Социально-этнические общности как объекты и субъекты политики

На земном шаре сегодня живет по разным оценкам от 2000 до 3000 различных народов. Только 327 народов являются многочисленными. В мире сегодня существует около 250 государств, следовательно, 90 % этнических групп входят в состав многонациональных государств Российская Федерация – многонациональное, полиэтническое государство: 79,8 % ее населения – русские, 3, 8 % - татары, 2% - украинцы, 1, 2 % - башкиры, 1, 1 % - чуваши. На остальные 13,1 % приходится 177 народов.

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологии, а также сознанием своего единства и отличия от других образований.

Этнос может существовать в форме племени, народности, нации. Этнос обретает форму нации тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоопределении. Нация – политически, государственно-организованный народ, единство исторической судьбы большого множества людей.

Нация – это исторически возникшая специфическая самоорганизующаяся целостность со своим особым генетическим кодом, особым социальным механизмом накопления, хранения и передачи информации, опыта поколений и свойственных нации стереотипов.

Провозглашенный Французской революцией лозунг «Один народ – одна нация» действовал более ста лет, но к концу XIX века устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был, выдвинут лозунг самоопределения наций как путь освобождения от национального гнета. Самоопределение стало рассматриваться целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов.

В современном мире одновременно действуют процессы дезинтеграции и интеграции (глобализации). В XYIII веке начался процесс дезинтеграции, который продолжается и в настоящее время. Первоначально его причина заключалась в проведении имперской колониальной политики в отношении народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий для самостоятельного, суверенного развития в условиях унитарного государства. Процесс дезинтеграции пережили Австрия, Франция, Испания, Великобритания. В настоящее время он происходит в Индии, Югославии, некоторых других странах.

Однако со второй половины ХХ века бурно развивается и другая тенденция – интеграция (глобализация). Этот процесс характерен для Западной Европы, Южной Америки. Глобализация - объективный процесс сближения, интернационализации, взаимозависимости во всех сферах жизни стран и народов нашей планеты, который выражается в усилении стандартизации образа жизни, сознания и поведения людей, образования и т.д. Основной сферой глобализации является международная система экономики. Научно-техническая революция в корне меняет всю структуру производства и жизни людей. Информационная революция создала глобальное информационное пространство.

Существует множество проблем в межнациональных отношениях

1. Проблемы социального неравенства этнических общностей: существуют огромные нации (китайцы (хань) — 1 млрд. 200 млн. чел.) и небольшие племена в несколько сотен человек. Остро встает угроза ассимиляции, т.е. поглощения малых этносов большими этносами. Современное человечество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы действительно могут потерять статус автономных самодостаточных единиц. Но процесс этот находится только в самом начале и недопустимо его искусственное подталкивание, особенно вопреки воле конкретных этнических групп.

2. Исторически сложившееся неравенство уровней социально-экономического развития этнических общностей. Реальное неравенство социально-экономических возможностей этносов накладывается на историческую канву межнациональных отношений. Например, социально-экономические успехи большинства современных европейских наций базируются на их прошлом положении колониальных империй. Этнические общности, бывшие когда-то в колониальной зависимости от этих наций, выдвигают к ним вполне обоснованные претензии.

3. Третий комплекс проблем возникает из практики совместного проживания различных этносов на одной территории, в рамках одного государства. Одни проблемы существуют в государствах, которые признают себя полиэтническими: проблемы политико-административного самоопределения этнических общностей в форме автономий, федеративных и пр. образований, проблемы определения их государственно-правового статуса. Другие проблемы возникают в государствах, официально не признающих себя полиэтническими: представители одной этнической общности занимают высшие статусные позиции, а все другие этнические общности неизбежно стремятся к признанию со стороны власти своего правового статуса. Это стремление может принимать разнообразные формы политического протеста и политической борьбы вплоть до экстремистских.

4. Проблемы этнических меньшинств, которые идентифицируют себя с родственной этнической общностью в соседнем государстве. Стремление такого этноса к национальному единению может создать угрозу территориальной целостности того государства, на территории которого данный этнос проживает. Очень серьезные проблемы возникают у государства, на территории которого проживают многочисленные этнические группы, ни одна из которых не занимает доминирующего положения. Этнические группы, проживающие по обе стороны границы двух государств, в населении которых они являются меньшинствами, могут породить проблему для обоих этих государств в своем стремлении к национальному самоопределению (например, проблема басков для Испании и Франции).

5. Отдельная проблема — этнические иммигранты и беженцы, в массовом порядке появляющиеся на территории отдельных стран. Исторический опыт показывает, что эмиграция из временного явления может стать долговременным состоянием, приносящим большие проблемы. Палестинские беженцы вот уже почти семьдесят лет составляют болезненную проблему для десятка арабских и других мусульманских стран. Их лагеря в различных странах стали источником как политического, так и просто криминального насилия, терроризма, ненависти.

6. Шестой комплекс проблем относится к социально-психологической сфере. Для отношений этнических общностей, как и для отношений любых других общностей, характерны межгрупповая враждебность и внутригрупповой фаворитизм. В основе объединения людей в социальную общность всегда лежит определенный социально-психологический механизм: разделение «своих» и «чужих» (межгрупповая враждебность) и двойной стандарт в оценке одних и тех же поступков «своих» и «чужих», при котором те поступки «чужих», которые оцениваются отрицательно, оправдываются, если они совершаются «своими» (внутригрупповой фаворитизм). Можно сказать, что проблемы межнациональных отношений во многом носят иррациональный характер.

2. Национальная политика государства.

Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию этнических интересов, на решение противоречий в сфере межнациональных отношений.

Это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Национальная политика особенно тесно увязана с региональной и демографической политикой.

Межнациональные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития: нациями, народностями, этническими группами и их государственными образованиями.

Межнациональные отношения бывают трех типов: 1) равноправные, 2) господства и подчинения, 3) этноцида (попытки уничтожения других субъектов).

Межнациональные отношения относятся к числу трудно управляемых объектов. Они требуют длительного, постоянного воздействия, а результаты управленческой деятельности бывают отдаленными, желаемые преобразования происходят медленно. Непродуманные, необоснованные решения способны нанести огромный ущерб отношениям между нациями. Межнациональные отношения – это деликатная тема, где нужен осторожный, тонкий подход. Но управлять межнациональными отношениями можно и нужно.

Особенности политического управления межнациональными отношениями.

Первая особенность: межнациональные отношения относятся к числу интегральных отношений, включающих экономические, социальные, государственно-правовые, культурные и другие аспекты. Межнациональные отношения не существуют «в чистом виде», а проявляются как специфическая форма каких-либо иных отношений.

Вторая особенность межнациональных отношений – их историческая обусловленность, заданность. Национальный вопрос уходит корнями в прошлое, оставляет следы в исторической памяти народов, которая цепко удерживает как позитивную, так и негативную информацию.

Третья особенность межнациональных отношений – консервативность некоторых сторон национальной жизни (национальные обычаи, привычки, традиции, национальная психология, национальные особенности культуры и пр.), что делает весьма затруднительным воздействие на них

Четвертая особенность: межнациональные отношения испытывают сильное влияние эмоций, чувств, которые трудно поддаются воздействию, особенно, если они переплетаются с религиозными отношениями. В межнациональных конфликтах эмоции всегда затмевают разум, верх берет иррационализм.

Решающими по воздействию на межнациональные отношения являются политические факторы. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы межнациональных отношений как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков, национальных культур, подготовка и представительство национальных кадров в структурах власти и ряд других вопросов.

Суть управления национальными процессами заключается в том, чтобы в точном соответствии с законами и тенденциями, объективно действующими в системе национальных отношений, создать благоприятные условия для развития этнических общностей, разрешать проблемы и противоречия, возникающие в сфере их взаимоотношений. Если многонациональность общества из фактора его слабости становится одним из факторов силы и могущества, значит, управление национальной сферой осуществляется на основе продуманной, взвешенной национальной политики.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений.

Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерасти в столкновение, конфликт. Главным назначением национальной политики является управление интересами и через интересы национальностей.

Виды национальной политики.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

Целями национальной политики могут быть как национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение, слияние наций, так и национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защита национального от инонационального влияния.

По содержанию национальная политика может быть как гуманной, так и антигуманной.

По направленности – миротворческой, созидательной или же воинственной, разрушительной.

Национальная политика может осуществляться в формах господства, подавления, репрессий, унижений или же ненасилия, толерантности.

В Стратегиигосударственной национальной политики РФ до 2025 г. констатируется[23]: Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности.

Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных противоречивых тенденций общественного развития: стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества; возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности; потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой; стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.

Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются: развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства; развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян; обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств; достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих в государствах - участниках Содружества независимых государств, а также в странах Балтии, содействие развитию их связей с Россией.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации; равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной.

Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, в упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.

При реализации национальной политики перед Российским государством и обществом стоят следующие неотложные задачи:

1) в политической и государственно-правовой сфере: формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений; создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений; объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними; обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов; выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков; разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации; обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни; решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.

2) Задачами в социально-экономической сфере являются: реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности; выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов; осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему "депрессивных" районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе; развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации; содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем;

3) В духовной сфере также существуют проблемы: формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям; обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного; укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям; учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

4) Ряд задач ставится и в области внешней политики: содействие процессу реинтеграции на новой основе государств - бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах; совместная с этими государствами выработка на основе Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписанной государствами - участниками СНГ в 1994 году, общих подходов к проблеме обеспечения прав и интересов национальных общностей, проживающих на их территориях; реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств; заключение договоров и соглашений с государствами - бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима; выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев; сотрудничество государств - бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов.

Национально-культурная автономия позволяет гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики.

Посредством различных форм национально-культурного самоопределения граждане Российской Федерации независимо от территории проживания реализуют свое право: создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп; формировать ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны; получать поддержку со стороны органов государственной власти; обращаться через национально-культурные ассоциации и объединения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и представлять свои национально-культурные интересы; учреждать в установленном порядке всероссийские, региональные и местные средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке; принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры; приобщаться к национальным культурным ценностям, содействовать сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа; участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды; устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными и языковыми узами; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций.

Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республики и автономных образований Российской Федерации.

Не меньшее значение имеет решение комплекса проблем народов республик, автономных образований, а также национальных общностей, проживающих в других субъектах Российской Федерации, обеспечение соответствующего представительства народов Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Эту тему продолжил и развил В.В. Путин в своей статье «Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром», опубликованной в «Независимой газете» 23 января 2012 г.[24] Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.

Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества.

Колоссальные миграционные потоки уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. Миллионы людей в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода и хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности. С «обострением национального вопроса» вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. А сегодня – друг за другом объявляют о провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент, обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп.

«Плавильный котел» ассимиляции не способен «переварить» все возрастающий масштабный миграционный поток. Отражением этого в политике стал «мультикультурализм», отрицающий интеграцию через ассимиляцию. Он возводит в абсолют «право меньшинства на отличие» и при этом недостаточно уравновешивает это право – гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями по отношению к коренному населению и обществу в целом. Во многих странах складываются замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются. Есть кварталы и целые города, где уже поколения приезжих живут на социальные пособия и не говорят на языке страны пребывания. Ответная реакция на такую модель поведения – рост ксенофобии среди местного коренного населения, попытка жестко защитить свои интересы, рабочие места, социальные блага – от «чужеродных конкурентов». Люди шокированы агрессивным давлением на свои традиции, привычный жизненный уклад и всерьез опасаются угрозы утратить национально-государственную идентичность

Европейские политики начинают говорить о провале «мультикультурного проекта». Националисты резко набирают вес, всерьез претендуя на государственную власть. За «провалом мультикультурного проекта» стоит кризис самой модели «национального государства» – государства, исторически строившегося исключительно на основе этнической идентичности.

Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке; с неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов; с громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве. Продекларировав 20 лет назад суверенитет, депутаты РСФСР запустили процесс строительства «национальных государств», причем даже внутри самой Российской Федерации. С распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных регионах – и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве.

Однако даже в тот момент, когда государство как институт критически ослабело, Россия не исчезла. Произошло то, о чем Василий Ключевский говорил применительно к первой русской Смуте: «Когда надломились политические скрепы общественного порядка, страна была спасена нравственной волей народа».

Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов.

Именно об этом особом характере русской государственности писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство».

Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура. Попытки проповедовать идеи построения русского «национального», моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности.

Русский народ давно самоопределился. Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. Российский опыт государственного развития уникален. Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Дает колоссальные возможности для развития во многих областях.

Если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно теряет силу и прочность. Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. Нельзя насильно заставить быть вместе. И нельзя заставить жить вместе по расчету, на основе взвешивания выгод и затрат.

Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью». Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь.

Огромная роль здесь принадлежит образованию. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. Речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история.

Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного.

Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Американцы с помощью Голливуда формировали сознание нескольких поколений, внедряя не худшие – и с точки зрения национальных интересов, и с точки зрения общественной морали – ценности. Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию. В нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданская война, необходима тонкая культурная терапия. Культурная политика, которая на всех уровнях формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса видел бы свое место, ощущал бы себя наследником «одной для всех» – противоречивой, трагической, но великой истории России.

Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства.

Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности. В системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов. Речь должна идти о коллегиальном органе, который взаимодействует непосредственно с президентом страны, с руководством правительства и имеет определенные властные полномочия.

В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма – при всех различиях и особенностях – лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда. Эти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить, и их нам надо укреплять.

Существует прямая зависимость между нерешенными социально-экономическими проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью власти, коррупцией и конфликтами на национальной почве. Государственные структуры не выполняют своих прямых задач – не защищают жизнь, права и безопасность граждан. Возникает возможность паразитировать на теме «национального угнетения русских» и облечь общественный протест в форму межнациональных беспорядков.

Необходимо тщательное выяснение сути проблемы, обстоятельств, урегулирование взаимных претензий по каждому конкретному случаю, где замешан «национальный вопрос». Этот процесс должен быть публичным, потому что отсутствие оперативной информации порождает усугубляющие ситуацию слухи.

Исключительно важное значение имеют профессионализм и ответственность средств массовой информации. Но никакого диалога не может быть в ситуации беспорядков и насилия. Ни у кого не должно возникнуть малейшего соблазна «продавить власть» на те или иные решения с помощью погромов. Нельзя допустить возможностей для создания региональных партий, в том числе в национальных республиках. Это – прямой путь к сепаратизму.

Такое требование, безусловно, должно предъявляться и к выборам глав регионов – тот, кто попытается опираться на националистические, сепаратистские и тому подобные силы и круги, должен быть незамедлительно, в рамках демократических и судебных процедур, исключен из выборного процесса.

Надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. Нелегальная иммиграция никогда и нигде не может быть исключена полностью, но она должна и может быть, безусловно, минимизирована. И в этом плане – внятные полицейские функции и полномочия миграционных служб необходимо усилить. Приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости. Такая «положительная селекция» и конкуренция за качество миграции существуют во всем мире.

Тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям. Неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти, которые сегодня часто просто бездействуют. Необходимо введение уголовной ответственности за нарушение миграционных правил и норм регистрации.

Принципиально важно укрепление судебной системы и строительство эффективных правоохранительных органов. Без этого никогда не могут быть обеспечены объективный арбитраж интересов различных сообществ и восприятие миграционной ситуации как безопасной и справедливой. Недееспособность или коррумпированность суда и полиции всегда будут вести не только к недовольству и радикализации принимающего мигрантов общества, но и к укоренению «разборок по понятиям» и теневой криминализованной экономики в самой среде мигрантов.

Нельзя допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода «понятия». И в первую очередь нарушаются права самих мигрантов – как со стороны собственных криминальных авторитетов, так и коррупционеров от власти. Именно на коррупции расцветает этническая преступность.

С правовой точки зрения преступные группировки, построенные по национальному, клановому принципу, ничем не лучше обычных банд. Но в наших условиях этническая преступность является проблемой не только криминальной, но и проблемой государственной безопасности. И к ней надо соответствующим образом относиться.

Привлекательность образования и его ценность – мощный рычаг, мотиватор интеграционного поведения для мигрантов в плане интеграции в общество. Низкое качество образования всегда провоцирует еще большую изоляцию и закрытость миграционных сообществ, только теперь уже долгосрочную, на уровне поколений. Важно, чтобы мигранты могли нормально адаптироваться в обществе. Элементарным требованием к людям, желающим жить и работать в России, является их готовность освоить наши культуру и язык. Необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права.

Объективные причины массовой миграции – колоссальное неравенство в развитии и условиях существования. Логичным способом минимизации миграционных потоков, было бы сокращение такого неравенства. Нет никаких объективных препятствий для того, чтобы реализовать эту логику у нас, на нашем историческом пространстве. Одна из важнейших задач евразийской интеграции – создать для народов, миллионов людей на этом пространстве возможность достойно жить и развиваться. Надо просто дать возможность людям работать и нормально жить у себя дома, на родной земле, возможность, которой они сейчас во многом лишены.

Нам надо выстроить такую модель государства, цивилизационной общности с таким устройством, которая была бы абсолютно равно привлекательна и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной. Мы будем укреплять наше «историческое государство», доставшееся нам от предков. Государство-цивилизацию, которое способно органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий.

В статье «Демократия и качество государства» Президент РФ Путин В.В. отметил, что одной из главнейших задач начала 2000-х годов было преодоление как открытого, так и латентного, "ползучего" сепаратизма, сращивания региональной власти с криминалом, националистическими группами. Эта проблема в основном решена.

Наша историческая задача — в полной мере раскрыть потенциал российского федерализма, создать стимулы для деятельного, активного развития всех регионов страны.

Вопросы самоконтроля

1. Что такое этнос и какие этнические группы существуют в современном обществе?

2.Какие политические интересы преследуют этнические группы современного общества?

3. Какие тенденции действуют в современном мире в межнациональных отношениях?

4. В чем специфика межэтнических отношений как предмета политического регулирования?

5. Какие основные проблемы существуют в межнациональных отношениях?

6. В чем суть управления межнациональными отношениями?

7. Что такое национальная политика государства?

8. Какие типы национальной политики государства рассматриваются политической наукой?

9. Что такое национализм, ксенофобия, шовинизм?

10. Каковы цели и основные направления национальной политики современного российского государства?

Содержание

Тема 1 «Социология и политология как науки»

Тема 2 «Методология и методика проведения социологических исследований»

Тема 3. Личность и общество

Тема 4. Социальные институты

Тема 5. Социальная стратификация и социальная мобильность.

Тема 6. Политическая система общества

Тема 7. Политический режим

Тема 8. Международные отношения и внешняя политика государства

Тема 9. Социально-этнические общности и национальная политика

[1] См.: Хейвуд, Эндрю.Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.3-12.

[2] См.: Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.; Прогресс—Традиция, 2000. Главы II, III.

[3] См.: Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с англ. под ред. А. Б. Толстова. – М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

[4] См.: Луков В.А. Зигмунд Фрейд: хроника-хрестоматия. М., 1999.

[5] См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

[6] См.: W.L. Warner (Ed.). Yankee City. New Haven & London: Yale Univ. Press, 1963. P.35-61

[7] См.: Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества/ Социология в вопросах и ответах/ Под ред. проф. В.А. Чуланова. Ростов-на-Дону, 2000.

Наши рекомендации