Лекция 1. права человека: понятие, сущность, источники
Кафедра гуманитарных дисциплин
Права человека
Курс лекций
Для студентов дневной и заочной формы обучения
Всех специальностей
Могилёв 2004
УДК 34
Рассмотрен и рекомендован
к изданию на заседании кафедры
гуманитарных дисциплин
Протокол №__7__от __13.02._2004г.
Составитель ст. преп. Низовцова Ж.Ф.
Рецензент д.с.н. Бубнов Ю.М.
© Могилёвский государственный университет продовольствия
Содержание
Введение | ||
Лекция 1. | Права человека: понятие, сущность, источники…………………... | |
Лекция 2. | Становление и развитие прав человека от Древнего Мира до Великой Французской революции…………………………………. | |
Лекция 3. | Всеобщность и универсальность прав человека…………………... | |
Лекция 4. | Диалектика прав человека и социальных общностей……………... | |
Лекция 5. | Механизмы защиты прав человека…………………………………. | |
Лекция 6. | Становление гражданского общества и правового государства…. | |
Лекция 7. | Права человека в РБ: проблемы и защита…………………………. | |
Литература…………………………………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Особая значимость прав человека в жизни общества определена принципами, закреплёнными во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах в ряде других актов:
Ø права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
Ø права человека универсальны, основаны на принципе равенства, гарантированы каждому;
Ø права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и защита – обязанность государства;
Ø осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
Ø обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку.
Образование в области прав человека имеет огромное значение. Без освоения прав человека в современном обществе, невозможно оценить всю систему сложных политических, социально-психологических, международных отношений. Только овладение знаниями прав человека даёт ориентир личности в оценке существующих политических режимов, социальной деятельности государств, правовой и нравственной культуры, политических лидеров, правосознания народа.
Соблюдение прав человека и развитие человеческого потенциала способствуют построению в стране общества, характеризующегося уважением к закону, материальным благополучием и стабильностью. Верховенство права и свобод личности – стержень правового демократического социального государства и гражданского общества. Все сложнейшие государственно-правовые явления кристаллизуются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни.
Учебная дисциплина «Права человека» введена в качестве обязательного курса в высших учебных заведениях с 1 сентября 1998 г. на основании Постановления коллегии Министерства образования от 30 июня 1998 г. №122, что соответствует обязательствам Республики Беларусь перед международным сообществом.
Целью преподавания дисциплины «Права человека» является повышение правовой культуры молодёжи, формирование гуманистического мировоззрения, воспитание чувств человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, глубокого понимания своих прав и прав других людей, общественных интересов, а также обязанностей государства перед своими гражданами.
Задача курса заключается в том, чтобы сформировать понятие о правах человека как сложном, многогранном явлении, результате длительной истории человечества, его величайшей ценности. Необходимо усвоить взаимосвязь права и закона, прав человека и прав гражданина, взаимодействие прав и обязанностей; уяснить значение и объём каждого права. Содержание прав и свобод нередко является предметом горячих дискуссий, поэтому весьма важно определить пределы вмешательства государства в сферу основных прав и свобод, в первую очередь тех из них, которые называют неотъемлемыми, а также пределы автономии личности, с тем, чтобы человек, пользуясь своими правами, не нарушал права других.
Изучение тем курса базируется на знаниях по истории, этике, философии, политологии, правоведению. В процессе изучения прав формируются знания по гражданскому, конституционному, трудовому, семейному, экологическому, уголовному праву.
Курс лекций призван дать общее представление о правах человека, стать основой их практического применения.
ЛЕКЦИЯ 1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ
1. Понятие, сущность, источники прав человека.
2. Права человека и права гражданина.
3. Права человека и интересы государства.