Раздел II. Защита детства и социальная педагогика в истории России

П ос

іщ


Раздел II. Защита детства и социальная педагогика в истории России - student2.ru

Ю.В.ВАСИЛЬКОВА Т.А.ВАСИЛЬКОВА

СОЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА

СОДЕРЖАНИЕ

От автора.......................................................................................................................3

Раздел I. Теория социальной педагогики

Лекция 1. Педагогика: предмет, задачи, функции..............................................5

Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее приклад-ные задачи.

Лекция 2. Социальная педагогика: предмет, ее прикладные

задачи....................................................................................................14

Социальная педагогика как часть педагогики, ее функции. Дискуссии о социальной педагогике, ее ме-сте и роли.

Лекция 3. Социальная педагогика как часть социальной

философии............................................................................................27

Социальная философия, основные понятия. Личность и общество - общие проблемы для социальной фило-софии и социальной педагогики. Вопросы педагогики в социальной философии социалистов-утопистов.

Лекция 4. Современная система образования, ее социальные

функции и проблемы.........................................................................33

Учебно-воспитательные учреждения. Школа, учи-тель, ученик. Методы обучения и воспитания. Кризис образования.

Лекция 5. Личность ребенка, ее развитие, зависимость

от среды.................................................................................................43

Понятие «личность». Формирование и становление личности, возрастные особенности, развитие задат-ков и способностей. Социализация личности, соци-альное воспитание. Самовоспитание личности.

Лекция 6. Социальный педагог, его профессионализм

и практика..............................................................................................61

Особенности деятельности социального педагога, его профессионализм, методы работы. Изучение ре-бенка, организация помощи, работа в реабилитаци-онных центрах.

Раздел II. Защита детства и социальная педагогика в истории России

Лекция 7. Государственная политика защиты детей и социальное
воспитание в истории России с древнейших времен до
конца XVIII в..........................................................................................86

Забота о детях-сиротах и вдовах у славян, скудельницы. «Рус-ская Правда» о защите семьи и опекунстве. «Домострой», ре-формы Петра I, «Пропозиции» Ф.С.Салтыкова, Воспитатель-ные дома при Екатерине II.

Лекция 8. Государственная политика защиты детства в X I X -

начале XX в..........................................................................................104

Ведомство императрицы Марии, воспитательные и сирот-ские дома. Приюты. В.Ф.Одоевский о воспитании в приютах, его «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами». Статья В.Я.Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома».

Лекция 9. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX -

начале XX в..........................................................................................126

М.М.Монасеина о развитии ребенка от рождения до уни-верситетского возраста. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье. «Воспоминания» П.А.Флоренского. Образование в дво-рянской семье, воспитание крестьянских детей.

Лекция 10. Православие и социальное воспитание в истории

России..................................................................................................155

Православие и образование в России. Религиозное образо-вание, воспитание христианина. К.Д.Ушинский с религиоз-ном воспитании. Из «Бесед священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого».

Лекция 11. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент

свободного воспитания....................................................................176

Н.К.Рерих о ненасилии. Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель о сво-бодном воспитании. Эксперимент К.Н.Вентцеля.

Лекция 12. Практика социального воспитания в начале XX в.

Педагогика среды С.Т.Шацкого...................................................191

Детские летние колонии, классы для отстающих детей, дет-ские объединения, скаутское движение. Детская колония С.Т.Шацкого «Бодрая жизнь», его статьи «Задачи общества», «Детский труд и отдых» и «Что такое клуб?»

Лекция 13. Государственная политика защиты детей в годы советской

власти..................................................................................................209

Политика советского правительства защиты детей-сирот после 1917 г. Детские дома, коммуны, колонии, усыновле-ние, опекунство. Забота о сиротах в годы Отечественной войны. Послевоенная социальная политика защиты детей, школы-интернаты.

Лекция 14. Опыт социального воспитания личности в коллективе .... 218

.Педагогика среды, воспитание личности в коллективе. Опытные станции Наркомпроса С.Т.Шацкого. «Республика ШКИД» В.Н.Сороки-Росинского. Опыт А.С.Макаренко, его статьи «О моем опыте» и «Конституция страны ФЭД».

Лекция 15. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-

новаторов............................................................................................258

Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П.Ще-тинина, Т.И.Гончаровой, Е.Н.Ильина, В.Ф.Шаталова, В.Н.Дубинина. Опыт И.П.Волкова «учить творчеству».

Наши рекомендации