Земельная реформа в РФ. Общая характеристика
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.
Земельное право – это самостоятельная отрасль, так как имеет свой предмет и метод. А именно она имеет свою концепцию: объект правового регулирования, свои цели и задачи правового регулирования, отличные от иных отраслей права и свои принципы.
Земля как триединый объект и правовое регулирование земельных отношений с учетом этого триединства.
В отличие от гражданского права, в земельном праве земля рассматривается как объект природы, объект хозяйствования и объект собственности. Такой подход закреплен в Конституции РФ и в принципах земельного законодательства.
Земля как объект природы– это основной элемент экологической системы, с которым связаны другие элементы (вода, недра) и от состояния которой зависит состояние всей экосистемы.
Земля обладает рядом признаков:
- имеет естественное происхождение,
- обладает естественным плодородием,
- незаменима,
- пространственно ограничена,
- неуничтожаемая,
- находится в экологической взаимосвязи с другими элементами экосистемы.
Как объект природы земля выполняет экологическую функцию, т. е. является основой жизни. Экологический аспект земли зафиксирован в ст. 9 КРФ.
Правовое регулирование: это должно учитываться в законодательстве следующим образом:
1. Регулируя земельные отношения необходимо обеспечивать не только охрану земель, но и охрану всего природного комплекса.
2. Регулируя отношения по использованию и охране земли, необходимо обеспечить рациональное использование и охрану вод, лесов, недр.
3. Учитывая то, что земли РФ делятся на категории (ст. 7 ЗК делит все земли на 7 категорий) и, устанавливая правовой режим земель той или иной категории, необходимо учитывать особенности использование природы и охраны тех объектов, которые там расположены, а также влияние природного комплекса на земли.
Земля как объект пользования (хозяйствования)–
1) земля как средство производства (лесопользование, сельское хозяйство);
2) пространственный базис (размещение чего-либо на земле).
Правовое регулирование: государство должно обеспечить рациональное землепользование.
Земля как объект собственностивсегда принадлежит кому-либо (ч. 1 ст. 130 ГК РФ). Вопрос собственности на землю имеет первостепенное значение для построения всей системы земельных правоотношений.
Правовое регулирование: Решение вопроса собственности влияет на управление, на права и обязанности, на охрану земель. Земля участвует в гражданском обороте как объект права собственности.
Земля как недвижимое имущество. Земля и территория (отраслевая принадлежность этих понятий и их соответствие).
Отношения по поводу земли как права собственности регулируются нормами ГП и ЗП.
В ГК дается понятие недвижимости (ч. 1 ст. 130 ГК РФ относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей к недвижимому имуществу) и именно в ГК имеется глава 17, которая регулирует отношения собственности на земельные участки.
П. 3 ст. 6 ЗК: «Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.»
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК имущественные отношения, связанные с землей (владение, пользование и распоряжение) регулируются нормами ЗП, ЭП, и ГП.
Отношения по поводу земли как территории урегулированы нормами земельного, административного, конституционного, муниципального права, т. е. земля как территория – это объект властных полномочий (территория РФ, территория МО). Земля – это условное понятие в рамках той или иной территории. Земельные споры – это споры, возникающие между пользователями или собственниками земельных участков, они возникают между правообладателями земельных участков, следовательно регулируются ЗП и ГП.
Земельная реформа в РФ. Общая характеристика.
Земельная реформа – это многоплановый процесс перераспределения земель, переход к многообразию форм собственности на землю и форм хозяйствования на земле.
1. Закон РСФСР 1990 г. «О земельной реформе» - в данном законе закреплена частная собственность на землю, цели, задачи, этапы проведения реформы.
2. В этом же 1990 году был принят закон: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; новый ЗК РСФС в 1991 году; Закон «О плате за землю» и целый пакет указов Президента.
3. Но основным актом был указ Президента от 27.12.1991 «О необходимых мерах по осуществлению земельной реформы», который фактически приравнивался к закону.
4. КРФ 1993 года в ч. 2 ст. 9 закрепила, что земля и иные природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Ст. 36 закрепила, что граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки.
5. 1993 года Указ Президента «О приведении актов, регулирующих земельные отношения в соответствие с КРФ» отменил более половины земельных норм Кодекса 1993 года. На этот период земельное право получило название «указного». Появился огромный массив указов Президента, регулирующих земельные отношения.
Итоги реформы:
- расширены права и возможности граждан как землепользователей, они стали первичными землепользователями,
- переход к многообразию форм собственности,
- появление различных форм хозяйствования (ООО, АО, личные подсобные хозяйства, кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства),
- землепользование стало платным,
- расширена хозяйственная самостоятельность землепользователей,
- усилена охрана земель,
- защита земельных прав,
- усилена юридическая ответственность за земельные правонарушения.
В 2001 году принят новый ЗК.