Тема 4. Социальная защита детей, детства и отрочества
Первое направление социальной защиты в Российской Федерации - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для:
- сохранения здоровья;
- материального благополучия;
- свободного доступного образования;
- дошкольного и школьного воспитания;
- гармоничного духовно-нравственного развития;
- реализации своих способностей.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» «признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает также «основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка».
Государственная политика в интересах детей основана:
- на принципах законодательного обеспечения прав ребенка;
- на государственной поддержке семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- на установлении и соблюдении государственных минимальных социальных стандартов, основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
- на ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- на государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков.
Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая благоприятствует к совершению ими противоправных действий. Поэтому особое значение для социальной защиты детей на современном этапе приобретает создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, совершивших правонарушения.
В Челябинской области функционирует широкая сеть учреждений, деятельность которых направлена на оказание социальной поддержки и помощи детям. Это 54 детских дома, 24 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 3 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями и 2 центра социальной помощи семье и детям.
В социальной работе на территории Челябинской области следует выделить два приоритетных направления в сфере социальной поддержки детей:
1. Организация деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан.
2. Организация ежегодных оздоровительных кампаний (за счет средств бюджета Челябинской области) для детей находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью:
- отдыха детей из малоимущих семей на базе лагерей дневного пребывания;
- отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах и в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;
- отдыха в летний период детей-инвалидов.
Реализация выше обозначенных направлений происходит в рамках выполнения:
- федеральной и региональной семейной политики;
- единой системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- комплекса мер, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федерального закона от 10.12.1995 г. № 195- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»;
- Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
- Федерального закона от 24.07.1999 г. № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федерального закона от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
- Закона Челябинской области от 30.11.2004 г. № 320-ЗО «О социальном обслуживании населения в Челябинской области»;
- Закона Челябинской области от 30.11.2004 г. № 323-ЗО «О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Закона Челябинской области от 28.11.2002 г. № 125-ЗО «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области»;
- Закона Челябинской области от 22.12.2005 г. № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Закона Челябинской области от 22.12.2005 г. N 441-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальному обслуживанию населения и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается социальная защита детей, детства и отрочества в Российской Федерации?
2. Какие основные нормативно-правовые акты регулируют сферу социальной защиты детей, детства и отрочества на территории Российской Федерации и на территории Челябинской области?
3. Назовите и охарактеризуйте основные направления социальной защиты детей, детства и отрочества на территории Челябинской области?