Лекция 7.1.Программы социально-экономического развития РФ
Основой разработки программ социально-экономического развития РФ, субъектов РФ следующие нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 20 июля 1995 года №115-ФЗ « О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
2. Проект концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанный Министерством регионального развития Российской Федерации;
3. Проект концепции долгосрочного социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанный Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;
4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 г.), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р;
5. Сценарные условия и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2008г.;
Федеральный закон определил цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.
В федеральном законе даны следующие основные понятия:
Государственное прогнозирование социально-экономического развитияРоссийской Федерации это система научно обоснованных представлении о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период; на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется; на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Основная стратегическая цель Концепции - это "достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века". К 2020 году Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, а уровень дохода и качество жизни россиян к этому времени должны приблизиться к тем, которые мы наблюдаем сегодня в развитых странах.
Концепции заложены конкретные показатели, которых Россия должна достичь, если программа будет реализована без сбоев. Так, показатель ВВП на душу населения должен увеличиться с 13,9 тысячи долларов (2007 год) до более чем 30 тысяч долларов к 2020 году. Ожидается и возрастание средней продолжительности жизни до 72-75 лет, а уровень младенческой смертности будет снижен почти в полтора раза. Также предполагается, что вырастет число граждан, имеющих высшее и среднее специальное образование, а средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен достичь примерно 30 квадратных метров на человека.
Однако главный замысел Концепции 2020 - это переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития. Согласно Концепции инновационный тип экономического роста имеет две главные особенности. Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов экономики (нефть, газ, АПК, транспорт). Во-вторых, предусматривается введение инноваций во все отрасли экономики, за счет чего должна значительно повыситься производительность труда.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.
В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены: оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации; концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу.
В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Региональные программы. Утвердив Концепцию-2020, Председатель Правительства поручил федеральным органам исполнительной власти, а также региональным властям руководствоваться положениями этого документа при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
Основные направления комплексной программы социально-экономического развития субъекта РФ (на примере Челябинской области) показаны в приложении №.
Правительство Челябинской области одобрило стратегию социально-экономического развития региона до 2020 года. Наиболее существенным оказался раздел о мерах по формированию среднего класса. Разработчики выделяют две группы населения: первые могут самостоятельно зарабатывать деньги и государство должно им создать для этого условия, вторым необходима существенная адресная господдержка. Исходя из этого, предлагаются меры поддержки. Для первой группы - развитие малого и среднего предпринимательства, рост зарплаты за счет увеличения производительности труда. Для второй – помощь семье при рождении ребенка, повышение зарплаты бюджетникам и многое другое. В результате к 2020 году средний класс должен значительно вырасти – с 20-25% до 50-60%. При этом для среднего класса необходимо также создать соответствующие условия – это задача повышения качества жизни населения. Важную роль здесь играет развитие агропромышленного комплекса - качественные продукты питания, произведенные непосредственно в области. У области уже сегодня есть все возможности для того, чтобы полностью обеспечивать себя продовольствием, а в ближайшем будущем выходить и на внешний рынок. Так, по мясу и хлебобулочным изделиям производители закрывают потребности населения больше чем на 100%, по молоку – на 91%, по овощам – на 89%. Челябинская область может и должна стать зоной развития сельского хозяйства, а не только областью металлургии и машиностроения. Ведь по многим показателям она обгоняет Курганскую область, которая всегда считалась сельскохозяйственным регионом.
Программы социально-экономического развития муниципальных образований. Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003года (статья 17) в части полномочий для всех типов муниципальных образований определил право муниципального образования на «... принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития территорий».
(в приложении 4 приведен паспорт и описание программы социально-экономического развития г.Карабаш)
Оценка городских программ. Оценка – это экспертиза программ и проектов, направленная на анализ работы программ, произведенного ими эффекта и сравнение этих результатов с определенными критериями, это анализ по итогам которого выносится суждение о качестве программы и разрабатываются рекомендации на будущее.
Оценка программ и проектов необходима по ряду причин:
· Позволяет повысить эффективность и качество программ и проектов путем анализа и учета как положительного, так и негативного опыта при предыдущих разработках;
· Дает возможность более рационально использовать имеющиеся организационные, финансовые, людские и иные ресурсы;
· Позволяет быстрее достичь долгосрочных и среднесрочных целей и задач развития города;
· Позволяет повысить ответственность лиц, разрабатывающих и реализующих программы.
Необходимо отметить, что оценка городских программ – это только один из элементов оценки городской политики, так как на эффективность городской политики воздействует и нормативно-правовая база, и сложившаяся институциональная среда, а также ряд иных факторов и условий.
Оценочная деятельность за рубежом как методический инструмент управления во многих областях и неотъемлемая часть проектной культуры начала развиваться с 1930-х годов в основном при оценке программ в сфере образования и здравоохранения. С 1950-х годов оценка программ стала широко распространяться и на другие сферы общественной деятельности. Сегодня во многих университетах США и Западной Европы читаются академические курсы, посвященные оценке программ и проектов, а на стадии разработки коммерческого или социального проекта до 10% бюджета отводится на оценку его выполнения.
В отечественной науке и практике разработано несколько методических подходов к оценке планов, программ, проектов городского развития. В основном это зарубежные методики, адаптированные рядом российских центров по изучению проблем городов.
Так по заданию Фонда Евразия Леонтьевским центром (г.Санкт-Петербург) была адаптирована «Методика оценки результативности стратегического планирования», позволяющая оценить качество стратегического планирования и выявить пути его совершенствования. Данная методика позволяет оценить качество стратегического планирования по четырем векторам оценки и выявить пути его совершенствования. Составляющие направления оценки:
· Процесс стратегического планирования и системы стратегического партнерства; (позволяет на этом этапе снять противоречия между важнейшими участниками городской политики, развернуть процесс партнерства)
· Содержание стратегического плана;
· Оформление и продвижение стратегического плана;
· Результаты процесса реализации стратегического плана.
Данная методика в основном ориентирована на наиболее общие для городов социально-экономические параметры. Она не предусматривает более детального и глубокого анализа, насколько реализация стратегического плана в городе повлияла на уровень социально-экономического развития и уровень жизни горожан.
При поддержке этого же фонда «Институтом экономики города» (г.Москва) был реализован проект «Разработка и внедрение методики оценки в практику управления социально-экономическим развитием городов». В результате реализации данного проекта была разработана «Методика оценки муниципальных программ социально-экономического развития», предназначенная для работников местного самоуправления и органов государственной власти, органов статистического учета, специалистов в области муниципального и регионального развития, некоммерческих организаций, проводящих оценку городских программ и проектов, преподавателей и студентов, которые занимаются проблемами урбанистки и территориального развития. Эта методика оценки муниципальных программ социально-экономического развития предусматривает более детальный и глубокий анализ, позволяющий определить: насколько реализация этих программ повлияла на уровень социально-экономического развития и уровень жизни горожан.
Оценка городских программ социально-экономического развития является мощным инструментом системы управления, который предназначен для принятия качественных и своевременных управленческих решений.
В) В 2002г. Институтом «НТЦ-НИИОГР» была разработана и апробирована на муниципальных образованиях Челябинской области методика «Оценка жизнеспособности муниципальных образований». Апробация проходила в течении 1999г-2005г при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований Челябинской области и последующего сопровождении их реализации.
Контрольные вопросы
1. Какие нормативно-правовые документы являются основой разработки программ социально-экономического развития РФ?
2. Что такое государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации?
3. Что такое концепция социально-экономического развития Российской Федерации?
4. Какова основная стратегическая цель Концепции 2020?
5. Какие конкретные показатели заложены в Концепцию 2020?
6. В чем главный замысел Концепции 2020?
7. Что такое Программа социально-экономического развития Российской Федерации и каково ее воздействие на федеральные и региональные органы исполнительной власти?
8. Какие нормативно-правовые документы являются основой разработки стратегии социально-экономического развития Челябинской области?
9. Какова стратегическая цель комплексной программы социально-экономического развития Челябинской области?
10. Какие задачи необходимо решить органам государственной власти в социальной области для достижения стратегической цели?
11. Какие задачи необходимо решить органам государственной власти в области экономики для достижения стратегической цели?
12. Каковы приоритетные направления действий органов государственной власти Челябинской области в экономике?
13. Каковы приоритетные направления действий органов государственной власти Челябинской области в социальной области?
14. Что такое оценка городских программ и для чего она необходима?
15. Назовите методики оценки городских программ.