Политические партии и общественные объединения

В стране существует фиктивная многопартийная систе­ма, так как КНР, созданная китайскими коммунистами при поддержке большинства народа, является социалисти­ческим государством. В этих условиях не может существо­вать традиционная многопартийность. В привилегирован­ном положении находится Коммунистическая партия Китая (КПК), основанная в 1921 г. и построенная на жестких цен­трализованных началах. Ее руководители или представи­тели возглавляют важнейшие государственные институты и многие общественные организации (профсоюзные, моло­дежные, женские и др.). Только эта правящая партия может создавать свои организации (ячейки) в Народно-освободи­тельной армии Китая и в спецслужбах. С конца 1970-х гг. КПК проводит политику социалистической модернизации с целью превращения Китая в высокоразвитую державу к середине XXI в. Компартия ведет борьбу за утверждение идеалов социализма и коммунизма, против «буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии». Партийные установки в сфере культуры и искусства нацелены на отра­жение «оптимистического духа, свойственного китайскому народу».

В рядах КПК — 68 млн членов. Очередной XVII съезд КПК состоялся в октябре 2007 г. На современном этапе расширена социальная база КПК — это не только пере­довые рабочие, крестьяне, трудовая интеллигенция, но и считавшиеся ранее «буржуазным элементом» китайские предприниматели. С конца XX века в стране существует набирающий экономическое влияние, самостоятельный слой частных предпринимателей. Им теперь разрешено вступать в правящую партию и занимать в ней руководя­щие посты.

Хотя марксизм-ленинизм остается официальной идео­логией, однако в партийных документах КПК в последние годы все чаще говорится о концепции научного развития. Ее основные требования — «всесторонность, гармоничность и устойчивость, а коренная методология — единая и ком­плексная координация». Несмотря на крупные социально-экономические преобразования последних десятилетий, руководящая роль Коммунистической партии в обществе и государстве остается незыблемой.

В КНР легально действуют восемь других, мелкобуржу­азных по социальной базе партий, которые, однако, не явля­ются оппозиционными организациями. Законодательство КНР запрещает любым лицам и организациям подрывать социалистический строй. Деятельность подобных партий строго регламентируется и контролируется властями. Это такие малочисленные организации, проводящие дружест­венную по отношению к КПК политику и признающие ее гегемонию, как Революционный комитет гоминьдана, Ки­тайская партия справедливости, Общество 3 сентября, Ас­социация демократического национального строительства, Крестьянско-рабочая демократическая партия, Лига демо­кратического самоуправления Тайваня. В официальных китайских изданиях, а также в уставах почти всех этих партий говорится, что они являются «политическим сою­зом, состоящим частью из социалистических тружеников и частью из патриотов, поддерживающих социализм, поли­тической партией, служащей социализму».

Название партий не отражает их специфику и социаль­ную базу. Так, Китайская партия справедливости первоначально была организацией, созданной китайцами, живущи­ми за пределами страны. Ныне большинство членов партии составляют репатрианты и родственники китайцев, прожи­вающих за рубежом. Костяк (основу) Крестьянско-рабочей демократической партии составляют не рабочие и кресть­яне, как это следует из названия, а работники медицины, здравоохранения, науки.

В Китае действует большое число общественных орга­низаций. Среди них Коммунистический союз молодежи, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская феде­рация профсоюзов, а также общества, поддерживающие разнообразные связи с соотечественниками за пределами КНР.

Центральный комитет Компартии Китая перед приня­тием важных политических и государственных решений проводит различного рода встречи с демократическими партиями и общественными организациями, на которых разъясняется политическая линия правящей партии, офи­циальный курс КНР. Члены этих партий представлены в законодательных (представительных) органах, в том чис­ле во Всекитайском собрании народных представителей, небольшим числом своих активистов.

В законодательстве отражено существование Единого фронта — объединения всех партий, общественных фор­мирований под руководством КПК. Его организационной формой является Народный политический консульта­тивный совет. В программных документах Единый фронт определяется как широкий патриотический союз различ­ных демократических партий и народных организаций, объединяющий всех социалистических тружеников, под­держивающих социализм, и патриотов, выступающих за объединение Родины. Задача объединения материкового Китая (КНР) и острова Тайвань, выдвинутая более полу­века назад КПК и ставшая важнейшей государственной задачей, все еще не осуществлена, хотя и поддерживается большинством китайцев.

Отметим еще раз, что КПК — правящая партия, зани­мающая привилегированное положение в государственной системе и общественно-политической жизни. В обозримом будущем сохранится монополия Компартии на власть, хотя в будущем, возможно, возникнет полуторапартийная систе­ма, основанная на отношениях КПК с одной из вышена­званных мелкобуржуазных партий.

Наши рекомендации