Виды административных правоотношений. Учитывая многообразие сферы государственного управления, административно-правовые отношения различны по своему характеру
Учитывая многообразие сферы государственного управления, административно-правовые отношения различны по своему характеру, содержанию и направленности.
Наиболее общая классификация видов административно-правовых отношений дана в работах профессора А.П. Коренева, который их разделил:
по содержанию;
по соотношению прав и обязанностей участников отношений;
по характеру порождающих их юридических фактов.
Профессор Ю.Н. Старилов, помимо названных видов, классифицирует административно-правовые отношения:
по целям;
по составу участников;
по направлению деятельности и др.
Есть ряд других научных подходов по данному вопросу. Рассмотрим некоторые критерии классификации.
По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные.
По составу участников административно-правовые отношения классифицируются на отношения:
участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);
между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;
между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;
между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.
По направлению деятельности выделяются:
административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции. По всем вопросам жизнедеятельности — Правительство Российской Федерации, субъектов РФ; правительство (администрации) краев, областей; городская, районная, сельская администрации;
административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции подведомственного характера, по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
По своему содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
Материальными административно-правовыми отношениями называются также общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.
Процессуальные административно-правовые отношения — отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами. Взаимоотношения материальных и процессуальных правоотношений характеризуются тем, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных отношений. Кроме того, административно-процессуальные отношения «обслуживают» правовые отношения ряда других отраслей права. Так, посредством административно-процессуальных отношений реализуются материальные отношения финансового, земельного и других отраслей права.
По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:
1) отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);
2) отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).
Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Они характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. Например, между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления.
Вертикальные административно-правовые отношения возникают также в случаях, когда акт одного субъекта административного правоотношения в соответствии с законодательством является обязательным для другого субъекта. Так, органы исполнительной власти наделяются полномочиями принимать акты, которые являются обязательными не только для непосредственно подчиненных им органов и организаций, но и для органов, организаций, предприятий, учреждений, объединений, служащих, не находящихся в подчинении, и граждан. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения.
Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны с подчиненностью. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Субъекты этих правоотношений не связаны с подчиненностью.
Таким образом, если одним из субъектов горизонтальных правоотношений является гражданин, то он, как правило, реализует свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны соблюдать и защищать конституционные права граждан.
По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.
Административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.