Понятие и виды нормативно-правовых актов

а) Понятие нормативно-правового акта.

Нормативно-правовой акт— это официальный акт как результат нормотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди источников права он занимает ведущее место. Нормативно-правовой акт отличается следующими чертами:

- в нем содержатся только нормы права, и его следует отличать от индивидуально-правовых актов, рассчитанных на одноразовое применение и не являющихся источниками права,

- он односторонне-обязателен для тех, на кого рассчитан,

- обладает соответствующей юридической силой,

- характеризуется неконкретностью адресата,

- действует независимо от своего исполнения,

- принимается уполномоченным на то органом государства.

б) Классификация нормативно-правовых актов.

К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти.

Классификация нормативно-правовых актов производится по: юридической силе, содержанию, объему и характеру действия, субъектам, их издающим.

По юридической силеони подразделяются на законы и подзаконные акты. Акты вышестоящих органов обладают более высокой юридической силой, чем нижестоящих.

По содержаниюони классифицируются на те, в которых заключены нормы только одной отрасли права (трудовое, семейное, уголовное право), и на те, которые касаются нескольких отраслей.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

- акты общего действия (распространяются на всех лиц и на всю страну),

- акты ограниченного действия (на часть людей или часть территории),

- акты исключительного (чрезвычайного) действия, например, в период войны.

По основным субъектам государственного правотворчества они подразделяются на:

- акты законодательной деятельности (законы),

- акты исполнительной власти (подзаконные акты),

- акты судебной власти.

в) Закон как главный нормативный акт.

Закон— это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Высшая юридическая сила закона состоит в том, что 1) все остальные акты исходят от законов и не должны противоречить им, 2) законы никто не вправе отменить, кроме самого законодателя, 3) они принимаются законодательным органом, а в некоторых демократических странах наиболее важные законы (чаще всего Конституции) принимаются в ходе референдума. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства.

Виды законов в Российской Федерации: Основной закон (Конституция), конституционные законы и обычные законы. Они также разделяются на общефедеральные и на законы субъектов Федерации.

Конституция обладает высшей юридической силой и служит юридической базой всего остального законодательства.

Верховенство законавытекает из его ведущего и определяющего положения в системе нормативно-правовых актов государства и выражает одно из основных требований законности. Под верховенством закона понимается прежде всего верховенство Конституции. Все подзаконные акты должны быть приведены в соответствие с законом или отменены, если они не соответствуют законам. Верховенство закона связано с его легитимностью, критерием которой выступает Конституция.

В настоящее время реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства (Президента).

г) Подзаконные нормативно-правовые акты и акты судебной власти.

К ним относятся акты правотворчества компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они служат средством обеспечения исполнения законов, конкретизации законов. Это, как правило, акты различных органов исполнительной власти.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подзаконные акты. К ним относятся нормативные указы Президента и постановления правительства. Они распространяются на всех лиц и действуют на всей территории страны. По юридической силе следуют за законами.

Местные подзаконные акты — это акты органов представительной и исполнительной власти на местах.

Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы и инструкции министерств и ведомств).

Внутриорганизационные подзаконные акты (уставы, инструкции, действующие внутри организаций, воинских частей).

Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, в ходе которой суд вынужден, рассматривая конкретные дела, конкретизировать или уточнять содержание правовой нормы (например, постановления Верховного суда).

Наши рекомендации