Метод – способ административно-правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет АП

Характер – императивный.

Специфика регулирования – в отношениях одна из сторон обладает юридически-властными полномочиями.

Административное регулирование – правовой способ осуществления государственного управления и МСУ.

Метод осуществления регулирования – метод неравенства сторон управленческих отношений.

Выражение:

а. субъект властного полномочия может в одностороннем порядке выбирать в пределах компетенции поведение другой стороны, принимать обязательные для этой стороны решения, обеспечивать и контролировать их исполнение;

б. другая сторона – лишь оспаривание решений в установленном порядке, неисполнение, если это разрешено НПА.

Властной сущностью предопределяется – регулирование императивными нормами (без усмотрения сторон).

29.Предпосылки возникновения административных правоотношений.

Возникновение административных правоотношений:

а. административно-правовая норма;

б. административнаяправосубъектность участников;

в. юридический факт.

Административно- правовая норма (необходима для возникновения правоотношения) · придаёт отношению правовой характер; · закрепляет меру возможного и должного поведения сторон, их права и обязанности; · обуславливает характер связи между субъектами; · предусматривает ответственность за невыполнение предписания; · определяет возможных участников административных правоотношений; · общее правило, непосредственно не создаёт правоотношения, не влечёт изменений и прекращения;
Административнаяпрвосубъектность (необходима для вступления в правоотношение) · позволяет участникам самостоятельно приобретать права и нести обязанности, предусмотренные правовой нормой; · позволяет участникам нести ответственность за свои действия; · определяет границы, в которых тот или иной субъект может вступать в отношения.  
Юридический факт(при нём наступает конкретное правоотношение) · предусмотрен нормой; · непосредственное основание возникновения, изменения и прекращения конкретного правоотношения; · может быть событием или действием(правомерным, неправомерным), а также бездействие лиц, обязанных совершить действие; · в некоторых случаях – сроки, с наступлением, истечением которых возникает/прекращается правоотношение.

30.Государственная должность: понятие, виды.

Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Сущность государственной службы – осуществление профессиональной деятельности граждан на должностях, именуемых должностями государственной службы.

Должности:

а) федеральной государственной гражданской службы;

б) государственной гражданской службы субъектов;

в) воинские;

г) правоохранительной службы.

В федеральном государственном органе – должности различных видов.

Должности включаются в реестры – перечни должностей, утверждаемые Президентом, федеральной государственной гражданской службы, типовых воинских должностей, типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр субъекта – закон, НПА субъекта.

Все реестры – сводный реестр должностей.

31.Система органов исполнительной власти в РФ: понятие, основные звенья.

Система ОИВ – основанная на разграничении предметов ведения и компетенции совокупность их взаимосвязанных видов и относящихся к ним конкретных органов, выполняющие возложенные на них задачи и функции управленческого характера.

Система ОИВ – разделение предметов ведения и полномочий в организации исполнительной власти, в осуществлении множеством субъектов. Влияние на разграничение предметов ведения – федеративное устройство.

Федеративное устройство основано на:

а) государственной целостности;

б) единстве системы государственной власти;

в) разграничении предметов ведения между органами власти РФ и субъектов;

г) равноправии и самоопределении членов РФ.

Принципы системы ОИВ:

1. федерализма;

2. сочетания централизации и децентрализации;

3. законности.

Принцип Описание
Федерализма · Обусловлен государственным устройством РФ. · В структурном плане проявляется в том, что входят в общую систему: ФОИВ; ОИВ субъектов. *Образуют единую систему исполнительной власти РФ. · В юридическом аспекте проявляется: o компетенция ОИВ и взаимоотношения между ними – НПА, закрепляющие распределение предметов ведения; o Конституция РФ регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти РФ и субъектов; o одна из форм регулирования отношений – административные договоры и соглашения– элемент механизма реализации принципа федерализма (могут предусматривать передачу части полномочий).
Сочетания централизации и децентрализации · Может иметь местона различных уровнях (не тождественно принципу федерализма), не обязательно сопутствует федеративному государственному устройству. · Централизация – из единства системы ОИВ. Централизованное осуществление – ФОИВ и ОИВ субъектов, определённых законодательством (в соответствии с исключительной и совместной компетенцией). За пределами областей ведения РФ – субъекты сами определяют соотношение централизации и децентрализации. · Децентрализация – закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих ОИВ. Предметы ведения – высокая степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов. · Особая разновидность децентрализации – делегирование ОИВ части своих полномочий подчинённому органу в целях удобства управления. Децентрализация (в этом случае) – деконцентрация полномочий. На осуществление полномочий может влиять вышестоящий орган.
Законности · Все органы государственной власти и должностные лица должны соблюдать Конституцию и законы. · Важный аспект – обязательность строгого соблюдения положения Конституции о соотношении актов органов государственной власти РФ и субъектов.

Система ОИВ – конституционное разграничениеполномочий в области исполнительной власти:

Ø ведение РФ: установление системы ФОИВ, порядка их организации и деятельности, формирование ФОИВ;

Ø совместное ведение: установление общих принципов организации системы органов государственной власти (на уровне РФ – ФЗ по этим вопросам, система организации органов государственной власти субъектов - самостоятельно).

Современная система ФОИВ – органы одного федерального уровня.

Дифференциация – правовое положение, в основе которого – функциональное назначение и непосредственная подведомственность: Президенту, Правительству, федеральным министерствам.

Особенности правового положения органов конкретного вида – влияние на их отношения по вертикали.

Отличаются отношения органов (по характеру):

· подчинённые Президенту прямо;

· находящиеся в непосредственном подчинении правительства.

*Президент и Правительство решают вопросы организации и деятельности.

Иной характер отношений между федеральными министерствами и подведомственными им федеральными агентствами и службами – министерства осуществляют координацию и контроль деятельности.

Агентства и службы:

1. не могут осуществлять правовое регулирование в сфере соответствующих министерств;

2. могут вносить в министерства предложения.

Система ФОИВ состоит из:

1. Правительства РФ;

2. федеральных министерств;

3. федеральных служб;

4. федеральных агентств.

*сокращение форм не повлекло сокращения числа ОИВ.

Система ОИВ субъектов:

а. высший орган исполнительной власти субъекта;

б. иные органы исполнительной власти.

32.Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.

Порождение правовых последствий – с момента вступления в силу.

Вступление в силу регламентируется НПА, которые предусматривают:

а. необходимость предварительной регистрации;

б. официальное опубликование.

Опубликование:

1) акты Президента – в течение 10 дней после подписания в «СЗ» или «РГ»;

2) акты Правительства – не позднее 15 дней со дня принятия (подписания председателем);

3) иные акты ФОИВ (после государственной регистрации) – в течение 10 дней после регистрации в «РГ», бюллетене нормативных актов ФОИВ.

Акты ФОИВ перед опубликованием – обязательная регистрация в Минюсте.

Подлежат:

а) акты, содержащие правовые нормы, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан;

б) акты, устанавливающие правовой статус организаций;

в) акты, имеющие межведомственный характер (обязательные для других ФОИВ).

Акты не влекут правовых последствий:

а. не прошедшие государственную регистрацию;

б. не опубликованные.

Вступление в силу:

1. акты Президента – по истечении 7 дней после первого официального публикования;

2. акты Правительства – не ранее дня официального публикования;

3. иные акты ФОИВ – по истечении 10 дней после официальногопубликования.

Действие правового акта управления определяется:

а) обязательным характером;

б) пространственными и временными пределами.

Действие в пространстве – определяются государственным и административно-правовым устройством.

Акты:

1) Президента – на всей территории РФ;

2) Правительства – на всей территории РФ;

3) других ФОИВ – на всей территории РФ;

4) субъектов – на территории данного субъекта или его части, определённой актом.

Сфера действия – вопросы по которым могут быть изданы, сферы жизни, ка которые распространяются:

а. акты Президента и Правительства РФ – не ограничена (по любому вопросу компетенции, с установлением пределов действия в самих актах);

б. на уровне субъектов акты ВДЛ – не ограничены;

в. акты ведомственных и межведомственных органов – сугубо ведомственное и межведомственное значение.

Действие во времени:

а) определённый срок действия (связан с наступлением определённых обстоятельств);

б) неопределённый срок действия;

в) регулируют отношения, возникшие после издания акта (не имеют обратной силы).

33.Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Меры применяются в целях:

1) пресечения административного правонарушения;

2) установления личности нарушителя;

3) составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

4) обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

5) исполнения принятого по делу постановления.

Меры могут применять только уполномоченные на то должностные лица в пределах своих полномочий.

Меры обеспечения производства;

1. доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным;

2. административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об правонарушении, исполнения постановления по делу об правонарушении (срок не более 3х часов), составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания;

3. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице – обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

4. осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

5. досмотр транспортного средства – обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

6. изъятие вещей и документов – явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об правонарушении и обнаруженных на месте совершения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства;

7. отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида – лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст.12.3, ч. 2 ст.12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения;

8. освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

9. медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

10. задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации – включает его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания;

11. арест товаров, транспортных средств и иных вещей – составление описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия;

12. привод;

13. временный запрет деятельности – кратковременное, установленное на срок до вступления в законную силу постановления по делу об правонарушении прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности).

34.Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

По компетенции:

а. субъекты административной юрисдикции – уполномоченные рассматривать дела об административных нарушениях;

б. субъекты, уполномоченные возбуждать такие дела.

*один орган может быть и тем и другим.

По федеральному устройству:

а. субъекты по делам, предусмотренным КоАП;

б. субъекты, осуществляющие производство по делам, предусмотренным законодательством субъекта РФ.

По способу разрешения дел:

а. индивидуальные;

б. коллегиальные.

По принадлежности к судебной или управленческой системе:

а. к судебной системе;

б. к управленческой системе.

От имени ФОИВ – руководители, заместители, уполномоченные лица, осуществляющие контрольные и надзорные функции.

От имени уполномоченных органов и учреждений ОИВ субъектов – уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов.

Правило – должностные лица обладают полномочиями по рассмотрению подведомственных данному органу дел в полном объёме.

36.Государственные служащие: понятие и виды.

Государственный служащий (по старому закону) – гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждения, выплачиваемого из соответствующего бюджета.

Состав служащих неоднороден – трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой (нотариус).

Признаки:

1) гражданин РФ;

2) замещение государственной должности в государственном органе;

3) должность государственной службы;

4) выполнение обязанностей, определяемых должностью;

5) денежное вознаграждение за счёт бюджета.

Виды:

а) гражданские;

б) военные;

в) правоохранительные.

ФЗ о системе государственной службы:

1. Федеральный государственный служащий– гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта РФ– гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В случаях, предусмотренных ФЗ, государственный гражданский служащий субъекта может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Деление государственных служащих в зависимости от характера полномочий (роль полномочий в осуществлении государственно-властных функций):

а) должностные лица;

б) оперативный, вспомогательный состав.

Лица, замещающие государственную должность – не гражданские служащие.

Должностные лица – государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные требования).

Виды:

а. представители административной власти – особый статус:

1. право предъявлять юридически-властные требования;

2. право применять меры административного воздействия;

б. оперативный состав – выполняют работу, определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов:

1. нет права совершать юридически-властные акты в качестве средства управления;

2. подготовка решений, проработка вопросов.

37.Система органов исполнительной власти субъектов РФ.

Формирование системы ОИВ в субъектах – общие принципы организации органов государственной власти субъектов.

Установление принципов – совместное ведение РФ и субъектов.

6.10.1999 – ФЗ «Об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов».

Основные положения:

1. во главе системы– высший исполнительный орган государственной власти субъекта;

2. виды: общей, отраслевой, межотраслевой компетенции (формы составляющих органов систем РФ и субъектов – существенные различия).

ч.2 ст. 77 Конституции – в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФФОИВ и ОИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Особое положение ВДЛ – гражданин РФ, старше 30 лет:

а) наделяется полномочиями по представлению Президента законодательным органом субъекта максимум на 5 лет;

б) представляет субъект в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов, органами МСУ, при осуществлении внешнеэкономических связей, вправе подписывать соглашения от имени субъекта;

в) обнародует законы, может участвовать в деятельности законодательного (представительного) органа субъекта;

г) формирует высший исполнительный орган субъекта, принимает решение об его отставке.

2 группы ВДЛ:

1) ВДЛ субъекта;

2) руководители высших органов исполнительной власти РФ.

Компетенция – общий характер.

Основания досрочного прекращения:

1. смерть;

2. отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

3. отставка по собственному желанию;

4. отрешение его от должности Президентом в связи с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим ФЗ;

5. признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6. признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8. его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

9. утраты им гражданства РФ.

Высший исполнительный орган субъекта:

а. постоянное действие;

б. общая компетенция (обеспечивает исполнение НПА);

в. наименование, структура, порядок формирования – Конституция (устав), законы субъекта.

Основные полномочия:

1. разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ;

2. участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.

На него возложено:

а) разработка проектов бюджета, программ социально-экономического развития;

б) формирование иных ОИВ субъекта.

Сферы деятельности, по которым различаются полномочия:

а) экономика;

б) коммуникации;

в) социально-культурная;

г) административно-политическая.

Компетенция:

1) прямое закрепление полномочий;

2) определяется в виде подчинения им системы отраслевых и межотраслевых органов, руководство ими.

Осуществление полномочий ОИВ общей компетенции:

а. непосредственно;

б. через подчинённые органы.

Наши рекомендации