Виды толкования нормативно-правовых актов
Виды толкования нормативно-правовых актов: 1. по субъектам: 1) официальное - осуществляется уполномоченными на то • государственными органами и должностными лицами, закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для I других субъектов: а) нормативное - является обязательным, обладает общим характером, возможностью неоднократного использования, но не ведет к созданию новых норм права: - аутентичное (авторское) - разъяснение правовой нормы принявшим ее органом; - легальное разъяснение производится теми субъектами, которым это разрешено или поручено;
б) казуальное - является обязательным, обладает индивидуальным характером, однократным использованием применительно к конкретному случаю; 2) неофициальное - дается субъектами, не имеющими официального статуса и не обладающими полномочиями официально разъяснять нормы права: а) научное (доктринальное) - разъяснение правовых норм учеными, научно-исследовательскими учреждениями в различных научных статьях, монографиях, конференциях; б) компетентное - разъяснение норм права, осуществляемое должностными лицами государственного аппарата, юристов-практиков;
в) обыденное - разъяснение норм права, осуществляемое любым гражданином; 2. по объему: 1) буквальное - заключается в том. Что смысл, который законодатель вложил в норму права, полностью совпадает со смыслом, который вытекает из текста нормы права; 2) расширительное - распространительное - заключается в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, шире смысла, вытекающего из ее текста; 3) ограничительная - смысл, который вложил законодатель • в норму права, уже смысла, вытекающего из нее.
В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают 2 основных вида толкования: официальноеи неофициальноетолкование.
1. Официальное толкованиедается уполномоченными на то субъектами - государственными органами, должностными лицами, общественными организациями. Оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия и ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.
Официальное толкование делится на:1 (нормативное (общее) толкование- не ведет к созданию новых правовых норм, а только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязательным.
Виды нормативного толкования:
а)аутентичное (авторское) толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, и его субъектами могут быть все правотворческие органы (например, Государственная Дума РФ);
б)легальное (разрешенное, делегированное) толкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено;
2) казуальное (индивидуальное) толкование так - же является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Его цель - правильное разрешение определенной жизненной ситуации.
2. Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники.
Виды неофициального толкования: 1) обыденное может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества; 2)профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права);
3) доктринальное (научное) толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т. д.
81. Интерпретационные акты (акты толкования), их юридическая природа и отличие от иных правовых актов.
От толкования-уяснения и толкования-разъяснения следует отличать толкование-интерпретацию. Это толкование по объему, необходимое в том случае, если налицо формальное несовершенство закона, т. е. недостатки в юридическом оформлении мысли законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической формой его выражения.
В целом интерпретация (истолкование) нормы права должна строго соответствовать смыслу ее текста в статьях нормативно-правового акта. Отступления от смысла статей недопустимы, ибо они могут открыть лазейку для нарушения законности. Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи закона или иного нормативно-правового акта называется буквальным, или адекватным, толкованием.
Фактически результатом толкования должна быть полная определенность смысла нормативного акта, которая заключается в его точности, безоговорочности, отсутствии каких-либо параллельных решений; не следует допускать выводы "и то, и другое", "и да, и нет".
В результате систематического или историко-политического уяснения смысла правовой нормы может представиться явно необходимым истолковать норму несколько уже или несколько шире буквального смысла текста соответствующей статьи. В первом случае истолкование называется ограничительным, а во втором — расширительным.
При режиме законности расширительное и ограничительное толкование является исключением из общего правила, закрепляющего соответствие буквального текста и действительного смысла акта. В данном случае не происходит распространения нормы на новый круг общественных отношений или же исключения общественных отношений, охватываемых нормой. Действительное содержание нормы, ее объем остается неизменным. Задача состоит в том, чтобы раскрыть это содержание. Воля законодателя определяется только по отношению к буквальному тексту.
При расширительном толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом нормативного акта, законодатель имел их в виду, хотя его воля и не нашла точного и ясного выражения в тексте закона. Именно этим оно отличается от аналогии закона, когда определенные факты не. охватываются ни смыслом закона, ни буквальным текстом, ибо законодатель не имел их в виду. При аналогии нормативный акт распространяется на новый круг общественных отношений, что возможно только, как мы уже выяснили, при строго определенных условиях.
В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования — интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы. Их характерная особенность состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Акты толкования зависят от них и в принципе разделяют их судьбу.
В теории государства и права различаются два вида актов толкования:
интерпретационные акты правотворчества — нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования;
интерпретационные акты правоприменения — специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.
82. Правомерное поведение в сфере правового регулирования: понятие и виды.
Правомерное поведение – это такое поведение людей, которое соответствует предписаниям правовых норм. Правомерным признается общественно необходимое и общественно полезное поведение, служащее объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества, его благополучия и развития. В основе правомерного поведения лежит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, их ответственность перед обществом и государством за свои поступки, что основано на социальной зрелости и юридической грамотности личности.
Правомерное поведение – антипод правонарушения. Правомерное поведение представляет собой социально полезную деятельность, направленную на удовлетворение государственных, общественных и личных интересов, ценностей и целей.
Правомерное поведение является связующим звеном между правовой нормой и тем социальным эффектом, на достижение которого рассчитана данная норма. Социальная ценность правомерного поведения проявляется в том, что оно составляет органическую часть цивилизованного поведения.
Цивилизованность – обширное понятие, включающее многие внешние проявления культуры человека и общества. В более узком понимании применительно к теме цивилизованное поведение включает такие качества культуры поведения, как толерантность (терпимость), ответственность, порядочность.
По степени активности процесса вовлечения личности в правовое регулирование выделяют следующие виды правомерного поведения:
1) социально активное поведение включает в себя:
а) активное участие в деятельности добровольных формирований (партий, массовых движений, союзов), возникших на основе общности интересов социальных групп, идейного и группового выбора личности.
б) активное участие в государственных организованных формах деятельности: в сфере правотворчества и правореализации (участие в обсуждении и принятии законопроектов, участие в выборах представительных органов власти и т. д.);
в) активное участие в создании и деятельности альтернативных или параллельных, общественных и общественногосударственных структур (комитеты или советы общественного самоуправления по месту жительства и т. д.);
г) самодеятельную активность личности в сфере права (голосование определенным образом во время выборов и референдумов, инициативные предложения по политикоправовым вопросам и т. д.);
2)привычное поведение. Человек путем проб и ошибок привыкает повторять именно те действия, за которыми следует устраивающий его результат. Правовые привычки как поведенческие регуляторы играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает высокий уровень развития личности, если исполнение требований происходит не бездумно, хотя и привычно, а со знанием дела. негативная сторона привычки – консерватизм;
3)конформистское поведение – представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение действий мнению окружающих.
Социальноправовой конформизм признается полезным, т. к. индивид, подчиняясь мнению других, соблюдает требования права и тем самым способствует реализации их в жизнь. Но конформистское поведение не является желаемым для общества, т. к. представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следованию праву без активного отношения к нему на основании собственных оценок полезности и необходимости правовых установлений;
4) маргинальное поведение. Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованием правовых норм, относится к поступкам, лежащим в основе формального маргинального поведения, т. е. пограничного.
Оно составляет состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, но не становится таким в силу обстоятельств. В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы – угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива и т. д. В политическом плане маргинальный человек, видя главную причину своей постоянной неудовлетворенности в общественных переменах, готов воспринимать крайние лозунги, стать на путь антисоциального поведения, впадать в агрессивность или социальную апатию.
Также правомерное поведение можно классифицировать по отраслям права, по субъектам, по формам (демократические, авторитарные), по культуре и традициям
83. Правонарушение: понятие, признаки, виды. Состав правонарушения. Основания юридической ответственности.
Правонарушение (противоправное действие): юридический факт, представляющий собой противоправное действие; общественно опасное виновное противоправное деяние, наносящее вред личности, обществу и государству.
Общественная опасность, вредность – основной объективный признак, определяющая черта правонарушения и его основополагающее объективное основание, отграничивающее правомерное от противоправного. Чем выше общественная опасность правонарушения, тем более тяжким является правонарушение. Критерии общественной опасности:
а) значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства: личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация); отношения собственности; безопасность государства; порядок государственного управления.
б) размер причиненного ущерба;
в) способ, время, место совершения правонарушения.
Противоправность деяния обусловлена общественной вредностью (опасностью), порождена ею. Общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено законом в качестве противоправного.
По степени общественной опасности правонарушения подразделяют на преступления и проступки.
Преступление – это виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. Преступление – наиболее серьезный вид правонарушений, обладающий самой высокой степенью общественной опасности, поэтому его совершение влечет применение мер уголовного наказания.
Юридическая классификация преступлений, предусмотренных УК РФ, осуществляется:
1) в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния: преступления небольшой тяжести; преступления средней тяжести; тяжкие преступления; особо тяжкие преступления.
2) по формам вины: умышленные; неосторожные;
3) по объекту посягательства, целям и мотивам преступников: антигосударственные; корыстные;
—насильственные и другие;
4) по социальнодемографическим и криминологическим основаниям: преступления взрослых и молодежи; преступления несовершеннолетних; на первичную, повторную и рецидивную преступность;
5) по главам и статьям уголовных кодексов.
Противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом, относятся к другому виду правонарушений – проступкам.
1. Противоправные проступки в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций подразделяются на:
а) административные проступки ~ правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права. К таким проступкам относятся: нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и другие;
б) дисциплинарные проступки – правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций. К таким проступкам относятся прогулы, опоздания на работу, нетрезвое состояние при исполнении служебных обязанностей, невыполнение распоряжений администрации и т. д.;
в) гражданские проступки (деликты), предусмотренные соответствующими отраслями права, – неисполнение или ненадлежащие исполнение взятых обязательств, причинение тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, заключение противоправных сделок, нарушение права собственности, авторских или изобретательских и других гражданских прав.
2. В зависимости от характера гражданскоправового правонарушения:
а) договорные правонарушения б) внедоговорные правонарушения. Первые связаны с нарушение обязательств стороной гражданскоправового договора, вторые – с несоблюдением или неисполнением требований гражданскоправовых норм. Наряду с преступлением и проступком ещe одним видом правонарушения является деликт – отклонение от требований права, от пол0жений договоров в среде имущественных и связанных с ними неимущественных отношений. Деликты влекут гражданскоправовую ответственность.
Особым видом правонарушения является процессуальное правонарушение. Он связано с нарушениями гражданами или государственными органами интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении (это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей). К процессуальным правонарушениям относится не правовая деятельность органов исполнительной, судебной власти: издание неправомерных актов, вынесение неправосудных приговоров и тому подобное.
Международное правонарушение – международнопротивоправное деяние, представляющее собой нарушение государством или иным субъектом международного права своих международных обязательств.
Состав правонарушения: 1. Объект правонарушения (т. е. то, на что направлено преступное действие) – общественные отношения, охраняемые правом и законом.
Виды объектов правонарушения:
а) общий объект – вся совокупность общественных отношений, охраняемых правом;
б) родовой объект – группа однородных общественных отношений (например, отношения собственности);
в) непосредственный объект то общественное отношение, на которое посягает правонарушитель (например, здоровье человека, его личная свобода).
2. Объективная сторона – внешнее выражение правонарушения – это событие, обстоятельства, время, место, личность правонарушителя.
Элементы объективной стороны:
1)само деяние – это действие или юридически значимое бездействие;
2)противоправность деяния, которая может быть установлена прямым и косвенным запретом, изложением в праве норм правомерного поведения;
3)вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные последствия, возникшие в результате правонарушения.
4)причинноследственная связь между деянием и его вредом.
3. Субъект правонарушения – это всегда человек (иногда – организация). Индивида характеризует де ликтоспособность, т. е. способность нести ответственность за свое деяние. В России она называется вменяемостью (недееспособный всегда неделиктоспособен).
' Характеристика субъекта:
а) он не должен страдать психическими расстройствами;
б) он должен достичь определенного возраста (по большинству статей Уголовного кодекса РФ деликтоспособность начинается с 18 лет, по тяжким преступлениям – с 16 лет, по особо тяжким – с 14 лет).
4. Субъективная сторона правонарушения выражается в вине. Вина – особое психическое состояние человека, отражающее его отношение к содеянному. Формы вины:
1) умысел (когда правонарушитель не только сознает противоправность деяния и возможность наступления в его результате общественно опасных последствий, но и:
а) желает наступления этих последствий (прямой умысел);
б) сознательно допускает наступление этих последствий (косвенный или эвентуальный умысел);
2) неосторожность, которая выступает в виде:
а) небрежности (когда субъект правонарушения не отдает себе отчета в противоправности деяния и (или) не предвидит его общественно вредных последствий, хотя мог и должен был предвидеть);
б) самонадеянности (когда субъект правонарушения осознает противоправность деяния, предвидит вред, который может наступить, но надеется его предотвратить).
В субъективную сторону входят также:
а) казус (случай) – факт, не влекущий юридической ответственности;
б) мотив (внутреннее побуждение);
в) цель (конечный результат). Правонарушения являются таковыми, только если
есть все четыре элемента, если нет хотя бы одного, то это деяние, а не правонарушение.