Государство: понятие, признаки, социальное назначение
Определить и объяснить природу государства, назвать главные его характеристики, указать основные признаки, т.е. сформулировать соответствующее понимание – одна из основных задач теории государства.
Определение. Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, осуществляющая управленческие функции на определенной территории. Или: государство – политико-территориальная организация суверенной публичной власти, обладающая монополией на сбор налогов, осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (государственного аппарата).
От органов власти первобытного общества государство отличает ряд особенностей.
1 Признак «публичной» власти. Государство как субъект, носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект-объект»). Это проявляется в существовании профессионального государственного аппарата, представляющего все общество в целом, имеющего свою материальную базу. Известно, что органы власти первобытного общества в отличие от государства функционировали по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества. Особенность публичной власти государства в том, что она не совпадает с обществом, обладает относительной самостоятельностью, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых. Публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также административные органы, суды, тюрьмы и другие учреждения.
2. Распространение власти государства на определенную территорию. Территория – фиксирует принадлежность данному государству определенной части земли, поверхности планеты, воздушного и водного пространства, границы территории, их режим, внутригосударственную административно-территориальную организацию. Иными словами, территория государства – то пространство, на которое распространяется его власть, юрисдикция, в отличие, например, от власти, существующей в первобытном строе. Последняя распространялась на всех членов рода вне зависимости от их местонахождения.
3. Признак государства – налоги, т.е. учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц в пользу государства (в казну, бюджет). Наряду с налогами взимаются различные другие сборы и государственные пошлины. Таким путем формируется материальная финансовая база, необходимая для функционирования государства: для содержания и обеспечения деятельности органов государства, для осуществления различного рода программ в сфере экономики, экологии и др.
4. Государство – суверенная организация. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии ненарушения суверенитета других государств.
Независимость государства проявляется: а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений; б) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.
Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки, отличающие его от партий, общественных движений и иных политических организаций. В частности, государство:
- распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;
- имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде гражданства или подданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны так и за ее пределами;
- обладает исключительным правом принимать законы и иные нормативные правовые акты, т.е. издавать властные обязательные предписания (юридические нормы).
- обладает монополией на легальное применение средств правового принуждения в отношении индивидов и организаций;
- имеет такие структуры, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности и т.п.).
Социальное назначение государства.Слово «назначение», согласно справочным изданиям, область, сфера применения кого (чего)-нибудь, цель, предназначение[7].
Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение справедливости в обществе. По мнению сторонников договорной теории возникновения государства, его назначение – добиться совершенствования жизни людей (Г. Гроций). Т. Гоббс полагал, что государство необходимо для того, чтобы поддерживать общую безопасность личности, общества. По утверждению Ж.Ж.Руссо – предназначение государства – утверждение общей свободы в рамках нравственных правовых установлений. У Канта: основное назначение государства – объединение людей под эгидой права. Марксистская теория исходила из того, что основное назначение государства – его использование для утверждения власти господствующего класса, для обеспечения эксплуатации (кроме социалистического государства), подавления сопротивления определенных социальных сил, для чего создавался аппарат принуждения.
В современной юридической литературе признается, что главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:
- устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его;
- обеспечивать стабильность в обществе, выступая необходимым арбитром в отношениях между различными социальными группами при столкновении их интересов;
- гарантировать безопасность общества от преступных посягательств;
- защищать личность от произвола властных структур, создавать нормальные условия для всех членов общества, заботиться об определенных социальных группах населения;
- выступать интегрирующей общество силой, т.е. добиваться согласия в обществе;
- заботиться о развитии экономики, культуры, образования, искусства, здравоохранения;
- поддерживать оптимальное состояние финансовой системы в условиях существующих кризисных проявлений.
Сущность и содержание государства
Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности государства - это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики.
По вопросу о сущности государства в юридической литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность государства рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. При этом утверждалось: научная мысль не должна останавливаться на восприятии лишь внешних, поверхностных сторон государства, а проникать в глубь познания его природы. Соответственно, под сущностью государства понималась его классовость. Государство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим.
Такое понимание сущности государства было положено в основу деятельности властей в период социализма в нашей стране. Это использование государственного принуждения, насилия для ликвидации предыдущего общественного строя, насильственные формы социалистических преобразований. За рамками рассуждений о сущности государства оставались иные его характеристики. Прежде всего это относится к тому общесоциальному назначению, которое заключено в государственной организации общества, той значимости порядка, стабильности, которое сопряжено с деятельностью государства и др.
В этой связи в рамках современной теории государства актуально не столько раскрытие классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многостороннего социального назначения. Заметим, в западных теориях государство представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, выражающих интересы всего общества. В отечественной юриспруденции последних лет признается, что наряду с «классовым следом» в природе государства, необходимо рассматривать и его другие характеристики. С этой точки зрения государство рассматривается как большая социальная и культурная ценность, объективная организация современного общества[8].
По-видимому, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало, сопряженное с реализацией принуждения, либо общесоциальное (компромиссное). Эти два начала сочетаются в сущности государства, без учета этого характеристика сущности государства не будет полной.
Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Государство так или иначе регулирует отношения между всеми социальными группами, является выразителем общих интересов населения, выступает в качестве официального представителя общества, обладает монопольным правом издания властных общеобязательных велений, которые распространяются на всех членов общества. На этой основе осуществляется государственное управление обществом.
В последнее время в литературе высказано мнение, что сущность государства многоаспектна и может выражать классовый, общесоциальный, национальный, религиозный и другие аспекты деятельности государства. При этом упускается из вида, что сущностью государства является его роль, то есть в целом назначение в обществе, а не отдельные виды деятельности. Государство служит общему благу и выступает как орган консолидации различных слоев населения.
Содержание государства.В научной и учебной литературе проблеме содержания государства не уделено необходимого внимания. Прежде всего, отметим, «содержание» - понятие философское, означающее единство всех основных элементов целого, его свойств, связей, существующее и выражаемое в форме[9]. В литературе также высказано следующее суждение: «содержание понятия, в противоположность его форме, есть совокупность признаков, характеризующих природу предмета, явления»[10].
Содержание характеризует не только глубинные принципиально значимые черты, но и другие стороны, грани предмета, явления. Сущность, в отличие от содержания, отражает явление, предмет, социальное образование глубже.
В рамках единой сущности, содержание может быть неодинаковым, например, разное сочетание классовых и общесоциальных начал в условиях авторитарных политических режимов.
В юридической литературе по этому поводу высказано следующее суждение: « под содержанием государства следует понимать его разностороннюю деятельность, направленную на реализацию стоящих перед ним задач»[11]. В этой связи можно сказать, что содержание государства проявляется не только в его деятельности (функциях), но и в его механизме, т.е. системе государственных органов (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.), и функциях, т.е. основных направлениях его деятельности (внутренних и внешних).
Содержание государства многоаспектно, зависит также от степени воздействия различных социальных сил на государственную власть, на различные ее ветви. Например, представители различных партийных объединений (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР) занимают решающие позиции в Государственной Думе РФ, оказывают значительное влияние на принимаемые ею решения.
Социальное содержание российского государства зависит и от национальных отношений, состава национальных республик в современной России, взаимоотношений федеральных органов государственной власти и субъектов федерации.
Существенно то, что содержание в философском смысле «наполняет определенную форму». Соответственно говорится о соотношении формы государства и его содержании, обращается внимание на их единство и несовпадение. Действительно, свою определенность содержание государства приобретает благодаря своей форме. Скажем, федеративное государство как государственная форма – такое государство, которое состоит из ряда государственных образований, на территории которых действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.
Содержание государства не статичное состояние, оно находится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания государства может измениться и его форма. Так, усиление более демократических способов организации и осуществления государственной власти, ее ориентация на обеспечение интересов граждан, может способствовать замене авторитарной формы правления на демократическую, более цивилизованную.
Следовательно, содержание и форма – традиционные философские категории, используемые относительно государства, способствуют раскрытию его специфики как важнейшего политического института, осуществляющего управление делами общества, обеспечивающего его стабильность.