млн. – ранено, 28 млн. – остались инвалидами. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек. Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и др. странах Европы. Человечество не может, не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему встревоженная память человечества вновь и вновь обращается к урокам страшных лет фашизма. Это обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться. Однако развитие после второй мировой войны, события последних лет свидетельствуют, что фашизм отнюдь не принадлежит прошлому. Кто виноват в том, что фашизм (по крайней мере, в нашей стране) не стал вехой истории? Как ни парадоксально, но факт: пережив Вторую Мировую Войну и испытав на себе всю тяжесть «нового порядка» в Европе, современное общество не в состоянии полностью оградить себя от рецидивов фашизма.
То тут, то там можно слышать о неофашистских организациях, о возрождении тоталитарной системы. Через столько лет после победы над Гитлером появляются так называемые «баркашовцы», творят беспредел, используют явно фашистскую символику, прослеживается та же идеология.… Поэтому тему фашизма я считаю актуальной, последние события об этом явно свидетельствуют.
В своем реферате я поставила цель изучить историю развития и становления фашизма, считаю нужным рассказать о явлении фашизма как таковом и подробнее остановиться на итальянском фашизме. В своей работе я использовала не только научную, но и художественную литературу, статьи периодических изданий, учебные материалы.
Прежде, чем начинать говорить о фашизме, нужно дать его определение. «Фашизм носит имя, само по себе ничего не говорящее о духе и целях этого движения. Fascio означает «объединение» или «союз», так что фашисты – это союзники, а «фашизм должен означать» «союзничество». В отличие от таких понятий, как консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм и т.д., понятие «фашизм» лишено содержания. Итальянское fascio происходит от латинского fascis, так назывались связки розог у римских ликторов (почетных стражей). В 19 веке этим словом пользовались республиканские, профсоюзные и социалистические группы, чтобы выразить свое отличие от партий. Затем, уже в 20 веке так именовали себя итальянские правые, дальше речь идет о разных итальянских союзах, имевших в своем названии это слово, например, «fascio di combattimento» – «Союз борьбы», 1921 г. – Partia Nationale Fascista – Национальная фашистская партия. Вот какое определение можно найти в философском словаре: Фашизм (итал. Fascio – объединение) – открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических, империалистических элементов финансового капитала. Выражает неспособность удерживать власть обычными, демократическими методами… Фашизм служит выражением того, что растущее стремление народных масс к свободе можно пресекать лишь кровавым насилием и террором. Поэтому характерным для фашизма является уничтожение всех, даже элементарных, демократических свобод внутри страны, разгром рабочих и других прогрессивных организаций, установление открытого террористического режима, с помощью которого поддерживается власть буржуазии, политика подготовки и проведения захватнических войн с целью закабаления независимых народов и завоевания мирового господства империалистической буржуазией той или иной
страны. Само слово «фашизм» традиционно ассоциируется с Германией 1933–1945 годов. Это связано с типично советской точкой зрения, которая видит в режимах Гитлера и Муссолини единую силу, являющуюся реакцией крупной буржуазии на победное шествие коммунистической идеологии. В режимах Гитлера и Муссолини действительно есть много общего. Впрочем, в 1935 году, когда VII конгресс Коминтерна сформулировал этот тезис, между этими режимами было меньше общего, чем между советским и германским режимами, что, кстати, признавал и Гитлер. С другой стороны, итальянский фашизм стал первым опытом власти «партии нового типа» некоммунистической направленности, и в этом смысле действительно явился предшественником нацизма. Поэтому фашизм в строгом смысле слова – прежде всего явление итальянское.

Наши рекомендации