Рациональная (искусственная) модель
Рациональная модель - механическая модель, организация состоит из отдельных управляемых частей, каждая может отдельно подстраиваться, чтобы увеличить эффективность в целом.
Организационная структура - это инструмент, средство для повышения эффективности. Другой путь рационализации – через формализацию, то есть изменить структуру ожиданий. (в исследованиях обнаружено, что групп-лидеры, назначенные со стороны, тратят меньше времени на установление своей власти и защиту позиции чем те, кто сделал карьеру сам и вышел из коллектива. Формализация служит объектификации структуры - сделать определение ролей и связей объективным и внешним по отношению к факторам, то есть человек – винтик в системе (повышает устойчивость системы по контролю за поведением). Формализация смягчает непостоянство человеческого фактора, карьера рутинизируется и любой достаточно подготовленный человек может занять место другого с минимальными потерями для организации. Так организация стремиться обеспечить свое бессмертие. Независимость участия любого отдельного индивид; нет необходимости нанимать особенно одаренного сотрудника на ключевую позиции. Власть и влияние лидера частично определяются их формальным статусом и независимы от их личных качеств (харизмы).
Рационалистические теории:
1. Научный менеджмент (Ф.Тейлор). Рационализация практики посредством стандартизации соединения, завинчивания, клепания и, впоследствии «человеческого элемента в производстве». => Рационализация деятельности и рабочих, и менеджеров, интересы рабочих и менеджеров станут более совместимы, научные процедуры позволят работать эффективнее и зарабатывать больше, не будет споров о зарплате, не будет длинных переговоров о сроках и стоимости работы.
2. Административная теория (А.Файоль). Акцент на управленческих функциях и попытках выработать широкие административные принципы, которые должны служить для рационализации организационной деятельности. Тейлоризм - рационализация снизу вверх bottomup от индивидуальной деятельности влияет на общую структуру трудовых отношений, здесь рационализация сверху вниз - topdown. Главные принципы координации делают акцент на иерархических организационных формах, включая скалярный принцип - все участники соединены в единую пирамидальную структуру отношений контроля. Принцип единства команды - ни один из команды не должен получать указания от более чем одного начальника. Принцип охвата контролем - ни один из руководителей не должен иметь больше подчиненных, чем подлежит эффективному управлению (теоретики не смогли достичь согласия в отношении точного количества подчиненных). Принцип исключения - рекомендуется чтобы все рутинные дела делались подчиненными, освобождая руководителей для управления исключительными ситуациями, для которых существующие правила неприменимы. Проблемы специализации - включают решения о том, как различные виды деятельности должны распределяться между различными позициями в организации и о том, как такие позиции могут наиболее эффективно сгруппированы между рабочими подразделениями или отделами. Деятельность должна быть сгруппирована, чтобы достичь комбинации сходной (гомогенной) или связанной деятельности в рамках одного организационного подразделения.
3. Концепция рациональной бюрократии (М.Вебер). Три типа власти (авторитета) - традиционная, рациональная (правила, законы), харизматическая, три типа легитимации, в каждой своя административная структура. Только традиционная и рациональная системы относительно устойчивы и воспроизводимы. Веберовская концепция отличается от поздних интерпретаций «бюрократия является частью административной структуры, возникшей в соответствии с рационально-правовым типом власти. Простой список характеристик бюрократической формы:
a. Жесткое разделение труда между участниками
b. Иерархия офисов
c. Система общих правил, управляющих поведением исполнителей
d. Отделение личного от официальных прав и собственности
e. Отбор персонала на основе технической квалификации
f. Занятость рассматривается участниками как карьера
4. Теория административного поведения (Г.Саймона). Предлагал заменить модель «экономического человека» (эгоистического, полностью информированного о возможных альтернативах) более человечной моделью «административного человека» (ищет свой интерес, но не всегда знает, в чем он состоит, знаком только с несколькими возможными альтернативами и хотел бы адекватного, а не оптимального решения). Те, кто ближе к верху принимают решения о том, что организация должна делать, те, кто ближе к низу, - решения о том, как лучше организация может выполнять свои задачи.