Административно-правовые отношения. Административно-правовые отношения являются разновид­ностью правовых отношений, разнообразных по своему характе­ру

Административно-правовые отношения являются разновид­ностью правовых отношений, разнообразных по своему характе­ру, юридическому содержанию, их участникам. Административно-правовое отношение –это урегулирован­ное административно-правовой нормой управленческое обще­ственное отношение, в котором стороны выступают как носите­ли взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантиро­ванных административно-правовой нормой.

Признаки административно-правовых отношений:

Ø возникновение на основе норм административного права;

Ø возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;

Ø наличие обязательного субъекта, наделенного государствен­но-властными полномочиями;

Ø участники этих отношений наделены субъективными права­ми и юридическими обязанностями;

Ø правовые отношения имеют много разновидностей;

Ø реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

Ø споры, возникающие между сторонами административно-пра­вовых отношений, разрешаются, как правило, в администра­тивном (внесудебном) порядке.

Административно-правовые отношения могут возникать между:

- органами государственного управления (например, исполкомом и РОВД);

- органом государственного управления и общественной организацией (например, РОВД и штабом ДНД);

- между органами государственного управления и гражданами (например, между РОВД и гражданином).

Следовательно, субъектами административно-правовых отношений являются:

- органы государства;

- государственные учреждения;

- предприятия и организации;

- институты гражданского общества и их представители;

- граждане, иностранцы и лица без гражданства.

Объектом административно-правовых отношений являются действия (поведение) людей, с помощью которых реализуются права и обязанности, предусмотренные для данного правоотношения.

Административно-правовые отношения возникают между субъектами на основании юридических фактов, под которыми понимаются действия (бездействия) или события, а так же при наличии административно-правовой нормы.

Юридический факт – это те конкретные жизненные обстоятельства, с которыми данная норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения между данными сторонами. В качестве таких обстоятельств предусматриваются, прежде всего, действия, а в некоторых случаях и события.

Действия представляют собой такие факты, которые происходят по воле людей, являются результатом их волеизъявления. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия – это такие действия, которые основываются на требовании административно-правовых норм и им соответствуют (например, требование работника милиции к гражданину прекратить нарушение общественного порядка или приказ руководителя предприятия о зачислении на должность).

Юридическим фактом, влекущим возникновение административно-правовых отношении может быть и бездействие (например, гражданин, достигший 16-летнего возраста не идет получать паспорт). Следовательно, неправомерные действия – это такие действия, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм.

События – это такие юридические факты, которые не зависят от воли людей (рождение ребенка, смерть, стихийные бедствия и др.). Например, смерть гражданина вызывает обязанность его родственников зарегистрировать факт смерти в органах ЗАГС, стихийное бедствие дает основание для производства ревизии имущества.

На основе всего сказанного можно выделить характерные особенностиадминистративно-правовых отношений.

1. Они складываются только в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, в процессе государственного управления.

2. Одной из сторон (субъектом) обязательно выступает государственный орган или его полномочный представитель.

Наши рекомендации