Коммунистическая партия и Советы (1917 – середина 1930-х годов).

Коммунистическая партия всегда занимала особое место в жизни всего советского общества.

История партии в России ведется с начала ХХ века с момента объединения нескольких социал-демократических, а также многочисленных марксистских кружков. Как отдельная партия РСДРП (б) выделилась формально в 1917г., а фактически в 1912г. из большевистской фракции РСДРП, возникшей на II съезде в 1903г. Несмотря на то, что она была не самой многочисленной, она была наиболее организованной, целеустремленной и быстро реагирующей на настроения масс. В ее программе были заложены принципы, близкие народу: фабрики - рабочим, землю - крестьянам, свобода - нерусским народам. Вождем партии и ее бесспорным лидером, имевшим огромное влияние на массы был В. И. Ленин. Благодаря этим факторам, а также сложившейся революционной ситуацией в октябре 1917г. в России, большевистской партии удалось легко и практически бескровно одержать победу в октябрьском вооруженном восстании.25 октября 1917г. открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти. На нем "факт свержения прежней власти был юридически закреплен принятием обращения "Рабочим, солдатам и крестьянам!", которое одновременно провозгласило установление Советской власти в стране, т.е. образование Советского государства. В нем содержались и первые нормы советского права".

На втором заседании съезда было избрано первое Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (Совнарком), состоящее только из большевиков. Совнарком был подотчетен Съезду Советов и новому ЦИКу. Большинство в составе ЦИКа принадлежало большевикам (62 места из 100) и левым эсерам.

Конституция РСФСР 1918г. закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. "Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому Съезду Советов, а в период между Съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов". "Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы (Народные Комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления". Следует отметить, что Конституция 1918г исключает возможность "эксплуататоров" занимать какое-либо место в органах власти, закрепляя тем самым принадлежность власти "исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Совету Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов"

ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он давал "общее направление деятельности" правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них.

Совнарком мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК. Также, народным комиссарам предоставлялось право "единолично принимать решения по всем вопросам" соответствующего народного комиссариата.

Таким образом, законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. СНК обладал помимо этого и исполнительной властью.

"Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации их компетенции. Этот принцип получил наименование демократического централизма"

Новая структура власти практически исключила свободу выборов. Конституция предоставляла избирательное право только лицам, "добывающим средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом", а также солдатам и нетрудоспособным. Этого права лишались лица, прибегающие к наемному труду, живущие на проценты с капитала, частные торговцы и посредники, служители церкви. Даже для рабочих и крестьян устанавливалось неравное избирательное право: рабочие и другие жители городов избирали на съезд Советов от городских Советов одного представителя от 25 тысяч избирателей, а крестьяне от губернских - одного от 125 тысяч.

Постепенно политическая роль Советов падала. Их съезды проходили раз в несколько месяцев, а с 1919г. - один раз в год. ВЦИК собирался один раз в два месяца, постоянно действующим органом законодательной власти стал Президиум ВЦИК. Перевыборы в местные Советы постоянно откладывались. Выборы, на которых побеждали эсеры и меньшевики в ряде крупных городов в мае-июне 1918г., власть признавала недействительными. В середине июня специальным декретом эсеры и меньшевики были исключены из состава всех Советов и отстранены от выборов в них. Таким образом, происходило уничтожение политической оппозиции.

Реальная власть стала сосредотачиваться в партийных большевистских органах. Они издавали распоряжения, обязательные для Советов, влияли на состав исполкомов и самих Советов. Фактически на смену власти Советов пришла власть большевистской партии. На съездах партии обсуждались и решались конкретные вопросы жизни страны, затрагивающие права и интересы всех граждан, независимо от их партийной принадлежности. Все назначения в советский (государственный) аппарат осуществлялись только через партийные решения, партийный аппарат становился главным механизмом выдвижения политического руководства страны на всех уровнях.

Свидетельством того, что партия фактически являлась главной политической силой в стране, является создание СССР.

В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) принял решение о необходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов. В ноябре Политбюро ЦК РКП (б) одобрило "Основные пункты Конституции СССР", на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.6 июля 1923г. ВЦИК принял, а 31 января 1924г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР, ставшей преемницей Конституции РСФСР 1918г. Характерно, что в Конституции СССР 1924г. нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления.

В соответствии с основными положениями конституции, Съезд Советов СССР был объявлен верховным органом государственной власти, в период между съездов - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета национальностей. В период между сессий ЦИК СССР высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом был Президиум ЦИК СССР.

Президиум ЦИК СССР мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Тем не менее, акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог только приостановить, отправив запрос об их отмене в ЦИК СССР.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров (СНК) СССР. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК СССР.

На рубеже 20-30х гг. в стране сформировалась тоталитарная система власти. Ее предпосылками являлась монополия коммунистической партии на власть с лета 1918г., а также ликвидация ее оппозиции. В сложившейся административно-командной системе государственные и хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и в рамках централизованного управления ведомственного аппарата. Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. Но И. В. Сталин, провозгласивший курс на всемерное укрепление государственной власти, со временем пришел к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результате появилась Конституция, действительно очень демократической для своего времени.5 декабря 1936г. Чрезвычайный VIII съезд Советов Союза ССР принял новую Конституцию.

В этой Конституции прослеживается принцип разделения властей: "законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР", "высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР", высшим судебным органом является Верховный Суд СССР. В Конституции указывается на независимость судей, а также независимость органов прокуратуры от "каких бы то ни было местных органов власти".

Конституция 1936г. ушла от дискриминации в избирательных правах, провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории советского государства провозглашались важнейшие социальные права: на труд, отдых, материальное обеспечение по старости и болезни, медицинское обслуживание, образование. Декларировались и важнейшие личные и политические свободы: неприкосновенность личности и жилища, совести, слова, печати, собраний и митингов, шествий и демонстраций, союзов и общественных организаций. Но, несмотря на ярко выраженные демократические начала, закрепленные в Основном законе государства, Конституция 1936г. во многом носила декларативный характер. Новая волна репрессий, последовавшая почти сразу после ее принятия, стала тому подтверждением.

Победа и последовательное укрепление однопартийной системы привели к усилению роли Коммунистической партии в государственном управлении. Так, впервые законодательно в ст.126 Конституции закреплялась ведущая роль Коммунистической партии Советского союза в жизни общества, "являющейся передовым отрядом трудящихся в борьбе за построение коммунистического общества и представляющей руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".

В Конституции 1936г., ступенчатые выборы были заменены прямыми во все уровни Советов, поскольку система советов образца 1918г., когда выборы начинались с самых низовых Советов и все вышестоящие советы формировались из нижестоящих, плохо поддавались прямому партийному управлению. Также, коммунистическая партия упоминается и в ст.141, где указывается, что кандидаты для участия в выборах должны отбираться некими общественными организациями, среди которых - коммунистическая партия, которой отведено скромное место наравне с профсоюзами, кооперативами, организациями молодежи и культурными обществами. Таким образом, выдвижение нужных людей в органы советской власти перестало быть проблемой. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные посты. Власть партийного аппарата срасталась с властью государственного аппарата.

СССР теперь именовался не государством диктатуры пролетариата, а общенародным социалистическим государством. Соответственно Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. На практике Советы всех уровней оставались безвластными и призваны были лишь единогласно утверждать решения партийных органов. "Выборы в Советы оставались фикцией: в избирательных бюллетенях значилась единственная фамилия кандидата от "нерушимого блока коммунистов и беспартийных".

Таким образом, по Основным законам советского государства (Конституциям 1918, 1924, 1936 и 1977гг.) прослеживается возрастающая роль Коммунистической партии в жизни общества в целом, а также ее основное, главенствующее место в механизме власти. И, несмотря на то, что в Конституциях 1918 г. и 1924 г. о ней даже не упоминается, и только в Конституции 1936 г. впервые законодательно закрепляется ее роль, а в Конституции 1977 г. она уже объявляется "руководящей и направляющей силой советского общества", можно с уверенностью сказать, что на протяжении всей советской истории коммунистическая партия была доминирующей политической силой в стране, реально обладающей всей полнотой власти

Наши рекомендации