Основные организационно-правовые формы работы Парламента, его палат и комиссий
Основные гарантии депутатской деятельности депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
17.1. Понятие, принципы, структура, компетенция Парламента – Национального собрания Республики Беларусь
Термин «Парламент» происходит от английского. Родиной Парламента является Англия. Современный Парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. В ряде государств мира (в зависимости от формы правления) Парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Представительный характер Парламента означает, что он является выразителем интересов и воли народа (нации). Концепция национального представительства, сложившаяся в 18-19 вв.(Руссо), изложена как совокупность определенных принципов: Национальное представительство закрепляется Конституцией; Нация (народ), как носитель суверенитета уполномочивает Парламент осуществлять от его имени законодательную власть. С этой целью народ избирает в Парламент своих представителей (депутатов). Член Парламента – это представитель всей нации, а не тех, кто избрал (свободный мандат).
Императивный мандат предполагает зависимость депутата от избирателей того округа, в котором он был избран и может быть ими отозван. Императивный мандат рожден социалистической концепцией народного представительства и претендовал на преодоление формализма представительного буржуазного правления. Депутат – представитель, прежде всего своих избирателей, чьи наказы для него обязательны, и которые вправе отозвать депутата в любое время.
Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
Деятельность парламента Республики Беларусь регулируется положениями Конституции, законом «О Национальном собрании Республики Беларусь», а деятельность палат – их регламентами.
Палата представителей формируется по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства голосов на основе всеобщего свободного равного прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов (ч. 1 ст. 91 Конституции Республики Беларусь).
Совет Республики является палатой территориального представительства и формируется на основе косвенных выборов. В частности, от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избирается по 8 членов, а еще 8 членов назначается Президентом Республики Беларусь единолично (ч. 2 ст. 91 Конституции Республики Беларусь).
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, а членом Совета Республики – 30 лет. Причем член Совета Республики должен прожить на территории соответствующей области (г. Минска) не менее 5 лет. Депутат Палаты представителей осуществляет свою деятельность на постоянной основе (профессиональной), если иное не предусмотрено Конституцией. Он может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь, но одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Член Совета Республики не может одновременно входить в состав Правительства, а депутат Палаты представителей быть депутатом какого-либо местного Совета депутатов. Депутат Палаты представителей и член Совета Республики не могут совмещать должность с должностью Президента Республики Беларусь или судьи. Срок полномочий Парламента – 4 года.
Компетенция
Для того чтобы Парламент мог успешно реализовать свои социальные функции, законодательство наделяет его необходимыми полномочиями, которые вместе с функциями образуют его компетенцию. В мировой практике, в зависимости от объема конституционной компетенции Парламента, выделяют три его вида:
С неограниченной компетенцией (Великобритания);
С абсолютно ограниченной компетенцией (Парламент Франции, который принимает только законы и решения, а все иные вопросы входят в компетенцию Правительства);
С относительно ограниченной компетенцией, которая характерна для федеративных и децентрализованных государств, т.к. в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации (Парламент США (Конгресс));
Компетенция Парламента Республики Беларусь больше относится ко второму виду, причем компетенция поделена между палатами. В соответствии со ст. 97 Конституции Республики Беларусь Палата представителей:
1. рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь;
2. рассматривает проекты законов;
3. назначает выборы Президента;
4. дает согласие Президенту при назначении Премьер-министра Республики Беларусь;
5. заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет его;
6. рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству Республики Беларусь;
7. по инициативе не менее одной трети от полного состава палаты выражает вотум недоверия Правительству Республики Беларусь;
8. принимает отставку Президента Республики Беларусь;
9. выдвигает большинством голосов от полного состава палаты обвинения против Президента Республики Беларусь, а также на основании решения Совета Республики принимает квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от полного состава палаты решение о смещении Президента Республики Беларусь с должности;
10. отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь.
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
Компетенция Совета Республики Национального Собрания закреплена ст. 98 Конституции Республики Беларусь. В частности, Совет Республики:
1. одобряет или отклоняет принятые палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции, проекты других законов;
2. дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
3. избирает 6 судей Конституционного Суда;
4. избирает 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5. отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству Республики Беларусь;
6. принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случаях систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
7. рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента Республики Беларусь в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании;
8. квалифицированным большинством голосов от полного состава палаты принимает решение о смещении Президента Республики Беларусь с должности;
9. рассматривает указы Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.
Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
В соответствии со ст. 96 Конституции Республики Беларусь, Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя.
Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.
Председатели Палаты представителей и Совета Республики, их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.
Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.
Законодательный процесс
В законодательном процессе ярко проявляется законодательная компетенция Парламента, которая представляет собой совокупность полномочий по принятию законов, образующая основную часть компетенции Парламента и реализация которых занимает в его деятельности наибольшее место.
Законодательный процесс делится на определенные стадии:
1. Законодательная инициатива (право законодательной инициативы в соответствии со ст. 99 Конституции Республики Беларусь принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики, Правительству, гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек). Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей. Причем законопроекты, следствием которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Палату представителей, только с согласия Президента либо по его поручению – Правительства.
Также Президент или по его поручению Правительство имеют право на внесение предложений в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения законопроекта срочным. Причем Парламент в данном случае должен рассмотреть срочный законопроект в течение 10 дней со дня его внесения Правительством. Палаты принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть.
Рассмотрение законопроекта регламентируется ст. 100 Конституции Республики Беларусь. Законопроект первоначально рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики простым большинством голосов от полного состава каждой из палат.
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.
Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.
Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном настоящей статьей, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.
В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.