Завершение административной реформы

Результатом осуществления административной реформы должна стать ясная и прозрачная система органов государственной власти с четким разделением их компетенции.

Для этого Правительство Российской Федерации должно в 2004 - 2005 годах реализовать принятые решения по сокращению избыточных государственных функций, принять типовой регламент, устанавливающий порядок взаимодействия между федеральными министерствами и находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, а также административные регламенты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок осуществления ими своих полномочий. В дальнейшем предстоит внедрить административные регламенты в электронном виде и создать систему электронного документооборота.

В ходе административной реформы необходимо также утвердить унифицированный порядок создания, деятельности и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, сократив их количество и численность работников. В соответствии с принятыми Правительством Российской Федерации решениями ряд полномочий будет делегироваться федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом за территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, созданными, как правило, в федеральных округах, будет оставаться контроль за осуществлением делегированных полномочий.

Совершенствование системы управления государственным имуществом

Совершенствование системы управления государственным имуществом предполагает реализацию прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, за исключением объектов стратегического характера и объектов, связанных с обеспечением национальной безопасности.

В целях повышения эффективности проведения приватизации федерального имущества необходимо предусмотреть расширение возможности приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий посредством продажи их как имущественных комплексов.

Следует разработать меры, направленные на устранение несогласованности налогового и приватизационного законодательства Российской Федерации в части отчуждения земельных участков под приватизированными предприятиями и объектами недвижимости. Для этого будут выработаны четкие критерии, в соответствии с которыми сохранению в федеральной собственности подлежат федеральные государственные унитарные предприятия, необходимые для обеспечения полномочий федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Также в федеральной собственности должны быть сохранены предприятия и учреждения, осуществляющие специальные функции по обеспечению национальной безопасности и стратегических интересов страны, производящие продукцию, изъятую из гражданского оборота или ограниченную к такому применению, а также объекты инфраструктуры федерального значения.

Предусматривается передать находящиеся в федеральной собственности организации, которые производят продукцию и оказывают услуги, необходимые для выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Совершенствование системы управления федеральной собственностью предусматривает не только приватизацию, но и использование различных форм управления федеральным имуществом, включая в том числе:

определение критериев оценки эффективности управления федеральным имуществом;

передачу на конкурсной основе находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ профессиональным управляющим компаниям, передачу государственного имущества в доверительное управление;

оптимизацию деятельности казенных предприятий и учреждений в части обеспечения соответствия их расходов на производство необходимого государству объема продукции, работ (услуг) установленному объему финансирования за счет средств федерального бюджета;

переход к рыночным механизмам определения ставок предоставляемого в аренду федерального недвижимого имущества;

выработку эффективной дивидендной политики в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

Наши рекомендации