Классификация управленческих решений
Классификация УР необходимадля определения общих и конкретно специфических подходов к их разработке, реализации и оценке решений, более глубокого всестороннего анализа решений, раскрытия роли решения в процессе управления, выявления типовых решений и типовых шаблонных элементов решений с целью выработки единой методологии разработки и реализации решений. Все это позволяет повысить качество, эффективность и преемственность решений. Приведем только некоторые из этих классификаций. Многообразие управленческих решений и особенности их разработки раскрывает классификация, приведенная B.C. Юкаевой. Приведем пояснение по некоторым видам решений данной классификации (рис.1).
1. По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию. Как отмечает B.C. Юкаева, в психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое «навязывание» решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.
2. По способу доведения решения могут быть в виде плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные.
3. По субъекту, принимающему решения, выделяются решения: индивидуальные, коллективные и коллегиальные.
4. По степени новизны (уникальности) решения делятся на рутинные и новаторские. Новаторское решение отличается спецификой в построении процесса принятия решений и в содержании отдельных его этапов.
5. По наличию информации, имеющейся в распоряжении ЛПР, решения подразделяют на детерминированные - принимаемые в условиях определенности, при наличии полной информации; вероятностные - принимаемые в условиях вероятностной определенности (риска); неопределенные - решения, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при отсутствии необходимой информации по проблеме.
6. По методам разработки различают количественные решения, включающие методы математического программирования, статистические методы; а также эвристические решения, основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний ЛПР.
7. По целевой направленности управленческие решения можно классифицировать как одноцелевые и многоцелевые.
8. По функциональному признаку (содержанию) решения бывают: экономические, социальные, технические, политические, организационные. Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия. Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др. Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д. Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.
9. По периодам действия: долговременные (перспективные) и оперативные. Перспективные решения определяются в общих чертах, они лишь задают направления для реализации определенной цели. Оперативные решения предусматривают меры по реализации прогнозов развития событий (конкретные виды работ, сроки их исполнения и исполнителей).
Интересна классификация управленческих решений, предложенная Р.А. Фатхутдиновым (рис.1). В основу которой положено повышение качества решений. Классификационными признаками являются:
• стадия жизненного цикла организации (или товара - маркетинг, НИОКР, производство и др.);
• подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная, обеспечивающая и др.);
• сфера действия (технические, экономические и др. решения);
• цель (коммерческие решения, некоммерческие);
• ранг управления (высший, средний, низший);
• масштабность (глобальные, частные, локальные);
• организация выработки решения (коллективные, коллегиальные, единоличные);
• продолжительность действия или время (стратегические, тактические, оперативные);
• объект воздействия (внешние и внутренние);
• методы формализации (текстовые, графические, математические);
• формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
• степень полноты информации (стандартные, нестандартные и слабоструктурированные);
• способ передачи (вербальные, письменные, электронные).