Социальная защита детства как часть социальной политики

Определение понятия «социальная защита», толкуемого нормами правовых актов, имеет практическое значение, в рамках (22, с.15):

- предоставлений, реализуемых государством относительно конкретных социальных групп;

- функционирования систем организаций;

- определения предмета и наименования структурной части системы права.

В литературе и законодательстве, под социальной защитой понимают работу государства, органов местного самоуправления и работодателей по возникновению условий для жизнедеятельности населения. Социальное обеспечение внедрено в область социальной защиты (29, с.191).

В отечественной юридической науке под последней понимается работа государственных и муниципальных учреждений, негосударственных организаций по осуществлению основных векторов социальной политики. Таким образом, жизнь социальной защиты как работы государства и остальных субъектов опосредуется из п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно последней в совместном ведении РФ и субъектов есть социальная защита, включая обеспечение. Ключ к определению содержания социальной защиты приводит п. 2 ст. 7 Конституции РФ: в РФ охраняются труд и здоровье, закрепляется МРОТ, обеспечивается поддержка семьи, отцовства и детства, пожилых граждан, совершенствуется система социальных служб, определяются государственные пенсии и иные гарантии защиты. Детализируются указанные положения в ст. 37 Конституции РФ (охрана от безработицы), ст. 38 (государственная охрана материнства и детства), ст. 39 (обеспечение социальных гарантий по возрасту, при болезни, потере кормильца, воспитания детей и в других предусмотренных случаях, определение государственных пенсий и пособий правом, добровольного страхования, возникновение дополнительных видов социального обеспечения) (2).

Сегодня наблюдается активизация интереса научных кругов мирового сообщества к проблеме защиты детства, что во многом обусловлено наличием комплекса проблем и вызовов современной эпохи. Становление рыночных отношений, экономический кризис, возрастающая дифференциация общества и весь спектр изменений реальной жизни привели к существенному изменению, а в большинстве случаев и к ухудшению материального и духовного положения детей. Возникли проблемы, связанные с сокращением числа детских учреждений.

Распространение платных образовательных услуг привело к тому, что в современном российском обществе достаточно четко вырисовывается ряд негативных тенденций. Это снижение качества социализации детей в связи с увеличением их оттока из детских дошкольных учреждений (садов, яслей). Особенно отрицательно данное обстоятельство сказалось на детях из неблагополучных семей. В результате дети могут быть лишены общения, внимания, не подготовлены должным образом к школе. Отток учащихся из детских внешкольных учреждений привёл к тому, что дети, лишившись интересного занятия, попадают под влияние улицы. Усиление оттока детей из общеобразовательных школ и других учебных заведений, в свою очередь, снижает культурный и образовательный уровень подрастающего поколения, приводит к уменьшению доли лиц, оканчивающих высшие и средние учебные заведения.

Особую тревогу вызывает рост количества детей-инвалидов, наблюдающийся в последние годы.

Серьёзной проблемой является детская беспризорность. Увеличение числа детей, которые и не учатся, и не работают, способствует увеличению масштабов асоциального поведения. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании. Усугубляет картину растущее число распадающихся семей, увеличение числа детей, рожденных вне брака а в России это примерно каждый четвертый ребенок (13,с.11).

Комплекс перечисленных проблем являются одним из факторов падения культурно-нравственного уровня подрастающего поколения и всего населения.

В этой связи общество вынуждено обратить особое внимание на совершенствование социальной защиты детства. Система социальной защиты детства выступает как социальный институт, результатом деятельности которого является социальная защищенность детства, выражающаяся в целостной системе законодательно закрепительных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий детей, которая противодействует дестабилизирующим факторам их жизни (семейному неблагополучию, бедности, социальной депривации, безнадзорности и т.д.). Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений, в сфере образования, в среде обитания ребенка. Она представляет собой систему мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования ребёнка.

Объектом социальной защиты детства в общем понимании являются все дети, т.е. лица не достигшие 18 летнего возраста. В функционировании системы социальной защиты детства определяющую роль играют ее субъекты. К основным субъектам можно отнести организации, учреждения, социальные институты общества, к которым относится: государство со всеми структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной власти; учреждения социального обслуживания семьи и детей; органы управления предприятий, учреждений, организаций учебных заведений, но главным субъектом всегда была и остается семья. В Семейном кодексе закреплены права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей ,определены основы правовой защиты детей от насилия в семье (Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Социальная защита характеризуется определенными признаками: всеобщность и доступность; многообразие форм и видов социальной защиты детства в виде пенсий, пособий, льгот, услуг; единство и дифференциация социальной защиты детства; осуществление социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; права каждого ребенка на социальную защиту.

Формы и методы реализации социальной защиты детства являются ее основными структурными компонентами. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена в работах В.А. Варывдина и И.П. Клементович (Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). К формам социальной защиты в России можно отнести: во-первых, постановления и решения компетентных органов (Федерального собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, судов РФ, соответствующих министерств и ведомств). Во-вторых, программы (эта форма характерна для органов социальной защиты детства государственной власти). В-третьих, планы мероприятий по социальной защите детства. В-четвертых, создание и развитие материальной базы, которая включает в себя финансовую базу, здания и сооружения, систему государственных пособий.

К методам социальной защиты можно отнести: убеждение в необходимости активного участия в социальной защите детства; стимулирование и поощрение мероприятий по социальной защите детства; метод принуждения (алименты и др.).

В последнее время проблема благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченных по правам ребенка, учрежден фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, увеличился объем финансирования социальных расходов, направленных на защиту детства, из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия (11).

Система социальной охраны детей основываются на принципах, имеющих научную основу. Принципы – это обоснованные положения, определяющие характер ее содержания и методам по социальной охране. Главными принципами социальной охраны считаются гуманизм и справедливость.

Быть гуманным при реализации социальной защиты – это признавать самоценность личности, ее право на развитие способностей, полноценную жизнь вне отношения от национальных, религиозных и остальных индивидуальных особенностей. Это возникновение бескорыстных отношений людей, базирующихся на взаимопомощи и доброте.

Быть справедливым в социальной защите – это значит правильно оценивать потенциал человека, внутренние ресурсы, понимать базовые причины его затруднений и определять выхода из последних. Это и исследование человека с позиции способности реализовать конкретную работу по самозащите, проявлять динамизм, предприимчивость. Указанное важно потому, что нужно оберегать имеющуюся систему защиты от риска ее превращения в прием всеобщего усреднения и расширения бедности, когда она обязана быть приемом помощи нуждающемуся человеку.

Справедливость в социальной охране – это обеспечение на юридической базе всем членам социума, всем слоям населения равнодоступных гарантий и благ в силу трудового вклада (17,с.6).

Система социальной охраны базируется на принципах системности и единства. Она возникает как упорядоченное единство взаимодействующих элементов, как целостное проявление, составленное из элементов, как совокупность взаимосвязанных частей, которые в ходе интеграции имеют определенную целостность.

С системностью в содержании социальной охраны тесно сопряжена комплексность, т.е. гарантии единства всей совокупности мер социального, юридического и другого свойства по обеспечению государством минимального критерия социальной защиты.

Единство обеспечивается: совокупностью целей, принципов и векторов деятельности; сочетанием опыта и современной практики содействия человеку; всесторонним определением объекта социальной охраны; координацией действий социальной защиты; надзором над реализацией мер по поддержке людей.

Принцип превентивности приемов по социальной охране, который определяет, что необходимо предупреждать факторы социального неблагополучия, пресекать их на стадии формирования. Превентивность – это возникновение таких условий, при которых люди могут справиться с неоднозначной жизненной ситуацией, реализовать личные ресурсы при появлении социальных опасностей: старости, безработицы (25,с.113).

Главный принцип социальной охраны – ее адресность, т.е. реализация комплекса мер по поддержанию достойных условий жизни нуждающихся людей, попавших в нестандартную жизненную ситуацию их индивидуальных потребностей и необходимости их удовлетворения в рамках определенных критериев. В настоящих условиях предоставление средств старым людям, а кроме того людям, находящимся в трудной ситуации, не всегда считается адресным: пособия часто выплачиваются не людям, которым они обязаны выделяться приоритетно, определяемые пенсии не в большей мере учитывают стаж работы граждан, неширок перечень услуг. Адресность защиты, базирующаяся на методах и расчетах и определяющая индивидуальную жизненную ситуацию человека считается средством социальной справедливости и активизацией его потенциала. Благодаря адресности имеется возможность достичь основного – помочь людям попавшему в трудную ситуацию, поддержать их инициативу и активность, стремление разрешать имеющиеся проблемы (26,с.88).

Основные положения социальной защиты детства в РФ

В соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ (Национальный план действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942, в которых впервые была разработана целостная система социально-экономических и правовых мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, лежащая в основе государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ после ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка, сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психологических, организационных и правовых средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. С этой позиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий правовая защита ребенка, охрана прав ребенка, поскольку охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается как система.

Продолжает начатую работу по становлению системы социальной защиты детства федеральная целевая программа «Дети России», направленная на создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы является продолжением федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 — 2006 годы. Как показала практика, социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка (30).

Система социальной защиты детства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.

В становлении системы социальной защиты детства выделяют следующие моменты:

- развитие системы социальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества;

- развитие социальных институтов общества определяется потребностями общества в обеспечении воспроизводства человеческого потенциала, существовании нации;

- становление форм, методов, структуры социальной защиты детства детерминируется уровнем социально-экономического развития, социокультурными особенностями развития общества (9).

В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защиты детства как системы целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих составляющих:

- законодательного обеспечения;

- механизма управления, порядка взаимодействия компетентных органов и учреждений, межведомственной

взаимосвязи, организационных формы деятельности учреждений;

- порядка исполнения;

- финансово-экономического и материально-технического обеспечения;

-научно-методического и кадрового обеспечения;

-просвещения.

Итак, под системой социальной защиты детства следует понимать систему осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Вместе с тем, считаем целесообразным отметить тот факт, что следует различать понятия социальной защиты детства и социальная защищенность детства. Социальная защищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей). Основными показателям социальной защищенности детства являются объективные (соответствие социально-экономических, материально-бытовых условий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта, правовой защиты) и субъективные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовлетворенности) детей их социальной защитой и (или) специалистов (экспертов) мероприятиями в области социальной защиты детства).

Антиподом понятию социальная защищенность детства может вы детства ступать понятие социальная незащищенность или предложенное Е.М. Рыбинским понятие социальное неблагополучие детей, которое ученый связывает с такими факторами, как самочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетворенности качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризуется также отклоняющимся от нормы морально психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально – профессиональную структуру общества. Как видим, по содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе говоря, в концентрированном виде социальное неблагополучие детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье (27).

Таким образом, социальное неблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интегрального) показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства. Среди интегральных показателей (индикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Следует отметить, что указанный набор составляющих интегральных показателей социального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально экономического развития, а анализ собранной информации в соответствии с предлагаемой Е.М. Рыбинским системой показателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институтов и процессов на формирование социального благополучия или неблагополучия детей в обществе.

Таковы в самых общих чертах соотношения понятий, так или иначе касающиеся вопроса социальной защиты детства. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина, улучшении его положения в обществе, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит утвердить приоритет интересов детей в обществе, найти эффективные способы решения проблем детства.

Наши рекомендации