Субъекты и объекты политики.

Объект в политике - та часть политической реальности, системы, которая включена и на которую направлена деятельность субъекта в политике. Объектом в политике могут выступать политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, включенные в политический процесс, т.е. все сферы жизнедеятельности гос-ва. Политическая субъективность вообще есть свойство больших социальных групп, лишь вторично и условно (в рамках связи с социальными группами) присущее их институтам (политическим организациям) и членам, осуществляющим важные политические роли (идеологам, лидерам и т. п.).

Субъект в политике - источник целенаправленной, предметной политической деятельности на объект. К субъектам в политике относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, конфессиональные и демографические группы и т. д., имеющие и реализующие таким образом свой социально-политический интерес. Субъект и объект в политике - рефлективные (взаимозаменяемые) величины: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом и объектом, и могут меняться местами; но и - взаимозависимые понятия: объект оказывает такое же влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм и матрицу политической деятельности, ограничивая пространство активного субъекта, который, в свою очередь, тоже изменяет объект. В обществе и субъекты и объекты - люди - носители социально-политических качеств.

Поэтому часто различают "субъект политики" (отражает деятельностную сторону поведения личности или социальной группы, которые могут и не осознавать сути собственной активности) и "политический субъект" (в случае, когда деятельность субъекта, преследующего свои цели, осознанна). Значит, в понятии политической субъективности содержатся два интегрально связанные между собой элемента: сознание (ибо для практического осуществления политических целей и идеалов необходимо знание об объекте, ценностно-оценочная шкала и пр.) и активность (само реальное действие). В политической деятельности выделяют два типа отношений: субъект-объектные и межсубъектные (субъект-субъектные).

Политическое лидерство.

Лидер - ведущий, тот авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в соц. процессах, ситуациях. Лидерство - одно из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть соц. группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет действия всей группы, которая ожидает, принимает это действие.

Существует три уровня лидерства:

· Лидер малой группы, объедин. полит. интересами.

· Лидер общ. движения или полит. партии

· Лидер, являющийся главой государства.

В политологии существует несколько теорий, объясняющих становление человека-лидера:

1. Теория черт – наличие выдающихся качеств.

2. Теория ситуации – стечение обстоятельств.

3. Теория ближайшего окружения лидера – ближайшее окружение.

4. Психологическая теория – особенности личности.

Политическое лидерство – способ взаимод. лидера и массы в процессе кот. лидер оказывает значительное влияние на общество.

Типы политических лидеров:

1. Классификация М. Вебера:

· Традиционное лидерство – основано на силе традиций и обычаев.

· Рационально-легальное – основано на нормах закона.

· Харизматическое лидерство – основано на выдающихся качествах лидера.

2. Классификация Р. Такера: (тип полит. сознания)

· Лидер-реформатор

· Лидер-революционер

· Лидер-консерватор

3. Классификация западной политологии:

· лидер-знаменосец, которого отличают особое видение действительности, привлекательный идеал, мечта, способная воодушевить широкие массы;

· лидер-служитель, который в своей деятельности ориентируется на нужды и потребности своих приверженцев и избирателей и действует от их имени;

· лидер-торговец, который способен привлекательно преподнести свои идеи, грамотно убедить граждан в преимуществе своих идей над идеями других;

· лидер-пожарный, который ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы и действия которого зависят от конкретной ситуации.

4. Классификация Рассела:

· Энтузиаст-фанатик

· Солдат удачи

· Администратор

· Оратор

5. Классификация российской политологии:

· Хозяин – стремится к неограниченной власти

· Артист – любит выступать перед массами

· Отличник – стремится придерживаться инструкций, выработанных для него

· Одиночка – стремится занимать позицию наблюдателя со стороны

Функции политического лидера:

1. Р. Такер выделил три ф-ции лидера:

§ Диагностическая

§ Предписывающая

§ Мобилизующая

2. Рос. политологи Пугачев и Соловьев выделили шесть ф-ций:

§ Интеграция общества

§ Принятие политических решений

§ Социальное покровительство

§ Взаимодействие власти и общества

§ Легитимация политической системы

§ Инициатива обновления общества

Политическая элита.

Политическая элита - это относительно немногочисленный слой людей, занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой. Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в обществе, активных в политической и иных сферах деятельности, обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторами:

-психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

-законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализацией;

-высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

-широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);

-практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

- политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых лежат вне политики.

Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными навыками, знаниями, умениями. Поэтому политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.

Роль элиты в обществе, в управлении, экономике и т.д. отражают ее функции:

1. элиты играют важнейшую роль в определении политической воли социальной группы, всего класса и в разработке механизмов реализации этой воли,

2. элиты призваны формировать политические цели своей группы, класса, их программные документы,

3. элиты регулируют деятельность по политическому представительству группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или ограничивая ее,

4. элиты являются основным резервом руководящих кадров, центром набора и расстановки руководителей на различные участки политического и государственного управления.

В формировании политических элит большое значение имеют системы ее рекрутирования. Эти системы определяют, кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (людей осуществляющих отбор), мотивы его действий. Различают две системы рекрутирования элит:

1. система гильдий,

2. антрепренерская система (предпринимательская).

В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система характерна для демократических государств, система гильдий-в авторитарных и тоталитарных государствах, хотя ее элементы широко применяются и в демократических государствах, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Наши рекомендации