Период административной реформы 1990-1999
Административная реформа России проходила несколько этапов, каждый из которых отличался качественным своеобразием, как по целям реформирования, так и по способам и формам информационной поддержки реформ, пропагандистского воздействия на сознание и поведение людей.
Изначально административная реформа определялась как процесс разграничения полномочий между центром и регионами, между государством и бизнесом, между органами государственного управления и различными общественными группами гражданского общества. Успешное развитие реформ предусматривало принципиальные изменения в отношениях между государством и обществом, между органами государственного управления и гражданами, а также разведение государственного управления и политического руководства.
Осуществляемая в России административная реформа насчитывает около двадцати лет, если отсчёт времени вести с 1985 года. Эпоха перестройки заложила фундамент будущих радикально-либеральных преобразований. Её идеология базировалась на идее перехода от социализма к либерально-демократическим ценностям и оформлению практики политического плюрализма. В 1990 г. была отменена шестая статья Конституции СССР (1977 г.), закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открыло возможность для легализации многопартийности в стране. Началом становления новой государственности можно считать провозглашение «Декларации о независимости России» в мае 1990 г. С этой даты целесообразно выстраивать временные рамки основных этапов реформирования государства.
Разделяют четыре основных этапа административной реформы в современной России: 1990—1999, 2003-2004, 2006-2010, 211-2013
Первый этап административной реформы характеризовался конфликтом между системой государственного управления, основанной на единстве власти в централизованном унитарном государстве, и принципом разделения властей, федеративном устройстве государства. На этом этапе административные изменения осуществлялись бессистемно, шла острая борьба между различными социально-политическими силами за суверенитет России под флагом новых идеологических ценностей. По мнению Л. В. Сморгунова, этот этап осуществлялся под флагом «трех Д» — департизация, деидеологизация, десоветизация. Реализация «трех Д» предполагала переход от системы государственного управления, построенного на принципе руководящей роли одной партии к формированию беспартийной и идеологически нейтральной государственной службы. Это означало переход от номенклатурного принципа рекрутирования государственных служащих к «рациональной бюрократии», деятельность которой основывалась на знаниях, высокой квалификации и профессионализме, что привело к резкому увеличению числа госслужащих в стране. Существенным моментом явился запрет в 1990 г. на совмещение должности руководителя государственного органа власти с должностью в политических или общественных организациях. Таким образом, закреплялось разделение партийных и государственных должностей, и закладывалась политически нейтральная система государственной службы.
20 июля 1991 года был подписан указ Президента, объявивший прекращение деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР, что означало утверждение принципа аполитичности государственных структур.
Основная работа по десоветизации проводилась правительством Е.Гайдара и была направлена на внедрение концепции универсального рынка как условия резкого и быстрого изменения политической культуры и государственной идеологии. Информационный обмен между младореформаторским правительством и населением носил односторонний характер и был направлен на слом советских традиций. Стране навязывался в соответствии с либеральной моделью реформирования тип развития, ориентированный на достижение чрезвычайных целей (разгосударствление собственности, формирование класса богатых людей и рыночных отношений) с использованием чрезвычайных средств, чтобы обеспечить модернизацию страны по модели американской демократии.
Отсутствие четко продуманной системы государственного реформирования, создание новых аппаратных структур привели к появлению внутренне противоречивой системы государственного управления, которая лишь усугубила хаос и дезориентацию общественной жизни. Данный период связан с глубоким политическим кризисом, выразившимся в противостоянии законодательной и исполнительной ветвей власти и необходимости принятия новой конституции.
Этап 1993—1999 годов можно определить как конституционную стадию административной реформы и процесс формирования правовой базы для демократического государственного управления. Для ведения дальнейших административных преобразований нужны были новые основания. Принимается два базовых для административно-политического реформирования государства закона — ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» (1995 г.) и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995 г.) — определивших условия формирования местного самоуправления на территории страны. Однако на этом этапе административная реформа не дала существенного повышения эффективности государственного управления.
В 1997 году делается акцент на административной реформе как программе переустройства системы государственного управления на демократических принципах, сформулированных в Конституции. Создается специальная комиссия по разработке концепции административной реформы.
Концептуально обосновываются конституционные изменения системы государственного управления, связанные с закреплением принципа разделения властей, но с предоставлением значительных полномочий исполнительной власти. Президент фактически выводится из системы разделения властей и получает неограниченные полномочия.
В 1996 г. создается Управление Президента РФ по связям с общественностью, которое организует процесс предоставления информации и служит рупором Администрации. Управление по связям с общественностью строит работу в режиме диалога, налаживает со СМИ обратную связь. На этом этапе политическая коммуникация становится важнейшим элементом процесса формулирования политических идей и политической деятельности.
В 1999 г. страну поражает кризис системного характера, выразившийся: в сфере экономики — гиперинфляция и промышленный застой; в политикие — резкий разрыв между правыми и левыми социально-политическими силами, стремление олигархов «приватизировать» власть, развал армии и неэффективность силовых служб, снижение обороноспособности страны; в социальной сфере — нарастание поляризации населения и увеличение числа граждан, находящихся на границе бедности и нищеты; обострение межэтнических, межрелигиозных и социальных конфликтов; во внешнеполитической сфере — отказ от приоритета национальных интересов, стремление любой ценой превратить Россию в часть цивилизованного западного мира, утрата геополитического влияния на страны ближнего зарубежья.
Системный кризис привел к потере доверия ко всем институтам власти. Политическая и бизнес-элиты стали искать пути достижения социального консенсуса, чтобы перейти от стихии рынка и многовластия к стабильному и устойчивому развитию. Президент Б. Н. Ельцин был вынужден добровольно уйти в отставку и назначить преемником В. В. Путина. Смена лидера, определение основных направлений нового политического курса, переход к стратегии ответственности способствовали частичной консолидации общества.
2.2 Административная реформа России 2003-2004
Президентом России Владимиром Путиным была поставлена четная задача — ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, сократить функции госорганов.
Для достижения названной задачи и проведения необходимых преобразований Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах»[4] были определены приоритетные направления административной реформы и дано поручение Правительству сформировать комиссию по проведению административной реформы[5].
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[6] выделяются функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом и по оказанию государственных услуг.
Далее была проведена полная инвентаризация функций министерств и ведомств. Выяснилось, что более трети функций и полномочий в разных госучреждениях являются ненужными или дублируют друг друга.
В рамках административной реформы особое значение придается функциям по оказанию гражданам и юридическим лицам государственных услуг. Это - новое явление, хотя юридические трактовки были и раньше. Понятие «услуга» означает способ удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц. Именно эти функции главным образом отражают взаимоотношения между гражданами и властью.
Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)», утвержденная Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336[7], одним из важнейших направлений реформирования государственного аппарата определила формирование соответствующего мировым стандартам комплекса государственных услуг. Ожидаемые результаты реализации Программы – «...достижение качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг». Система услуг означает гарантированные способы реализации социальных прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и на получение квалифицированной юридической помощи и других прав, закрепленных в Конституции РФ[8].
Затем прошла организационная реформа с решительным изменением структуры Правительства. Ранее функции управления государственным имуществом, оказания государственных услуг, регулирование экономической деятельности, принятие политических решений, надзор и контроль — все находилось в одних руках. В результате доходило до курьезных ситуаций, что жалобы на действия чиновника порой рассматривал именно тот, на кого жаловались.
Таким образом, исключив дублирование и создав структуры, ответственные за четко очерченный фронт работ, стало возможным контролировать качество государственных услуг. Формулировать требования к услугам, исходя из интересов общества. Строго спрашивать за результат. Сделать так, чтобы выполнение каждой функции было обеспечено достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами.
Был завершен процесс разграничения полномочий между федеральными и региональными органами исполнительной власти. Почти наполовину было сокращено количество госучреждений. Огромные суммы, которые тратились на их содержание, остались в бюджете.
В 2005 году Правительством была принята Концепция административной реформы в Российской Федерации[9]. На основании плана мероприятий, утвержденного Концепцией, в настоящий момент проводится работа по регламентации деятельности государственных органов исполнительной власти, созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и переводу государственных услуг в электронную форму.
Планомерная работа по наведению порядка продолжается. Ее результат — значительное улучшение качества жизни россиян и рост эффективности работы аппарата государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации.