Основные концепции власти.
Нормативно-формалистическая концепция. Согласно ей источником и содержанием власти есть система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легитимистською (лат. legitimus - законный). Она исходит из того, что закон выступает и как правовое, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легитимизм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение появилось в IX-III вв. до н. е. за существование абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовывала абсолютную власть правителя, действовала деспотически, а в управлении была крайне бюрократизированной. Сейчас в демократических государствах легитимизм базируется на возвеличивании закона - основной регулирующей нормы.
Органистична концепция, ее содержанием являются различные версии функционализма, структурализма и солидаризма, определяющие общественные функции власти, умаляют или игнорируют ее классовый характер. Например, по структурно-функционалистской теории власть - это особый вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль личности в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.
В русле органистичнои концепции власти находится и элитная теория власти. Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite - лучшее, отборное, избранное), призванной управлять массами людей не-элитного состояния, всеми социальными процессами в обществе (итальянские ученые Моска, Парето, немецкий Михельс и др.).. Относительно понимания сущности элиты сейчас нет единодушия. Одни относят к ней активных в политике, другие - высокопрофессиональных или бататы человек. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов смены господствующих элит («круговорот элит»). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство - основа жизни. Стержнем теории элит является абсолютизация отношений властвования одних и подчинения других. Власть возникает как имманентное (внутренне обусловлено) свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда, некоторые западные исследователи критикуют эту терии за то, что она не учитывает существование "среднего класса", который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поля-ризованисть и элитность.
Субъективно-психологическая концепция. Она объясняет власть как врожденный инстинктивный влечение человека к власти, господства вплоть до агрессии. Среди доктрин - бихевиористская теория власти. Она ориентирует на исследование индивидуального поведения людей в сфере властных отношений, а стремление к власти провозглашает доминирующей чертой человеческого поведения и сознания. Власть объясняет и как цель, и как средство. Согласно взглядам американского политолога Г. Лассуэла, любое воздействие на политику приравнивается к стремлению власти. В политике все являются властью, а любая власть является политикой. В субъективно-психологического направления примыкает иструменталистський подход к пониманию власти - сведение ее к использованию определенных средств, в частности насилия и принуждения и т.п..
Индивидуалистически-социологическая концепция, ее сторонники рассматривают власть как игру интересов - личных противоречий между свободой одних и ее ограничениями относительно других. Эту «игру» обеспечивают соглашения, переговоры, ее успех зависит от способностей, воли, гибкости субъектов, правил «политической игры» и другие.
Марксистская концепция власти. Основываясь прежде всего экономические интересы, которые определяют содержание и форму реализации классовых интересов, она толкует политическую власть как господство определенного класса. По Марксу, тот класс, который владеет средствами производства, а следовательно, и большей частью национального богатства, диктует свою волю в обществе. В его руках государственная власть, которая защищает его же интересы. Для него существует и демократия.
Сейчас популярна реляционистские теория власти (П. Блау, Дж. Картрайт и др.)., Которая истолковывает власть как межличностные отношения, позволяющие осуществлять волевое воздействие на индивида и изменять его поведение. Поэтому американский социолог П. Блау определяет власть как способность одного индивида (или группы) навязывать свою волю другим, не пренебрегая такими средствами, как страх, наказания и т.п.