Истоки, история и новации древнегреческого театра.

Истоки театра связаны с первобытностью (5 тыс.до н.э.) – «детством человечества».

Первобытные люди пытались изобразить окружающую среду, люди хотели очеловечить природу, дать объяснение природным явлениям.

Театр получает путевку в жизнь в Др.Греции, это связано с культурным и социальным развитием полисов.

Периодика:

  1. гомеровский период 11-9 вв. до н.э.
  2. архаический 8-6 вв. до н.э.
  3. классический 5-4 вв. до н.э.
  4. эллинистический 4-1 вв. до н.э.

Причины: благоприятная социальная среда, демократическое устройство полисов (открытость), приходила новая интеллигенция – появлялась новая идеология. В Греции отсутствовала могущественная организация жрецов (сначала благо людей, потом религия). Культуру никто не монополизировал, она принадлежала всем (это предопределило свободный характер образования, свободную систему образования, особую форму воспитания детей – человек становится эстетом).

Театральное искусство – продукт вышеобозначенных предпосылок.

Культ природы лежит в основе эстетизма древних греков.

Еще одна предпосылка: особенности древнегреческой религии. Религия являлась неотъемлемой частью культуры, но греки, в отличие от всех остальных предшественников, воспринимали религию как приятное дополнение к жизни (полубоги в мифах). Это поднимало человека до уровня богов, давало перспективы для создания художественных образов сильных людей, героев.

Античному театру предшествовал длительный период развития культуры. Сперва развивался фольклор (пословицы, поговорки, песни – гимны богам, мифы и легенды). Илиада и Одиссея (8 в до н.э.).

Появляются лирические произведения Тритея (элегии). В них он связывает высшую добродетель с победой в войне, чем впоследствии занимаются все остальные поэты того времени.

Драма родилась в Греции в 6 в до н.э. Рождение ее связано с обрядовыми сторонами жизни греков. Изначально драма посвящалась богам – покровителям земледелия. Первые драмы были адресованы богине Деметре, ее дочери Персефоне и Дионису. Обрядовые игры (каждый жрец был богом) превращались в культовую драму (закрытый театр). На праздниках, посвященных Дионису, воспевали карнавальные песни: было много ряженых, которые всех веселили – вакханалия. Т.к. люди находятся в образе богов, то и боги веселятся как люди.

Отсюда выросли 3 жанра:

  1. трагедия
  2. комедия
  3. сатира

Трагедия(связана с божествами, это весело) характеризуется этими элементами:

  1. гамартия (поступок, который приводит героя к гибели)
  2. гибрис (гордость героя, который упорствует, сохраняя верность чему-либо, долгу)
  3. пафос (страдания героя)
  4. катарсис (очищение души посредством страха и сострадания)

В трагедии герой обладает свободой и несвободой. Обладая свободой выбора, он вступает в отношения с судьбой, которая его ограничивает.

Структура древнегреческой трагедии:

  1. вводный диалог (пролог)
  2. вступление хора с песней (парод, пародиус)
  3. цепь действий (эписодии)
  4. песни хора (стасимы)
  5. общий плач (комос)
  6. торжественный уход хора и солистов (эксод)

Главный в древнегреческом театре был хор. В трагедиях Эсхила партия хора составляет наибольшую часть пьесы (больше половины текста). После Эсхила партия хора занимает не более 20% пьесы (заканчивает и начинает спектакль).

Комедия (ритуальная песнь - ГРУСТНО).

Критерии, отличающие комедию от трагедии:

  1. Действующие лица занимают низшее положение в обществе (лица из народа)
  2. Счастливая развязка
  3. Последним моментом является вызов у зрителей истерического смеха

Аристотель говорит, что будучи подражанием людям худшим, комедия не обязана брать сюжеты из повседневной жизни людей.

Трагической действие связано с логической цепочкой мотивов, комедия живет идеей неожиданного и случайного изменения действительности.

Важным изобретением комедии стала паробасса – непосредственно обращение актеров к зрителям, навязывание зрителям позиции автора.

Образы обобщены, являются интерпретацией какого-либо порока человека (баран – недальновидность человека, кукушка – халатность).

Действие комедии может быть полностью вымышленным, но чаще распадается на череду препятствий и неожиданностей. Основное – путаница, ошибка.

Структура комедии:

  1. пролог (несколько эписодиев)
  2. паробасса
  3. эписодии и стасии
  4. агонь (центральный диалог, кульминация героев-противников)
  5. жертвоприношение (в виде животных)
  6. свадьба
  7. заключительный факельный комас

Аристофан.

В 6 веке н.э. комедия получает развитие благодаря Феспиду. 534 г до н.э. Феспиду предписывают усовершенствование масок и театральных костюмов, дата становится днем рождения театра. Главным его достижением было выделение из хора одного человека – актера (гипокрит – «ответчик»). Он мог обращаться к людям с вопросами, он может отвечать на вопросы хора. Актер имел право покидать сценическую площадку, бегать по адеону и возвращаться обратно.

Ученик Феспида Фриних (540-470-е) расширил сюжетные рамки трагедии, вывел их за пределы мифов дионисийского круга. Ему принадлежал ряд трагедий на исторические темы (войны, походы и т.д.). В трагедии «Взятии Милета» (492 г до н.э.) Фринихом изображалось взятие и разграбление персами города Милета в 494 году.

Театр становится местом обсуждения важнейших событий того времени (трибуной).

Трагедия.

Трагедия возникла из хоровой песни (дифирамба), распевавшейся сатирами (в 7 веке).

В 5 веке тиран Пизострат (Писистрат?) учредил национальный праздник - Великие дионисии (дионисии сельские – декабрь, линеи – январь-февраль, городские (великие) – март-апрель).

Трагедия отражала самую серьезную сторону дионисийского культа. С дионисия начинались праздники. Хор играл огромную роль. Темы сюжета заимствовались в основном из мифологии + исторические события современником.

1 пол 5 века до н.э. Эсхил вывел перед зрителями второго актера. Софокл выводит третьего актера. Так, древний хор превращается в драму.

Аттическая трагедия обязана своей славой Эсхилу, Софоклу и Еврипиду.

Эсхил (525-456гг) – поэт, драматург, отец трагедии. Родился в аристократической семье, однако развивал в своем творчестве идею молодой афинской демократии. «Персы» (472 до н.э.), в которой он как участник описал битву при Соломине (персы потерпели поражение от афинян). «Эристея» - показывается установленный Афиной суд, выносящий приговор Оресту, старому аристократическому праву (рождается афинская демократия).

Его мировоззрение было религиозно-мифологическим («Прикованный Прометей» - комедия). Несмотря на то, что симпатия автора на стороне Прометея, прослеживается закон справедливого возмездия (принципы демократии).

Эсхил ввел в свои трагедии второго актера, что дало возможность глубоко разработать трагический конфликт – это усилило действенную сторону трагедии. Создал предпосылку для диалогического конфликта.

Всего написал около 80 трагедий, до нас дошло 7. Помимо этого, он писал сатировские драмы. Был свидетелем афинской демократии, отразил в творчестве исключительно свое настроение. Произведения Эсхила – потрясающий источник для понимания культуры Греции.

Он превратил трагедию из обрядового действия в исторический жанр.

Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей.

Софокл (496-406) – творил после Эсхила. Написал свыше 127 трагедий, до нас дошли 7. Самые знаменитые – «Царь Эдип» и «Антигона». В этих произведениях он поднял тему, которая до наших дней держит на себе театр – «место человека в обществе». Проблема ярко выражена в образе царя Эдипа, что стал игрушкой в руках богов.

Еврипид (480-406). Внес в греческую драму новое новаторство. Написал 90+ пьес, до нас дошли 18. В наиболее знаменитой пьесе «Медея» он впервые показывает свою героиню как цельное и неизменное существо (до этого были собирательные образы, теперь – героиня). Появляется тема «от любви до ненависти – один шаг». Художественный метод – углубление во внутренний мир человека. До сих пор «Медея» ставится.

Комедия.

Комедия происходит от двух слов «комас» (фоновые песенки) и «ода» (песнь). Наиболее благоприятные условия для комедии сложились в демократических Афинах. Комедия носила исключительно политический характер. Достигла наивысшего расцвета в творчестве Эристофана – «отца комедии» (450-388). Сохранилось 11 комедий, в которых он дал описание разным слоям населения, поднял проблемы отношения к союзникам, вопросы коррупции, войны и мира, бездарности полководцев («Лисистрат»). Его взгляды на злободневные проблемы эпохи очень резко отражаются в его творчестве. С недоверием относился к радикальной демагогии (не мог ни с кем серьезно говорить). Свое отношение к радикалам он описал в произведении «Всадник». В отличии от трагиков, он не ставил в комедиях глубоких философских вопросов. Его комедии стали ценными историческими источниками эпохи. Его разработки широко использовались писателями-последователями.

В комедии к мифологическим проблемам примешивались житейские. Во время комаса разыгрывались сценки бытового характера. Эти сценки представляли собой элементарную форму театра – балаганный театр – «мимы» («подражание»). Мимы выступали в традиционных костюмах, позже появляются маски (горе-воин, базарный воришка, простак, дурачок). Песня комаса и мимы являются главными истоками древней аттической комедии. В 5 веке она была исключительно политической по содержанию (вопросы политического строя, внешней политики, воспитания молодежи – после комедий появляется институт наставничества).

Была полная свобода карикатурного изображения. Не боялись называть реальные имена тех, о ком ставились комедии. Образы обобщенные, но с именем.

В эпоху эллинизма (4-1 века)греческий театр классической поры претерпел изменения, связанные с новыми историческими условиями. По-прежнему ставят комедии и трагедии. До нас дошли одна пьеса целиком и несколько отрывков из других пьес.

Минандр изображал конфликты частной семейной жизни. Из них изливался пафос гуманности, в них Минандр достиг тонкости индивидуальных характеристик своих героев.

Комедию этого времени называют новая аттическая комедия (3-4 вв). Изменяется менталитет общества полисов. На смену мировоззрения мифологическо-религиозного приходит убеждения о всемогуществе случая (фатальное мировоззрение), оно отразилось и на комедии. Не было уже ритуальных песен, од, были конкретно-бытовые темы (ругань жены и мужа, воришки на улицах и т.д.).

Комедия имела гуманно-филантропическую направленность (люди должны жить в мире). Пропагандировались идеи новой эллинистической философии (не должно быть войн и т.д.). Впоследствии, за 2 года Римская империя стала править Грецией, греки не сопротивлялись (театр как манипулятивный инструмент «впихнул» эту идеологию зрителю).

Получают развитие темы воспитания, отношения к женщине, к чужеземцам. Комедия пользовалась огромным успехом у публики. Зрителя привлекал банальный сюжет.

Организация театрального действа: скена.

Архитектура древнегреческого театра.

Древнегреческий театр – государственное учреждение. В каждом городе-полисе было определенное количество театров, которое имело такое же количество мест, сколько граждан, либо один большой (на то же количество мест).

Реформа Перикла – ходили в театр без денег, за счет государства.

Театр Диониса был рассчитан на 17000 мест (равно населению Афин).

Наши рекомендации