Понятие и виды нормативно-правовых актов, их общая характеристика
Нормативно-правовой акт - изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются правовые отношения.
Признаки нормативно-правового акта:
- нормативно-правовые акты исходят от государства, выражают сбалансированную государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных на То законом) государственных органов. Принимать такого рода акты могут и иные, негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишь с ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;
- их основное содержание составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования социально значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов;
- они имеют строго определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты. Их содержание должным образом структурировано и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологии;
- нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;
- их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.).
В Российской Федерациинормативно-правовой акт является основным, наиболее распространенным источником права. Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система и в зависимости от юридической силы подразделяются на законы и подзаконные акты.
Закон -это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Юридическая сила акта – это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.
Признаки закона как источника права:
- принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
- обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал;
- регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;
- содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
- принимаются в особом процессуальном порядке.
Классификация законов:
1. Конституция– основной закон государства. Ее Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства.
2. Конституционные законы - закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся законы, вносящие в нее изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, конкретизирующие ее содержание, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией. Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14). Предусматривается усложненная процедура принятия данных законов (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента).
3.Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.
Органические (кодифицированные) законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства (Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы – это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм).
Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
4. Законы субъектов в составе Российской Федерации - нормативные акты, которые издаются представительными органами субъектов федерации и распространяются на соответствующую территорию.
Подзаконный акт –акты, принимаемые на основе и во исполнение законов.
В зависимости от субъекта, издавшего акт, подзаконные нормативные акты делятся на несколько видов:
- нормативные акты Президента — Указы (по важнейшим государственным вопросам) и распоряжения (по текущим вопросам процедурного характера);
- нормативные акты Правительства — постановления и распоряжения;
- ведомственные нормативные акты — приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств и государственных комитетов;
- региональные нормативные акты — решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управления;
- муниципальные нормативные акты — решения органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты — правила и другие предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации.