Правовое регулирование экономических отношений. Государство и рынок.
Право– это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, установленных и охраняемых государством.
Право предназначено для регулирования общественных отношений. Среди них особое место уделяют экономическим отношениям. Т.к. экономика с одной стороны является базисом, а с другой стороны – экто сфера, где реализуется частный интерес.
Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.
В настоящее время окончательно определили след правовые нормы, с помощью которых государство воздействует на экономику:
- определение основных направлений развития экономики;
- определение приоритетов в экономическом развитии;
- формирование бюджета в интересах экономики;
- реализация разумной налоговой политики;
- установление запретов на определенные виды экономической деятельности;
- закрепление субъектов экономической деятельности;
- установление санкций за экономические правонарушения;
- текущее и перспективное планирование экономической деятельности.
Однако, еще со времен Др.Рима т.к. экономика это сфера частных интересов, то государство не вмешивается в собственно экономическую деятельность, а лишь нормативно определяет порядок ее организации, поэтому в праве сформировались две области – это публичное право и частное право.
Частное право – это совокупность отраслей, которые обеспечивают экономические интересы (предприятий, граждан).
Вмешательство гос-ва не допустимо. Рынок, где реализуется частный интерес, обустроен в соответствии с законом (живет на основании рыночных законов). (Спрос, предложение, конкуренция).
В связи с этим, современное гос-во вынуждено в поисках стимулирования рыночных отношений и учета новых экономических свойств рынка искать новые правовые нормы воздействия на рынок. Рынок наполнился элементом – деньги стали товаром.
Банковская деятельность несет социальные риски (в 1-ую очередь частные).
Кризис частной компании бременем ложится на гос-во.
Биржа стала местом осуществления крупных спекуляций.
13. Монархия как форма правления: история и современность.
Монархия– это форма правления, в которой верховная государственная власть принадлежит одному человеку – Монарху, и, как правило, передается по наследству, а монарх неподотчетен ни кому.
Монархия делится на абсолютную и ограниченную. Ограниченная в свою очередь на сословно-представительную и конституционную. Конституционная на дуалистическую и парламентарную.
Монархии начинаются с др. мира. Они были в виде царской власти (Рим, в рамках восточной диспотии, различают империи – Китай, Рим, Индия).
Исторически монархия прошла следующие формы:
4. Раннефеодальная монархия, где власть монарха была ограничена самой природой его появления (первый среди равных);
5. Сословно-представительная монархия ограничена сословными органами. В России Земский Собор (сер. 16 – сер.17 вв.), во Франции – Генеральные штаты, в Англии – Парламент (1295 г.).
6. Абсолютная монархия – не ограничена властью, передается по наследству (в настоящее время – Саудовская Аравия Арабские Эмираты).
Переходной моделью от абсолютной монархии к парламентарной является дуалистическая монархия. Здесь монарх возглавляет Правительство, которое сам и формирует, а Парламент представляет собой законодательную власть. (Дуализм разный, двойственный – Россия (1906 – 1917) дуалистическая монархия с сильной властью). В настоящ время – Бутан, Непал (за последн 10 лет – появились парламенты, кот хоть и незначительно, но ограничили власть монарха.
Парламентарная монархия наиболее типичная монархия современности:
- Парламент формируется всенародно;
- лидер Парламента большинством становится Премьер-министром;
- он формирует Правительство;
- Правительство подотчетно Парламенту;
- Монарх – глава государства, исполняет лишь представительские функции, его роль не значительна. (Англия, Испания, Швеция, Дания, Япония)