Вопрос 28. Этика фармацевтического бизнеса. Социальная функция аптеки, ее значение на современном этапе. Предпринимательство и формы собственности.

Этика фармацевтического бизнеса – это совокупность правовых и этнических норм и правил, определяющий поведение субъекта рана фармацевтическом рынке.

Фармацевтическая этика – это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, контролирующие органы).

Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника – фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях – аксиологию.

Руководствуясь принципами гуманизма и милосердия, основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, документами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной фармацевтической организации.

Российская фармацевтическая ассоциация приняла в 1995 г. «Этический кодекс российского фармацевта». Кодекс включает 12 статей, определяющих главную цель, условие и принципы профессиональной деятельности фармацевтического работника, основными из которых являются:

1)соответствие деятельности требованиям профессионального долга и этики, интересам пациентов и потребностям защиты жизни и здоровья каждого человека вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных и политических убеждений;

2)подержание высокого профессионального уровня;

3) ответственность за качество лекарственной помощи, информирование врачей и больных об истинной ценности лекарств;

4)профессиональная независимость;

5)содействие в выборе, назначении и применении ЛС;

6) корректное поведение по отношению к коллегам;

7)сохранение уважения, благодарности и выполнение обязательств по отношению к тем, кто научил избранной специальности;

8) консолидация фармацевтического сообщества;

9)несовместимость с избранной профессией злоупотреблений знаниями и положением.

В 1997 г. на совещании ВОЗ были сформулированы современные требования к специалистам отрасли, получившие название «Фармацевт 7 звездочек», которые отражают значимость личностных характеристик. Согласно этим требованиям, фармацевт (провизор):

1) работник системы здравоохранения, член команды;

2) способен принимать ответственные решения;

3) специалист по коммуникации, посредник между врачом и пациентом;

4) готов к лидерству в интересах общества;

5) руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;

6) готов учиться всю жизнь;

7) наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов (провизоров).[1]

Один из главных разделов фармацевтической деонтологии рассматривает взаимоотношения аптечных работников с посетителями аптек. При общении с больными и их родственниками фармацевты (провизоры) должны следовать нескольким деонтологическим требованиям.

Внешний вид - Психологи отмечают, что почти в 80% случаев мнение о человеке составляется по первому впечатлению. Белоснежный накрахмаленный халат, скромная прическа, внешняя подтянутость и аккуратность, опрятность и скромность сотрудника аптеки создают предпосылки для установления доверительных отношений с клиентами.

Поведение - Необходимо помнить, что больным свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта. Аптечному работнику надо следить за своими жестами и мимикой, так как больные очень чувствительны к проявлениям недоброжелательности. Неприятное впечатление оказывают на больного обсуждения затруднительных моментов при изготовлении лекарственных средств, споры между работниками аптеки и посторонние разговоры в его присутствии. Приветливое обращение, вежливость, предупредительность, желание облегчить недуг способствуют укреплению авторитета фармацевта.

Речь - Информируя больных о порядке приема препарата, следует избегать употребления сложных медицинских терминов. Надо говорить понятно и в меру громко, а пожилым основные положения необходимо повторять несколько раз.

Умение выслушать - Некоторым клиентам свойственно желание поговорить о своих болезнях в надежде услышать слова участия. Невнимание обижает их. Умение выслушать, посочувствовать, разделить чужую боль является важным деонтологическим требованием к фармацевту. Однако слушать не значит молчать: следует выразить свое отношение, причем не формально, иначе человек почувствует неискренность.

Оформление витрин - Выкладка лекарств должна быть не только профессиональной с точки зрения мерчандайзинга, но и корректной с точки зрения профессиональной этики. В частности, нельзя выставлять на обозрение препараты, отпускаемые по рецепту врача.

Эстетическое оформление лекарственных средств - В целях укрепления веры больного в назначенное лекарственное средство необходимо уделять внимание его оформлению.

Сохранение в тайне от больного некоторых неблагоприятных сведений - Это может благотворно воздействовать на динамику заболевания и его лечение. Больные часто стремятся узнать свой диагноз. Не рекомендуется называть заболевание, достаточно указать лишь симптоматическое действие лекарственного средства.

Разъяснение правил приема лекарственных средств - При отпуске лекарственного средства аптечный работник должен подробно объяснить, как его хранить в домашних условиях, как и когда принимать, чем запивать, какой соблюдать режим приема.Надо осторожно, не внушая страха, предупредить о возможных побочных действиях препарата и объяснить, что при этом делать: прекратить прием, обратиться к врачу, уменьшить дозу. Следует также сказать больному о том, что некоторые побочные эффекты, включенные в аннотацию, встречаются крайне редко.

Авторитет врача - Фармацевт должен всемерно поддерживать авторитет врача для сохранения веры пациента в эффективность лекарственного средства. В его присутствии недопустимо высказывание критических замечаний в адрес врача или выражение сомнений в целесообразности назначения.

Повышение профессионального уровня - Аптечный работник должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки: хорошо знать фармацию и основы клинической фармакологии, ориентироваться в различных разделах клинической медицины, чтобы уметь дать квалифицированную консультацию врачу.

Совершенствование знаний и методов работы - один из главных деонтологических принципов, так как от квалификации провизора зависит здоровье человека. Это особенно актуально сегодня, когда объем медицинской информации возрос, номенклатура лекарств значительно увеличилась.

Этика продаж - Часто больные стремятся приобрести широко рекламируемые средства, основываясь на знаниях, полученных из СМИ или от знакомых. Задача фармацевта в таком случае состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать о показаниях и противопоказаниях к применению лекарства, напомнить о вреде самолечения.

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Признаки предпринимательской деятельности:

1) Осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

2) Систематичность ее осуществления;

3) Осуществление на свой риск, т.е. под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях.

Формы собственности

 
  Вопрос 28. Этика фармацевтического бизнеса. Социальная функция аптеки, ее значение на современном этапе. Предпринимательство и формы собственности. - student2.ru

Форма собственности — это законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Государственная – природные богатства, основные производственные средства, оборотные средства, информация, переданные в ведение и распоряжение государственных органов на определённых условиях использования с одновременным делегированием ответственности. В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации.

Муниципальная собственность – собственность района, города и входящих в них административно-территориальных образований. К числу объектов муниципальной собственности относится имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и др. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица в рамках и компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частная собственность – это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Частная собственность предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля за определенными объектами – капиталом, землей, доходом, конечными товарами и т.д. Все они теперь становятся персонифицированными и имеют конкретных владельцев.

Частная собственность имеет следующие разновидности:

o индивидуальная или семейная собственность– право непосредственного контроля объекта собственности находится у одного человека или семьи. На этой форме собственности могут, например, строиться фермерские хозяйства, небольшие магазины и другие предприятия и т.д. Ее еще можно назвать необъединенной частной собственностью;

o паевая неакцизная собственность– объединенная частная собственность, где право непосредственного контроля объекта принадлежит группе субъектов, которые договариваются о способе управления им. Эти субъекты называются совладельцами, или пайщиками – каждому из них причитается определенная доля (пай) объекта собственности. Обычно величина этого пая устанавливается в денежном выражении. На этой форме собственности строится множество современных предприятий (производственные кооперативы, товарищества), т.к. она имеет финансовые и некоторые другие преимущества;

o акционерная собственностьтакже является паевой собственностью. Однако имеет важные отличия, поэтому ее можно рассматривать отдельно от паевой. Акционер – это тот, кто внес определенный пай в капитал предприятия и взамен получил титул собственности – акцию. Акционерная собственность никогда, если предприятие действует, не может быть физически разделена, избавление или приобретение части собственности может происходить только путем отчуждения соответствующих акций;

o собственность общественных организаций– это собственность групп людей, объединенных в какие-то общественные организации: политические партии, профсоюзы, религиозные союзы и т.д. Это неперсонифицированная частная собственность, т.е. здесь не устанавливаются индивидуальные доли в объекте собственности, которые могли бы принадлежать членам этих организаций.

Смешанная собственность. Подчеркнем, что не существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – общей, на землю – государственной и все эти факторы производства соединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной.

Наши рекомендации