Социальное включение как основополагающая концепция целевых мер социальной политики

Все целевые группы социальной политики, представленные людьми с особыми потребностями, оказываются в ситуации неравных возможностей по сравнению с людьми с общими потребностями. Это проявляется в трудоустройстве, трудовой деятельности, профессиональном росте, образовании, брачной и семейной жизни, доступе к услугам здравоохранения, культурной жизни, досуге, туризме, рекреации, коммуникации, справедливом признании своих особых заслуг перед обществом и ответственности общества за их социальные проблемы (инвалиды и ветераны боевых действий, ветераны труда, участники ликвидации техногенных катастроф и т.д.).

Неравные возможности вызывают социальное исключение, или социальную эксклюзию[12](от лат. exclusio – «исключение, устранение, удаление»), людей с особыми потребностями. Опасной тенденцией становится устойчивый характер социального исключения и его воспроизводство внутри самой группы. Объективное воспроизводство социальных проблем данной группы и субъективное воспроизводство её социального статуса в сознании самой группы закрепляет определённые модели поведения и реакции людей с особыми потребностями, что подрывает социальную безопасность всего общества и разрушает единство социума.

В психологии и медицине закрепление и воспроизводство своего неполноценного статуса называется стигматизацией (от др.-греч. στίγμα – «клеймо»). Субъективные процессы стигматизации выходят далеко за рамки проблем социального исключения. Например, у девушки, подверженной навязчивому стремлению выйти замуж, в случае безуспешных попыток подобрать и привлечь достойного кандидата на брак, возникает необоснованное убеждение в том, что она в чём-то неполноценна и несёт на себе какое-то проклятие, невидимое клеймо или стигму. Вместо смены или рациональной коррекции своего поведения или своего отношения к замужеству, она из-за навязчивости своего желания во всё более гипертрофированном виде воспроизводит проигрышные модели поведения, например, делится своими переживаниями, связанными со стигматизацией, с потенциальными кандидатами. Как следствие, эта стигма становится заметной её партнёрам и собеседникам и производит, как правило, отталкивающий эффект. Реакция социального окружения в ещё большей степени закрепляет убеждённость девушки в наличии стигмы. Формируется порочный круг процесса стигматизации, в рамках которого её шансы на замужество значительно снижаются.

Стигматизация в рамках процессов социального исключения имеет более объективную природу. Например, две выпускницы одного среднего профессионального учебного заведения безуспешно пытаются трудоустроиться. Первая объясняет свою неудачи отсутствием спроса на свою квалификацию на рынке труда, экономическим кризисом в соответствующей отрасли экономики, неадекватно низкой предлагаемой заработной платой, предубеждённостью потенциальных работодателей против женского труда в данной отрасли, их нежеланием нанимать неопытного специалиста женского пола, которая при том может обзавестись семьёй, забеременеть и родить ребёнка, что повлечёт за собой социальные обременения для работодателя. Вторая сводит неудачи к своим личностным характеристикам, впадая в порочный круг стигматизации. В целом, в исключённой социальной группе проявляются тенденции к снижению своей социальной адаптивности.

В рамках активирующей социальной политики, её ключевым и общим приоритетом служит социальное включение всех слоёв и групп населения. Концепция социального включения разработана специалистами в области социальной политики в североевропейских странах и стала общепринятым приоритетом внутренней социальной политики Евросоюза[13].

Активно обсуждается политика социального включения на уровне ООН в качестве концептуальной основы деятельности международных организаций, специализирующихся на медицинской помощи, благотворительности и других социальных аспектах[14]. В качестве главных оппонентов политики социального включения на уровне ООН выступают американские, либерально ориентированные политики и учёные.

Сторонники социального включения затрагивают трудноразрешимую проблему неравенства в уровне социального развития между странами и континентами в мировом масштабе. Процессы глобализации и миграции не позволяют эффективно решить проблему социального исключения в отдельно взятой стране. Тем не менее, в России политика социального включения имеет исключительно большое значение с точки зрения колоссального этнического, конфессионального и культурного разнообразия населения страны.

Контрольные вопросы

1. Как классифицируются меры социальной политики в зависимости от направленности на различные группы населения?

2. Кем представлены «люди с особыми потребностями»?

3. Какие термины используются для обозначения людей с особыми потребностями?

4. В чём главное различие в подходах в выделении целевых групп социальной политики на Западе и в России и в чём причина такого различия?

5. Каковы тенденции изменения вышеупомянутого подхода в России?

6. В чём состоит концепция социального включения?

7. Что такое стигматизация?

Литература

Байтеров М. Бедность и политика адресной социальной помощи малообеспеченным семьям // Человек и труд. – 2001. – № 1. – С.16-28.

Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и др. Концептуальные основы социальной политики / Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. – М., 1996. – С.59-77.

Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность / Г.Е. Бесстремянная, А.Я. Бурдяк, А.С. Заборовская [и др.]; рук. авт. колл. Л.Н. Овчарова. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. – 348 с.

Политика доходов и качество жизни населения / Ред. Н.А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003. – 653 с.

Смирнов, С.Н., Сидорина, Т.Ю. Социальная политика: Учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 432 c.

Тихонова, Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. – М.: Институт социологии РАН, 2007. – 320 с.

Hanesch, W. Poverty and Social Exclusion in the Context of a Streamlined Co-ordination of Social Protection / Refining the Social Dimension in an Enlarged EU. – Saarijarvi: Gummerus Printing, 2005. – P. 125-130.

Putting People at the Center of Sustainable Development. Proceedings of the Expert Meeting on the Social Dimension in Sustainable Development / Ed. Ronald Wiman. – Vol. 1: Policy Themes – A Synthesis. – Saarijarvi: Gummerus Printing, 1999. – 117 pp.

Наши рекомендации