Вопрос 6. Исторический опыт и уроки военных реформ в России, их значение для ВС РФ на современном этапе

Военная реформа - это проводимые по решению высших органов государственной власти существенные преобразования военной системы государства, с целью ее приведения в качественно новое состояние, соответствующее реалиям внутреннего и международного положения страны.

Военная реформа Ивана IV (1550-1571гг.).

В середине ХVI в. в России было создано постоянное Стрелецкое войско, комплектовавшееся путем вербовки ("прибора") вольных ("охочих") людей из свободных крестьян и посадских, не облагавшихся налогом и другими повинностями. Служба их была пожизненной, наследственной и постоянной. Стрельцы несли военную службу и в мирное, и в военное время. Они имели огнестрельное оружие (пищали) и холодное (сабли, бердыши), единообразную одежду. Стрельцы находились на государственном обеспечении, получали от казны денежное и хлебное жалование, жили в особых слободах, имели свой двор и приусадебный участок, могли заниматься огородничеством, ремеслом и торговлей.

В ХVI в. складываются центральные органы военного управления - приказы Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский.

Наряду с холодным массовое применение получает огнестрельное оружие: ручное (пищали, ружья и пистолеты) и артиллерия ("наряд").

Первый в России воинский устав был разработан под руководством воеводы М.И.Воротынского в 1571 г. и имел название: "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе".

Таким образом, вооруженные силы России в ХVI в. развивались в направлении к регулярной армии. В XVII в. Этот процесс был продолжен. С образованием полков "нового строя" численность походного войска увеличилась в 5-6 раз и значительно повысилась его боеспособность.

Военные реформы Петра Первого (1698-1721 гг.).

В ходе военных реформ Петра была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки "нового строя". Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.

Строительство регулярной армии потребовали новой системы комплектования. С 1699 г. вводится рекрутская повинность узаконенная указом Петра I в 1705 г. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из податных сословий, крестьян и горожан, определенное количество рекрутов.

Правительство Петра I придавало особое внимание воспитанию национального офицерского корпуса. Петр I учреждает ряд специальных военных школ.

Вводилась единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 г. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал-адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства Табель положила не родовитость, а личные способности. Обеспечивалась возможность производства в офицеры выходцев из низших сословий. Все, кто получал низший военный чин на службе, становились потомственными дворянами.

Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил военную коллегию (1718 г.), в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера.

В рамках военной реформы проводилось перевооружение (лучшие в Европе гладкоствольные ружья…).

Петр приступил к созданию военно-морского флота.

Военные реформы Д.А. Милютина (1862 -1874 гг.).

Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность. К службе в армии привлекались все мужчины по достижении ими 20-летнего возраста.

Развитие военной техники и в первую очередь введение нарезного оружия влекли за собой изменение характера боя, а это, в свою очередь, требовало иной подготовки командного состава. В этих условиях обеспечение армии офицерами, обладающими твердыми знаниями военного дела, а также имевшими определенную общеобразовательную подготовку, было крайне необходимо.

Серьезной реорганизации подверглась средняя военная школа. Вместо старых кадетских корпусов создавались военные гимназии.

В начале 60-х годов организуются военные и юнкерские училища.

Страну разделили на 15 военных округов. Каждый округ возглавлялся командующим, который подчинялся царю, но свои функции выполнял под руководством военного министра.

Военные реформы 1905-1912 годов.

Русско-японская война 1904-1905 годов привела к резкому ослаблению вооруженных сил России.

С 1905 г. Генеральный штаб стал самостоятельным, независимым от Военного министерства органом.

В 1912 г. вводится новый закон о воинской повинности, по которому сокращались сроки действительной военной службы в пехоте и артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск - с 5 до 4, на флоте - с 7 до 5 лет.

Были предприняты меры для улучшения подготовки офицерских кадров. Расширилась сеть военно-учебных заведений: открылись новые военные училища, школы и кадетские корпуса.

Вводятся новые уставы, в которых обобщается опыт русско-японской и других войн конца ХIХ - начала ХХ вв.

Проводилась значительная работа по перевооружению армии.

Военные реформы 1905-1912 годов оказали положительное влияние на состояние вооруженных сил России накануне первой мировой войны, но не сумели устранить в них многих существенных недостатков, в силу сложного экономического и политического положения страны.

Военная реформа в СССР 1924 - 1925 (1928) годов.

В ходе реформы введена территориально-милиционная система строительства Красной Армии в сочетании с кадровой, которая позволяла иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное обеспечить неприкосновенность границ, а в случае войны быстро мобилизовать крупные военные силы. Переход к смешанной системе комплектования был обусловлен чисто экономическими факторами, ибо Советское государство было не в состоянии содержать кадровую армию численностью свыше 1 млн человек.

Большое внимание было уделено организационной перестройке и укреплению органов управления. Изменена их организационно-штатная структура. Ликвидированы многочисленные штабы.

Улучшилась техническая оснащенность.

Реорганизовывается система снабжения. Ликвидированы промежуточные звенья - дивизионное и корпусное. Снабжение стало осуществляться по схеме "округ - часть - боец".

Произошло значительное омоложение кадров. Был осуществлен переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с 3-4 годичным сроком обучения.

2. Уроки российских военных реформ.

1. Общие принципы военных реформ: связь с общими реформами в государстве; затрагивание реформой всех основных сторон военной жизни и службы; ход по заранее выработанной программе; постепенность и последовательность проведения; жизненность и практичность реформы и др.

2. Военная реформа должна носить комплексный системный характер. Она несводима лишь к реорганизации и сокращению вооруженных сил. Из опыта военных реформ она включает в себя коренные преобразования в военно-политической, военно-правовой, военно-технической, военно-научной, собственно военной сферах.

3. Большое значения для осуществления военных реформ имеет экономика. Каждый народный рубль в военном бюджете мы должны заставить с максимальной эффективностью работать на оборону.

4. Огромную роль в реализации планов военных реформ играет духовный фактор. Петром был найден самобытный путь воспитания военных, отличный от Западной Европы, где внимание сосредоточивали на муштровке солдат, стремясь страхом сделать солдата послушным механическим орудием. Петровский офицер подошел к солдату не только с учением, не только со строгостью, но и как человек к человеку. И в этом заключалась особенность нашего военного искусства XVIII века. Успех реформы Вооруженных Сил немыслим без активной информационно-воспитательной работы, направленной на обеспечение ее широкой поддержки в армии и обществе.

5. Использование зарубежного опыта военных реформ должно сочетаться с национальной самобытностью.

6. Особое значение офицерского корпуса в реализации планов реформ.

Наши рекомендации