Защита детства и социальная педагогика в истории образования России с древнейших времен до конца XVIII в

Помощь убогому и сирому всегда была присуща нашему народу. Поэтому истоки традиций социальной педагогики следует искать в истории нашего Отечества.

Принятие христианства на Руси отменило обычай хоронить жену с умершим мужем, так как это приводило к большому количеству детей-сирот. Образовывались дома при скудельницах, могильниках, где строилась сторожка и вся община кормила брошенных малышей. Скудельницы(божедомки) предназначались для бездомных стариков и старух, которые воспитывали брошенных детей. Несмотря на убогость, божедомка все же являлась заботой народа о сиротах.

На Руси VIII–IX вв. наблюдается переход к малой семье, которая состояла из супругов и детей. Малая семья того времени – это многодетная семья, дети были желанными и о них заботились. Это привело к развитию государственной политики заботы о детях. Если дети оставались сиротами, то заботу о них брала на себя не община, а семья, опекуны. Это были люди, которые могли воспитывать детей должным образом.

«Русская Правда» говорит об условиях опекунства: вступление в опекунство в присутствии общины; при совершеннолетии сироты опекун должен представить в целости все наследство, определяет узаконенные права семьи относительно раздела имущества между членами семьи – женой, сыновьями, дочерьми, положение детей после смерти родителей.

История отечественной педагогики хранит огромный опыт нравственного воспитания в семье. После принятия христианства появилось большой количество «Слов» и «Поручений», в которых давались наставления христианину, как следует вести себя в семье. Это в свою очередь способствовало улучшению отношений в семье, поэтому многие христианские заповеди были направлены на укрепление семьи: «Почитай отца своего…, не делай людям того, что не желаешь себе…, плати добром за добро…, возлюби ближнего своего, как самого себя…, не лукавь…, будь честен…, будь справедлив…»

До наших дней дошли некоторые литературные памятники древней Руси, например «Поучение» В. Мономаха, «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского», Домострой. В этих литературных памятниках X–XIV вв. поднимаются вопросы воспитания детей и заботы о них, подготовки детей к жизни, решение семейных, общественных, социальных конфликтов. В них приводятся примеры праведной жизни, соблюдения порядка в семье, содержатся призывы к милосердию, заботе об обездоленных.

При Иоанне Грозном в обязанности государства входило призрение детей-сирот. Стоглавый собор (1551 г.) предписывал каждой церкви открывать школы «для наставления детей грамоте», а для сирых и немощных создавать при церквях богадельни.

«Поучение» Владимира Мономаха

«Поучение» Владимира Мономаха – это литературный памятник, дошедший до нас со времен Киевской Руси XI в. Владимир Мономах (внук Ярослава Мудрого, правнук Владимира Святого) составил первое нравственное послание к молодежи. В основе «Поучения» лежит описание Владимиром Мономахом своей жизни. Он рассказывает о своих походах, говорит о важности человеческого труда, о необходимости заботы о княжеском дворе.

Мономах указывает, что при воспитании детей нельзя использовать лишь одни наставления. Детей следует обучать манерам и поведению, чтобы они могли «беседу вести кроткую», «при старших молчать», «стыдиться старших», «не свирепствовать словами». Воспитание детей следует строить на труде. Они должны все делать сами, и только труд способен оградить от пороков.

Следует учить ребенка уважать старших и равных себе, не лениться, быть верным своему слову, приносить пользу людям, сочувствовать горю других, подавлять в себе гнев.

В «Поучении» подчеркивается, как следует строить справедливые отношения между людьми: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека», «…милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра», «Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего. Более всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, простолюдин ли, знатный, или посол… Больного навестите, покойника проводите… Не пропускайте человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Князь Владимир отмечает, что важно воспитывать для пользы Отечеству крепкое, здоровое поколение. Он рассказывает о том, какую школу выносливости прошел в молодости: своими руками ловил и связывал по 10–12 диких коней, два тура поднимали его вместе с конем на рога, олень бодал, лось ногами топтал, а вепрь с бедра меч сорвал.

Пример старших может сыграть положительную роль при воспитании бесстрашия, высокую нравственность же можно воспитать добрыми делами. У юношей, кроме того, следует воспитывать чувство долга защитника Родины, бесстрашие и стойкость в борьбе с врагами: «Смерть ведь, дети, не бойтесь… мужской долг исполняйте».

Большое внимание уделяется порицанию лени, указывается, что если лениться, то забудешь и то, что знаешь: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…», «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте. Не полагайтесь на тиуна или отрока…»

Домострой

К энциклопедии семейного воспитания России XVI–XVII вв. относится литературный памятник Домострой . Автор этого произведения учит жизни людей того времени. Нужно почитать Бога, церковь, царя, быть терпеливым, не мстить за зло и так же воспитывать детей («Царя бойся и служи ему верою… яко самому Богу, и во всем повинуйся ему»). Домострой предписывает быть бережливым, учит, как получать прибыль, жить по средствам, избегать долгов и наживать богатство «праведной прибылью».

Домострой учил воспитывать детей «в страхе Божьем», в «благоразумном учении всякому разуму и вежеству и промыслу и рукоделию», при этом учитывать возрастные особенности детей, их задатки и способности (обучение «вежеству и всякому благочинию и по времени и детям смотря по возрасту»).

Домострой XVI в. имел две редакции: раннюю (новгородскую), которая отличалась более полным объемом; и позднюю (московскую), имевшую сокращенный вид. Дошедший до наших дней вариант был отредактирован протопопом Сильвестром, советником Иоанна Грозного .

Протопоп Сильвестр , являясь священником Кремлевского Благовещенского собора, был образованным публицистом, государственным и культурным деятелем. На протяжении 1540–1550-х гг. XVI в. он был советником и духовником Иоанна Грозного. По мнению историков, именно ему принадлежит переработка первоначальной редакции Домостроя, а в качестве собственных взглядов он добавил 64 главу «Поучение сыну Анфиму».

«Поучение» содержит рассказ о том, что его сын Анфим расписывал иконы и переписывал книги для продажи. В иконописной мастерской сын учился грамоте, «писать и пети, инех иконного письма, инех книжного рукоделия, сверх серебряного мастерства и иных всяких многих рукоделий». После такого домашнего обучения часть детей стала священниками («и в дьяконском чину и в дьяцех и в подьячих и во всяких чинах»). Основной наказ Сильвестра сыну: соблюдать мораль христианина, исполнять необходимые обряды, быть верным на «службе государевой», служить «верою и правдою безо всякой хитрости», трудиться, помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой, любовью.

Сильвестр учил иметь «любовь нелицемерную ко всем», не осуждать никого, «возненавидь хмельное питье; господа ради отвергни от себя пьянство; от него рождаются все злые обычаи». Жену предписывалось любить и учить всему тому, что делаешь сам: «Если жена не слушается, всячески наказывай страхом, а не гневайся; наказывай наедине, да наказав примолви, а жалуй и люби ее». Также вменялось заботиться о домочадцах: «… детей и домочадцев учи страху Божию и всяким добрым делам. Домочадцев своих одевай и корми достаточно».

Наши рекомендации