Классификация управленческих решений

Классификация УР необходимадля определения общих и конкретно специфических подходов к их разработке, реализации и оценке решений, более глубокого всестороннего анализа решений, раскрытия роли решения в процессе управления, выявления типовых решений и типовых шаблонных элементов решений с целью выработки единой методологии разработки и реализации решений. Все это позволяет повысить качество, эффективность и преемственность решений. Приве­дем только некоторые из этих классификаций. Многообразие управленческих решений и особенности их разработки раскрывает классификация, приведенная B.C. Юкаевой. Приведем пояснение по некоторым видам решений данной классификации (рис.1).

1. По источнику возникновения решения делят на инициатив­ные, по предписанию. Как отмечает B.C. Юкаева, в психологичес­ком аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разра­ботки решения по предписанию, так как систематическое «навя­зывание» решений может нанести ущерб проявлению инициати­вы людей.

2. По способу доведения решения могут быть в виде плана, при­каза, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делят­ся на устные и письменные.

3. По субъекту, принимающему решения, выделяются решения: индивидуальные, коллективные и коллегиальные.

4. По степени новизны (уникальности) решения делятся на ру­тинные и новаторские. Новаторское решение отличается специ­фикой в построении процесса принятия решений и в содержании отдельных его этапов.

5. По наличию информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, решения подразделяют на детерминированные - принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации; ве­роятностные - принимаемые в условиях вероятностной опреде­ленности (риска); неопределенные - решения, принимаемые в ус­ловиях неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой инфор­мации по проблеме.

6. По методам разработки различают количественные реше­ния, включающие методы математического программирования, статистические методы; а также эвристические решения, основан­ные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний ЛПР.

7. По целевой направленности управленческие решения мож­но классифицировать как одноцелевые и многоцелевые.

8. По функциональному признаку (содержанию) решения бы­вают: экономические, социальные, технические, политические, организационные. Экономические решения связаны с повышени­ем эффективности производства, совершенствованием деятельно­сти предприятия. Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др. Тех­нические решения принимаются для совершенствования техничес­кой политики и технологии производства, сокращения примене­ния ручного труда и т.д. Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.

9. По пе­риодам действия: долговременные (перспективные) и оперативные. Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. Оперативные решения предусматривают меры по реализации про­гнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их ис­полнения и исполнителей).

Ин­тересна классификация управленческих решений, предложенная Р.А. Фатхутдиновым (рис.1). В основу которой положено повышение качества решений. Классификационными признаками являются:

• стадия жизненного цикла организации (или товара - марке­тинг, НИОКР, производство и др.);

Классификация управленческих решений - student2.ru

• подсистема системы менеджмента (целевая, функциональ­ная, обеспечивающая и др.);

• сфера действия (технические, экономические и др. решения);

• цель (коммерческие решения, некоммерческие);

• ранг управления (высший, средний, низший);

• масштабность (глобальные, частные, локальные);

• организация выработки решения (коллективные, коллеги­альные, единоличные);

• продолжительность действия или время (стратегические, тактические, оперативные);

• объект воздействия (внешние и внутренние);

• методы формализации (текстовые, графические, математические);

• формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);

• степень полноты информации (стандартные, нестандартные и слабоструктурированные);

• способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Наши рекомендации