Метод – способ административно-правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет АП
Характер – императивный.
Специфика регулирования – в отношениях одна из сторон обладает юридически-властными полномочиями.
Административное регулирование – правовой способ осуществления государственного управления и МСУ.
Метод осуществления регулирования – метод неравенства сторон управленческих отношений.
Выражение:
а. субъект властного полномочия может в одностороннем порядке выбирать в пределах компетенции поведение другой стороны, принимать обязательные для этой стороны решения, обеспечивать и контролировать их исполнение;
б. другая сторона – лишь оспаривание решений в установленном порядке, неисполнение, если это разрешено НПА.
Властной сущностью предопределяется – регулирование императивными нормами (без усмотрения сторон).
29.Предпосылки возникновения административных правоотношений.
Возникновение административных правоотношений:
а. административно-правовая норма;
б. административнаяправосубъектность участников;
в. юридический факт.
Административно- правовая норма (необходима для возникновения правоотношения) | · придаёт отношению правовой характер; · закрепляет меру возможного и должного поведения сторон, их права и обязанности; · обуславливает характер связи между субъектами; · предусматривает ответственность за невыполнение предписания; · определяет возможных участников административных правоотношений; · общее правило, непосредственно не создаёт правоотношения, не влечёт изменений и прекращения; |
Административнаяпрвосубъектность (необходима для вступления в правоотношение) | · позволяет участникам самостоятельно приобретать права и нести обязанности, предусмотренные правовой нормой; · позволяет участникам нести ответственность за свои действия; · определяет границы, в которых тот или иной субъект может вступать в отношения. |
Юридический факт(при нём наступает конкретное правоотношение) | · предусмотрен нормой; · непосредственное основание возникновения, изменения и прекращения конкретного правоотношения; · может быть событием или действием(правомерным, неправомерным), а также бездействие лиц, обязанных совершить действие; · в некоторых случаях – сроки, с наступлением, истечением которых возникает/прекращается правоотношение. |
30.Государственная должность: понятие, виды.
Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственность за исполнение этих обязанностей.
Сущность государственной службы – осуществление профессиональной деятельности граждан на должностях, именуемых должностями государственной службы.
Должности:
а) федеральной государственной гражданской службы;
б) государственной гражданской службы субъектов;
в) воинские;
г) правоохранительной службы.
В федеральном государственном органе – должности различных видов.
Должности включаются в реестры – перечни должностей, утверждаемые Президентом, федеральной государственной гражданской службы, типовых воинских должностей, типовых должностей правоохранительной службы.
Реестр субъекта – закон, НПА субъекта.
Все реестры – сводный реестр должностей.
31.Система органов исполнительной власти в РФ: понятие, основные звенья.
Система ОИВ – основанная на разграничении предметов ведения и компетенции совокупность их взаимосвязанных видов и относящихся к ним конкретных органов, выполняющие возложенные на них задачи и функции управленческого характера.
Система ОИВ – разделение предметов ведения и полномочий в организации исполнительной власти, в осуществлении множеством субъектов. Влияние на разграничение предметов ведения – федеративное устройство.
Федеративное устройство основано на:
а) государственной целостности;
б) единстве системы государственной власти;
в) разграничении предметов ведения между органами власти РФ и субъектов;
г) равноправии и самоопределении членов РФ.
Принципы системы ОИВ:
1. федерализма;
2. сочетания централизации и децентрализации;
3. законности.
Принцип | Описание |
Федерализма | · Обусловлен государственным устройством РФ. · В структурном плане проявляется в том, что входят в общую систему: ФОИВ; ОИВ субъектов. *Образуют единую систему исполнительной власти РФ. · В юридическом аспекте проявляется: o компетенция ОИВ и взаимоотношения между ними – НПА, закрепляющие распределение предметов ведения; o Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти РФ и субъектов; o одна из форм регулирования отношений – административные договоры и соглашения– элемент механизма реализации принципа федерализма (могут предусматривать передачу части полномочий). |
Сочетания централизации и децентрализации | · Может иметь местона различных уровнях (не тождественно принципу федерализма), не обязательно сопутствует федеративному государственному устройству. · Централизация – из единства системы ОИВ. Централизованное осуществление – ФОИВ и ОИВ субъектов, определённых законодательством (в соответствии с исключительной и совместной компетенцией). За пределами областей ведения РФ – субъекты сами определяют соотношение централизации и децентрализации. · Децентрализация – закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих ОИВ. Предметы ведения – высокая степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов. · Особая разновидность децентрализации – делегирование ОИВ части своих полномочий подчинённому органу в целях удобства управления. Децентрализация (в этом случае) – деконцентрация полномочий. На осуществление полномочий может влиять вышестоящий орган. |
Законности | · Все органы государственной власти и должностные лица должны соблюдать Конституцию и законы. · Важный аспект – обязательность строгого соблюдения положения Конституции о соотношении актов органов государственной власти РФ и субъектов. |
Система ОИВ – конституционное разграничениеполномочий в области исполнительной власти:
Ø ведение РФ: установление системы ФОИВ, порядка их организации и деятельности, формирование ФОИВ;
Ø совместное ведение: установление общих принципов организации системы органов государственной власти (на уровне РФ – ФЗ по этим вопросам, система организации органов государственной власти субъектов - самостоятельно).
Современная система ФОИВ – органы одного федерального уровня.
Дифференциация – правовое положение, в основе которого – функциональное назначение и непосредственная подведомственность: Президенту, Правительству, федеральным министерствам.
Особенности правового положения органов конкретного вида – влияние на их отношения по вертикали.
Отличаются отношения органов (по характеру):
· подчинённые Президенту прямо;
· находящиеся в непосредственном подчинении правительства.
*Президент и Правительство решают вопросы организации и деятельности.
Иной характер отношений между федеральными министерствами и подведомственными им федеральными агентствами и службами – министерства осуществляют координацию и контроль деятельности.
Агентства и службы:
1. не могут осуществлять правовое регулирование в сфере соответствующих министерств;
2. могут вносить в министерства предложения.
Система ФОИВ состоит из:
1. Правительства РФ;
2. федеральных министерств;
3. федеральных служб;
4. федеральных агентств.
*сокращение форм не повлекло сокращения числа ОИВ.
Система ОИВ субъектов:
а. высший орган исполнительной власти субъекта;
б. иные органы исполнительной власти.
32.Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
Порождение правовых последствий – с момента вступления в силу.
Вступление в силу регламентируется НПА, которые предусматривают:
а. необходимость предварительной регистрации;
б. официальное опубликование.
Опубликование:
1) акты Президента – в течение 10 дней после подписания в «СЗ» или «РГ»;
2) акты Правительства – не позднее 15 дней со дня принятия (подписания председателем);
3) иные акты ФОИВ (после государственной регистрации) – в течение 10 дней после регистрации в «РГ», бюллетене нормативных актов ФОИВ.
Акты ФОИВ перед опубликованием – обязательная регистрация в Минюсте.
Подлежат:
а) акты, содержащие правовые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан;
б) акты, устанавливающие правовой статус организаций;
в) акты, имеющие межведомственный характер (обязательные для других ФОИВ).
Акты не влекут правовых последствий:
а. не прошедшие государственную регистрацию;
б. не опубликованные.
Вступление в силу:
1. акты Президента – по истечении 7 дней после первого официального публикования;
2. акты Правительства – не ранее дня официального публикования;
3. иные акты ФОИВ – по истечении 10 дней после официальногопубликования.
Действие правового акта управления определяется:
а) обязательным характером;
б) пространственными и временными пределами.
Действие в пространстве – определяются государственным и административно-правовым устройством.
Акты:
1) Президента – на всей территории РФ;
2) Правительства – на всей территории РФ;
3) других ФОИВ – на всей территории РФ;
4) субъектов – на территории данного субъекта или его части, определённой актом.
Сфера действия – вопросы по которым могут быть изданы, сферы жизни, ка которые распространяются:
а. акты Президента и Правительства РФ – не ограничена (по любому вопросу компетенции, с установлением пределов действия в самих актах);
б. на уровне субъектов акты ВДЛ – не ограничены;
в. акты ведомственных и межведомственных органов – сугубо ведомственное и межведомственное значение.
Действие во времени:
а) определённый срок действия (связан с наступлением определённых обстоятельств);
б) неопределённый срок действия;
в) регулируют отношения, возникшие после издания акта (не имеют обратной силы).
33.Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Меры применяются в целях:
1) пресечения административного правонарушения;
2) установления личности нарушителя;
3) составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;
4) обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;
5) исполнения принятого по делу постановления.
Меры могут применять только уполномоченные на то должностные лица в пределах своих полномочий.
Меры обеспечения производства;
1. доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным;
2. административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об правонарушении, исполнения постановления по делу об правонарушении (срок не более 3х часов), составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания;
3. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице – обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;
4. осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
5. досмотр транспортного средства – обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;
6. изъятие вещей и документов – явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об правонарушении и обнаруженных на месте совершения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства;
7. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида – лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст.12.3, ч. 2 ст.12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения;
8. освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
9. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
10. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации – включает его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания;
11. арест товаров, транспортных средств и иных вещей – составление описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия;
12. привод;
13. временный запрет деятельности – кратковременное, установленное на срок до вступления в законную силу постановления по делу об правонарушении прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности).
34.Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
По компетенции:
а. субъекты административной юрисдикции – уполномоченные рассматривать дела об административных нарушениях;
б. субъекты, уполномоченные возбуждать такие дела.
*один орган может быть и тем и другим.
По федеральному устройству:
а. субъекты по делам, предусмотренным КоАП;
б. субъекты, осуществляющие производство по делам, предусмотренным законодательством субъекта РФ.
По способу разрешения дел:
а. индивидуальные;
б. коллегиальные.
По принадлежности к судебной или управленческой системе:
а. к судебной системе;
б. к управленческой системе.
От имени ФОИВ – руководители, заместители, уполномоченные лица, осуществляющие контрольные и надзорные функции.
От имени уполномоченных органов и учреждений ОИВ субъектов – уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов.
Правило – должностные лица обладают полномочиями по рассмотрению подведомственных данному органу дел в полном объёме.
36.Государственные служащие: понятие и виды.
Государственный служащий (по старому закону) – гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждения, выплачиваемого из соответствующего бюджета.
Состав служащих неоднороден – трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой (нотариус).
Признаки:
1) гражданин РФ;
2) замещение государственной должности в государственном органе;
3) должность государственной службы;
4) выполнение обязанностей, определяемых должностью;
5) денежное вознаграждение за счёт бюджета.
Виды:
а) гражданские;
б) военные;
в) правоохранительные.
ФЗ о системе государственной службы:
1. Федеральный государственный служащий– гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
2. Государственный гражданский служащий субъекта РФ– гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В случаях, предусмотренных ФЗ, государственный гражданский служащий субъекта может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Деление государственных служащих в зависимости от характера полномочий (роль полномочий в осуществлении государственно-властных функций):
а) должностные лица;
б) оперативный, вспомогательный состав.
Лица, замещающие государственную должность – не гражданские служащие.
Должностные лица – государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные требования).
Виды:
а. представители административной власти – особый статус:
1. право предъявлять юридически-властные требования;
2. право применять меры административного воздействия;
б. оперативный состав – выполняют работу, определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов:
1. нет права совершать юридически-властные акты в качестве средства управления;
2. подготовка решений, проработка вопросов.
37.Система органов исполнительной власти субъектов РФ.
Формирование системы ОИВ в субъектах – общие принципы организации органов государственной власти субъектов.
Установление принципов – совместное ведение РФ и субъектов.
6.10.1999 – ФЗ «Об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов».
Основные положения:
1. во главе системы– высший исполнительный орган государственной власти субъекта;
2. виды: общей, отраслевой, межотраслевой компетенции (формы составляющих органов систем РФ и субъектов – существенные различия).
ч.2 ст. 77 Конституции – в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФФОИВ и ОИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
Особое положение ВДЛ – гражданин РФ, старше 30 лет:
а) наделяется полномочиями по представлению Президента законодательным органом субъекта максимум на 5 лет;
б) представляет субъект в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов, органами МСУ, при осуществлении внешнеэкономических связей, вправе подписывать соглашения от имени субъекта;
в) обнародует законы, может участвовать в деятельности законодательного (представительного) органа субъекта;
г) формирует высший исполнительный орган субъекта, принимает решение об его отставке.
2 группы ВДЛ:
1) ВДЛ субъекта;
2) руководители высших органов исполнительной власти РФ.
Компетенция – общий характер.
Основания досрочного прекращения:
1. смерть;
2. отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
3. отставка по собственному желанию;
4. отрешение его от должности Президентом в связи с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим ФЗ;
5. признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6. признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8. его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;
9. утраты им гражданства РФ.
Высший исполнительный орган субъекта:
а. постоянное действие;
б. общая компетенция (обеспечивает исполнение НПА);
в. наименование, структура, порядок формирования – Конституция (устав), законы субъекта.
Основные полномочия:
1. разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ;
2. участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
На него возложено:
а) разработка проектов бюджета, программ социально-экономического развития;
б) формирование иных ОИВ субъекта.
Сферы деятельности, по которым различаются полномочия:
а) экономика;
б) коммуникации;
в) социально-культурная;
г) административно-политическая.
Компетенция:
1) прямое закрепление полномочий;
2) определяется в виде подчинения им системы отраслевых и межотраслевых органов, руководство ими.
Осуществление полномочий ОИВ общей компетенции:
а. непосредственно;
б. через подчинённые органы.