Понятие и виды нормативно-правовых актов.

Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полно­мочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписа­ния общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически зна­чимой информации.

Нормативным актом является правовой акт, содерж. нормы права, и направленный на урегулирование опред. общ. отнош.. Основную массу форм права составляют именно они как наиболее совершенные в ю. смысле правовоплощения. И большой удельный вес по сравнению с другими формами права связан с повышением роли гос. в урегулирование общ. отнош.. Они наиболее оптимально отвечают динамике развития последних. Нормативные акты обладают рядом признаков, в совокупности характеризующих опред. э. как норм. акт. Признаки норм. акта: 1. Имеет наибольшею распространённость, 2. Созд. правотворческими орг. и санкционируется гос., 3. Принимаются и осущ. в чётко обознач. проц.- процесс. порядке, 4. Имеет чёткую устойчивую форму, реквизиты, порядок вступления в силу, 5. Может быть быстро изменён в соответствие с потребностью, 6. Реализация обеспечивается комплексом мер гос. воздействия. Все нормативные акты являются гос. по своему характеру и издаются и санкционируются только орг. гос.. В зависимости от особ. правового положения суб. правотворчества: н.а. гос. орг., н.а. общ. обьед., совместные н.а.( гос. и общ. обьед.), н.а. принятые в порядке референдума. В зависимости от сферы действия: общефед., суб. РФ, орг. местного самоуправ., локальные (внутри орг.). В зависимости от сроков действия: длительного и временного действия. В зависимости от ю. силы н.а. подразделяются на: законы и подзаконные акты.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других разделах учебника).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов:1) Конституция — основополагающий, учреди­тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион­ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий фе­деральные органы государственной власти;2) федеральные конституционные законы принимаются по вопро­сам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией;3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, по­священные различным сторонам социально-экономической, полити­ческой и духовной жизни общества;4) законы субъектов Федерации — издаются их представительны­ми органами и распространяются только на соответствующую терри­торию.

Виды подзаконных актов:1) указы и распоряжения Президента РФ;2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты ис­полнительного органа государства, наделенного широкой компетен­цией по управлению общественными процессами;3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­дарственных комитетов регулируют,4) решения и постановления местных органов государственной власти;5) решения, распоряжения, постановления местных органов госу­дарственного управления; В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты:1.нормативные акты государственных органов;2.нормативные акты иных социальных структур;3.нормативные акты совместного характера (государственных ор­ганов и иных соц. структур);4.нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:5.общефедеральные;6.нормативные акты субъектов Российской Федерации;7.нормативные акты органов местного самоуправления;8.локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифици­руются как:9.нормативные акты неопределенно-длительного действия;10.эвременные нормативные акты.

Наши рекомендации