Политика как социальная реальность и объект познания

Политика- это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

Структура политики:

политический интерес (представляет собой внутренний источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению);

политическая организация (отражает роль институтов публичной власти как центров управления общественными процессами);

политическая деятельность (выступает разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов);

политическое сознание (характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам);

политические отношения (выражают устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти).

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

экономическая - регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;

социальная - регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

национальная - регулирование отношений между нациями, национальными группами;

культурная - регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;

государственно-административная - регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:

местная - регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);

региональная - регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);

общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;

международная - регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;

мировая (глобальный уровень) - регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:

стратегическая (долгосрочная) - выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;

тактическая (краткосрочная, текущая) - решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;

по функциям государства (по области распространения):

внутренняя политика - регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;

внешняя политика - регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

Функции политики в обществе: управленческая (политическое руководство обществом); интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем; регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений; теоретико-прогностическая, цель которой - выработка концепции, курса развития общества; артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества; нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе; социализации личности - функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

Под субъектами политики понимаются участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели.

Свойства политики:

свойство проникновения:политика способна проникать в различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным проблемам подлинно государственный масштаб. Это свойство инклюзивности свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых.

неотъемлемым онтологическим свойством политики является ее пространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории.

Способность политики разворачивать свои процессы во времени объясняется ее свойством темпоральности.Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций.

Морфологические свойстваотражают базовые особенности строения и источники формообразования политики. В этом смысле наиболее важным свойством является наличие элитарных и неэлитарных кругов как основных субъектов политики, чьи акции (поступки) и интеракции (взаимодействия) в сфере публичной власти и формируют сферу политической жизни.

Процессуальные свойства политики характеризуют ее как особый тип человеческой деятельности. Сложность, а временами и неясность взаимоотношений элиты и неэлиты, непредсказуемость последствий рационально предпринимаемых действий, наличие разнонаправленных движений и многие другие аналогичные факты, свидетельствующие об остроте и интенсивности конкуренции за государственную власть, - все эти факторы придают политике характер динамичного явления, обусловливают исключительную быстроту политических перемен, делают ее изменчивой.

Связь политики с другими сферами общественной жизни:

Политика и ...

экономика: поскольку в политике отражаются коренные интересы государств и социальных групп, она нередко считается концентрированным выражением экономики. Политика оказывает сильное прогрессивное или регрессивное влияние на экономическую сферу жизни общества, производства, обмен, распределение и потребление;

право: правовые акты законодательно закрепляют основные политические принципы, нормы и процедуры, определяют допустимые границы и возможности политической деятельности правящих структур и оппозиции. Политика, в свою очередь, с одной стороны, стремится закреплять и совершенствовать право, а с другой - даже в демократическом обществе нередко вторгается в правовую сферу, пренебрегает правовыми нормами;

мораль: взаимоотношения политики и морали представляют особый интерес. Являясь сферой социального выбора индивидов, групп, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

26. Политический процесс: понятие, классификация. Тенденции развития политического процесса в

Современной России

Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Различают следующие режимы существования политического процесса: режим функционирования, развития и упадка.

В условиях режима функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации, используют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемственность в развитии политических связей. Таким было, например, правление Л.И.Брежнева.

В условиях режима развития власти пытаются вывести политику на новый уровень, применить методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене. При этом политическое развитие сопровождается борьбой различных тенденций и идеологических течений. Так, послевоенное развитие западноевропейских государств пошло по линии усиления социальной защиты населения, смягчения противоречий капитализма, усиления государственного регулирования экономики.

Режим упадка, распада политической целостности характеризуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые властями решения не выполняются, сами власти теряют легитимность, доверие масс. Примером такого политического процесса может служить судьба бывших социалистических стран, Советского Союза, политическое руководство которых не нашло адекватные решения, чтобы ответить на новые реальности времени.

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий: формирование (вызревание) политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса, формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений, приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация), оценка результатов политических решений.

Типология политического процесса:

Внутренние и международные различаются между собой не только пространственными характеристиками, но и способами взаимодействия субъектов, способами функционирования институтов и закономерностями, которые им присущи.

Базовые- это разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством; требования населения к управленческим решениям, формирования политических элит и т.п. Другими словами как население участвует в государственном управлении. Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп), развитие местного самоуправления и т.п.

Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая, в свою очередь, делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений.Скрытый(теневой) процесс базируется на деятельности незарегистрированных политических лидеров, групп, центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

Закрытый процесс обладает строго ограниченным количеством факторов, которые будут влиять на его протекание, следовательно, может быть точно просчитан, спрогнозирован и хорошо регулирован. Открытый процесс характеризуется неограниченным числом факторов, показателей и сил, которые могут воздействовать на его ход, а значит, является трудно прогнозируемым, а последствия его не могут быть оценены однозначно в рамках понятия «лучше - хуже», «выгодно - невыгодно».

В стабильных процессах можно проследить чёткую направленность изменений, в них преобладают определённые типы взаимоотношений между субъектами, и внешне они характеризуются отсутствием каких-либо серьёзных для общества потрясений и катаклизмов. В переходных процессах преобладающую направленность выявить сложно, между субъектами складываются разные типы отношений и при этом допустимы серьёзные кризисные ситуации в ходе их протекания.

Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией политической модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств. Теоретическая основа этих концепций заключена в идейном наследии Дж. Локка, А. Смита, а также в трудах уже упоминавшихся основоположников «социологии развития». Многие ученые рассматривают теорию модернизации как альтернативу учению К. Маркса.

Особенности политического процесса в России:

а) нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях полити­ческий процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

б) отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невоз­можно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у за­рождающихся политических сил, а также в их неравных воз­можностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

в) неструктурированность и высокая степень совме­щения и взаимозаменяемости политических ролей в политическом процессе. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политиче­ской жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского обще­ства весьма условны. Во-первых, потому, что интересы граж­данского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников во­круг политического деятеля, чем на форму связи власти с гра­жданским обществом.

«Теория и организация государственной службы»

Наши рекомендации