Современная земельная реформа
С образованием России как независимого государства новой демократической властью разрабатывается и претворяется в жизнь радикальная экономическая реформа. Ее основу составляет идея крупномасштабной денационализации государственной собственности, означающая передачу принадлежащих государству объектов в собственность граждан и негосударственных организаций.
Важнейшей частью экономических преобразований стала земельная реформа, воплотившая идею приватизации земель, отказа от исключительной государственной собственности и перехода к множеству форм собственности. В первую очередь земельная реформа коснулась аграрного сектора и сельскохозяйственных земель[1]
Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли. 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов.
Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частной собственности граждан на землю. Но это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10-летний мораторий на распоряжение землей. [2]
Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путем выделения колхозников и работников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем.
В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы, по существу, все земельные общественные отношения нового земельного строя.
Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства. [2]
Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его собственниками в городе).
Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы'". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:
— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);
— при переселении в другую местность;
— при передаче в собственность по наследованию;
— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.
Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.
Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.
Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.
Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.
Законодательный орган — Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях — для ведения:
— личного подсобного хозяйства;
— садоводства;
— дачного строительства;
— индивидуального жилищного строительства.
Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке.
Указом Президента Российской Федерации о регулирований земельных отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ.
24 декабря 1993 г. Президент Российской Федерации принял Указ № 2228 о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ. Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г." продолжалась приватизация земель. В основных положениях содержатся два раздела "4" и "4 10", специально посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.
Еще более важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. Он еще более расширяет земельную реформу. Указом предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д.[2]
Заключение
Для истории нашей страны, ее внутреннего развития был более свойствен путь эволюционного движения, хотя она сотрясалась не раз и такими взрывами, как разинщина или пугачевщина. Однако только в XX веке происходят одна за другой мощные революции, коренным образом преобразующие облик как нашей страны, так и всего мира. На протяжении веков и тысячелетий менялись государства и правовые системы на территории нашей страны. Под влиянием внутренних и внешних факторов они возникали и погибали. Не раз в тяжком положении оказывалась и Русь. Но после страшных испытаний она вновь поднималась, отстаивая и свое право на существование и неся освобождение другим народам.
Список литературы
1. «Портал юрист» http://pravouch.com.ru [режим доступа 16.11.12].
2. «Эрудиция» http://www.erudition [режим доступа 16.11.12]
Решение правовых задач
Задача 1. Гражданин Смирнов, ведущий крестьянское хозяйство, на своем участке начал строительство бассейна для разведения гусей и уток глубиной 2 м. Сельская администрация принимает решение запретить строительство водоема. Правомерно ли действие сельской администрации?
Ответ: на основании ст. 40 п. 4 ЗК РФ действие сельской администрации правомерно, собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями, в соответствии с Федеральным Законом «О недрах»-№2395-1 от 21.02.1992 допустимая глубина которых 5 м.
Задача 2. Коллективное хозяйство «Надежда» имеет 18 га пашни по договору долговременной аренды, по решению государственных органов на территории коллективного хозяйства проектируется строительство федеральной автомобильной дороги и из состава с/х угодий изымается 10 га пашни. Какие действия должны предпринять местные органы власти?
Ответ: согласно ст. 30, п.5 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1)выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2)выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3)принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса;
В соответствии со ст. 32, п.4 ЗК РФ условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды.
Задача 3. В районную администрацию поступила жалоба от председателя АО «Россия» на незаконные действия нефтегазодобывающего предприятия, которое по окончанию разведывательных и промысловых работ возвратило АО «Россия» земли в состоянии непригодного для с/х использования. Какие меры должна принять районная администрация?
Ответ: согласно ст.62 п.1 и 2 ЗК РФ:
1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств); а также в соответствии ст.76, п. 1 и 3 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Задача 4. Иванов выстроил баню размером 2,5x3м за пределами предлежащего ему дачного участка, поближе к реке. Свое право на место, где он выстроил баню, Иванов не оформлял никакими документами. Можно ли в этом случае говорить о возникновении земельных правоотношений? Что является признаком возникновения и прекращения земельных правоотношений?
Ответ: в соответствии с ч.1 ГК РФ основаниями возникновения и прекращения правоотношений являются юридические факты-договоры и административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также судебные решения, в которых объективно выражены обстоятельства. Например, желание гражданина приобрести в собственность земельный участок не является основанием для возбуждения дела по приобретению этого участка. Это желание обретет статус юридического факта лишь тогда, когда будет выражено объективно: будет подан соответствующий документ в местную администрацию, выдвинута оферта (предложение о заключении договора купли-продажи земли), поэтому в данном случае земельные правоотношения не возникают.
Задача 5.Гражданин Иванов и Сидоров, проживающие на территории сельскохозяйственного предприятия, заключили договор об обмене жилыми домами, принадлежавшими им на праве собственности. Одновременно с обменом домами оговаривался и обмен земельными участками. Сельская администрация отказала Иванову и Сидорову в регистрации этого договора. Правомерно ли вынесенное решение?
Ответ: на основании ст. 35, п.1 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Задача 6: Некоторые рабочие и служащие мясокомбината в течение ряда лет использовали самовольно огороды около 5 га земли, принадлежащей соседнему сельскохозяйственному предприятию. Дирекция сельскохозяйственного предприятия предупредила рабочих и служащих о том, чтобы они не производили посадку картофеля на их земле. Несмотря на это рабочие и служащие посадили картофель на земле сельскохозяйственного предприятия. Каковы последствия возникают в этом случае?
Ответ: на основании ст. 60, п.1.2 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и согласно ст.76, п.2 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Задача 7: Краевой комитет по охране окружающей среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экологической экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, сославшись на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая документация. Тогда краевой комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ. Какое решение примет арбитражный суд?
Ответ:В соответствии со ст. 36, п. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ проекты, по которым не имеются положительные заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.