Выборы и избирательные системы

1. Избирательное право.

2. Избирательные системы.

3. Выборы и избирательная система в Республике Беларусь.

1. Прежде чем начинать разговор о процедуре выборов, необходимо обратить внимание на тех, для кого создана эта процедура. Речь идёт об избирателе и его правах, благодаря которым одни люди оказываются у власти, а другие довольствуются ролью оппозиции.

Известно, что правом решать политические вопросы люди пользовались с древности. Со временем установилась система представительства интересов высших органов государственной власти. Это сразу же поставило ряд вопросов. Кто может быть избран? Кто имеет право избирать? Как должны проходить выборы? Ответы на них сформулированы в избирательном праве.

Избирательное право – это право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы. Избирательное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право означает, что гражданин может избирать и отзывать депутатов, участвовать в референдумах и плебисцитах. Пассивное избирательное право предполагает, что гражданин может быть избран сам, занять место в парламенте или каком-либо другом представительном органе.

Не менее важен вопрос о том, кто может пользоваться избирательным правом. Следует ли его представлять всем? А, может быть, целесообразно исключить из электората (совокупность граждан, принимающих участие в выборах) отдельные группы? Демократическая практика дала ответы на эти вопросы. Всеобщность, равенство, тайна голосования и принцип свободы – это то, что отличает выборы в современных демократиях.

Всеобщность избирательного права означает, что оно представляется максимальному числу взрослого населения страны. В соответствии с этим принципом избирать и быть избранными могут практически все за некоторым исключением. Эти исключения принято именовать цензами.

Избирательный ценз– это дополнительные требования, предъявляемые и к тем, кто избирает, и к тем, кого избирают. Наиболее распространены в избирательном законодательстве возрастной ценз, ценз гражданства, ценз оседлости, реже – имущественный, образовательные цензы, а также ценз пола.

Возрастной ценз – это установленное законом требование, согласно которому право избирать или быть избранным предоставляется с определённого возраста.

Ценз гражданства содержит требование состоять в гражданстве данного государства. Это означает, что иностранцы, а также лица, живущие в данной стране, но ещё не получившие её гражданства, к выборам не допускаются. Исключение в этом отношении составляют Австралия и Канада, где иностранцы имеют право голоса, но с определёнными оговорками.

Ценз оседлости предполагает, что правом участия в выборах могут обладать те, кто проживает в стране в течение определённого времени. Этот период может колебаться в пределах от нескольких месяцев до нескольких лет. Ценз оседлости, прежде всего, ограничивает права иммигрантов, т.е. лиц, приезжающих в страну в поисках работы, для получения образования и т.д.

Действие этих трёх цензов можно наблюдать в большинстве современных демократических государств. Что же касается остальных, то они встречаются не всегда и являются скорее исключением, чем правилом. Так, имущественный ценз требует от граждан для участия в выборах обладать определённым имуществом или уплатить определённый налог и т.п. Образовательный ценз связывает предоставление права голоса с определённым минимумом образования. Согласно цензу пола избирательное право прежде лишались женщины. Такое ограничение для западных демократий осталось в прошлом. Однако исключить такое ограничение в странах Востока полностью пока не удалось.

В некоторых странах сохраняются также различного рода моральные цензы. Они лишают избирательного права граждан, совершивших недостойные поступки, осуждённых за преступления, лишённых родительских прав, злоупотребляющих наркотиками. Иногда цензовые ограничения распространяются и на военнослужащих. Обычно это объясняется стремлением поставить армию вне политики. Лишаются избирательных прав и душевнобольные, т.е. люди, признанные недееспособными в установленном законом порядке.

Принцип равенства также является не объемлемым признаком демократического государства. Он вбирает в себя по крайней мере два главных условия. Во-первых, каждый избиратель должен располагать равным числом голосов, чаще всего – одним. Во-вторых, все избиратели голосуют на равных условиях.

Осуществление принципа равенства делает одинаковым политический вес голосов всех граждан страны. Однако и здесь встречаются исключения. Наиболее распространённым из них является проведение выборов по избирательным куриям.

Избирательная курия– это совокупность граждан, принадлежащих к какой-либо одной группе по национальности, религиозному, имущественному, расовому и другим признакам, которая получает возможность избирать своих представителей в особом порядке. Каждая курия, независимо от своей численности, выдвигает установленное число делегатов. Например, в какой-либо стране может быть национальное меньшинство, не располагающее необходимыми возможностями для соперничества своих кандидатов на равных с представителями большинства. Между тем данное меньшинство обязательно должно быть представлено в выборных органах. Для того чтобы обеспечить такое представительство, данная группа объявляется отдельной избирательной курией, и представители меньшинства получают определённое количество гарантированных мест. Им нужно только решить, кто конкретно займёт эти места и будет отстаивать их интересы. Они также делают свой выбор, но не на равнее с избирателями всей страны. Подобная процедура может, разумеется, касаться не только национальных меньшинств. Так, до недавнего времени отдельную избирательную курию в нашей стране составляли ветераны войны и труда. Им заранее было отведено несколько мест в Верховном Совете, а депутатов на эти места они избирали на своём съезде или пленуме. Это делалось для того, чтобы гарантировать представительство интересов пожилых людей, которым нелегко было бы выдержать конкуренцию на всеобщих парламентских выборах.

Давно замечено, что результаты голосования по тому или иному вопрос могут существенно различаться в зависимости от того, как проводится голосование открыто или тайно. Люди далеко не всегда решаются открыто высказать своё мнение, особенно в присутствии начальства или власть имущих. Вот почему более объективные результаты можно получить при соблюдении принципа тайного голосования. Принцип тайного голосования гарантирует гражданам свободу выбора, защищает их от возможности диктата и давления. Тайна голосования гарантируется тем, что:

- каждый избиратель голосует лично;

- каждый избиратель получает избирательный бюллетень одинакового образца;

- избиратель заполняет бюллетень в скрытом от чужих глаз помещении;

- избиратель лично опускает свой бюллетень в урну.

К соблюдению принципа тайного голосования следует относиться очень серьёзно. Замечено, что желание повлиять на исход выборов может толкать различные политические силы к нарушению именно этого принципа. Уловки здесь весьма разнообразны: это и пометки на бюллетенях, благодаря которым можно установить, как голосовал тот или иной избиратель; и разрешение голосовать одному избирателю, скажем, за всю семью, и отсутствие должным образом оборудованных кабинок для голосования. Такие варианты нарушают тайну голосования, а значит, делают возможным давление на избирателя.

Законодательство по этому вопросу постоянно совершенствуется, особенно на протяжении 90-х гг. ХХ в. на постсоветском пространстве. Так, например, в последнее время в некоторых странах появились специальные кабины, в которых избиратель нажимает на соответствующие кнопки, а его решение сразу вводится в компьютер, расположенный далеко от данного избирательного участка. Появились способы голосования по Интернету. Однако, как показала практика выборов президента США 2000 г. самым эффективным пока остаётся способ голосования через бюллетени, которые будут обрабатываться в ручную. При этом можно говорить только о том, что можно дальше совершенствовать степень защиты этих бюллетеней.

2. В предвыборной компании избирателю предлагается множество платформ и точек зрения. Среди них он может выбрать ту, которая, по его мнению, более всего соответствует его интересам. Однако личный выбор избирателя – это только одна сторона медали. Конечный результат зависит не только от предпочтений граждан, но и от избирательной системы.

Избирательная система– совокупность форм, правил и приёмов, определяющих пути формирования выборных органов.

Замечено, что даже незначительная перемена в процедуре выборов может привести к самым неожиданным результатам. Вот почему политическая теория с таким пристальным вниманием изучает существующие избирательные системы, ищет их преимущества и недостатки, просчитывает возможные последствия.

Существуют две главные разновидности избирательных систем – мажоритарная и система пропорционального представительства. Существует также квалификационная и смешанная избирательная система.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства.

Своё название мажоритарная система заимствует из французского языка (от majorite – большинство). В соответствии с ней от каждого избирательного округа избирается один депутат. Конечно, на это место могут претендовать и несколько кандидатов, но может быть и одна кандидатура. Победителем же будет считаться тот, кто набрал на выборах необходимое число голосов. При этом само понятие большинство должно быть также определено в Конституции или специальном законе о выборах. Оно бывает относительным, абсолютным или квалифицированным. Абсолютное большинство составляют 50 % голосов избирателей плюс один голос. Относительным же считается большинство голосов по сравнению с тем числом, которое набрали другие кандидаты, каждый по отдельности. При квалифицированной системе большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, то есть преодолевший определённую квалификацию. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное – это может быть 2/3 или 3/4 и так далее. Такая система чрезвычайно редка, поскольку ещё менее результативна, чем система абсолютного большинства. Сегодня на практике она не используется.

Мажоритарная система достаточно проста и не требует больших затрат времени в том случае, если по закону победителем считается тот, кто набрал относительное большинство голосов. В то же время понятно, что набрать абсолютное большинство голосов бывает значительно труднее, чем относительное. Если же ни один из кандидатов не набирает абсолютное или квалифицированное большинство, то выбирается два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, назначается второй тур голосования, победителем которого становится тот, кто набрал либо относительное, либо абсолютное (квалифицированное) большинство голосов.

Пример 1: в избирательном округе (где по закону требуется относительное большинство) проходят выборы. В депутаты баллотируется пять кандидатов (Иванов И.И., Петров П.П., Сидоров С.С., Степанов С.С., Фёдоров Ф.Ф.). После голосования оказывается, что голоса разделились следующим образом: Иванов И.И. – 28 %, Петров П.П. – 9 %, Сидоров С.С. – 13 %, Степанов С.С. – 39 %, Фёдоров Ф.Ф. – 6 %, против всех – 5 %. В результате депутатом была избрана Степанов С.С.

Пример 2: в избирательном округе (где по закону требуется абсолютное большинство) проходят выборы. В депутаты баллотируется четыре кандидата (Иванов И.И., Петров П.П., Сидоров С.С., Фёдоров Ф.Ф.). После голосования оказывается, что голоса разделились следующим образом: Иванов И.И. – 21 %, Петров П.П. – 39 %, Сидоров С.С. – 16 %, Фёдоров Ф.Ф. – 18 %, против всех – 6 %. В результате депутатом не был выбран никто, а назначен второй тур, в который вышли Иванов И.И., Петров П.П. После второго тура голоса распределились следующим образом: Иванов И.И. – 38 %, Петров П.П. – 51 %, против всех – 11 %. В результате депутатом был избран Петров П.П.

Пример 3: в избирательном округе (где по закону требуется квалифицированное большинство не менее 2/3) проходят выборы. В депутаты баллотируется четыре кандидата (Иванов И.И., Петров П.П., Сидоров С.С., Фёдоров Ф.Ф.). После голосования оказывается, что голоса разделились следующим образом: Иванов И.И. – 21 %, Петров П.П. – 39 %, Сидоров С.С. – 16 %, Фёдоров Ф.Ф. – 18 %, против всех – 6 %. В результате депутатом не был выбран никто, а назначен второй тур, в который вышли Иванов И.И., Петров П.П. После второго тура голоса распределились следующим образом: Иванов И.И. – 38 %, Петров П.П. – 51 %, против всех – 11 %. В результате депутат не был избран, так как для этого надо набрать не менее 67 % голосов. В таком округе будут назначены новые выборы. И так может повторятся не один раз.

Есть у мажоритарной системы и свои недостатки. Главный из них заключается в том, что избиратели, отдавшие свои голоса кандидату, потерпевшему поражение, лишены возможности представлять свои интересы, но при этом, избранный по этой системе кандидат хорошо ощущает свою связь с округом. Он знает, что гражданам, проживающим именно на этой территории, он обязан своим избранием. В свою очередь и избиратели точно знают, кто именно представляет их округ. Всё это заставляет избирателей и депутатов поддерживать постоянную связь и повышает ответственность последнего за свои действия.

Сложнее выглядит система пропорционального представительства. Она применима только в тех случаях, если в обществе действует несколько партий. Каждая партия составляет список своих кандидатов, располагая их в определённой последовательности. Списки бывают подвижные, полуподвижные и неподвижные. Подвижный список – это когда в процессе выборов избиратели могут изменить последовательность членов партии в списке. Полуподвижный список – это когда первые 10 кандидатур в списке не могут менять своё место, а остальных избиратели могут перемещать на другие места. Неподвижный список – это когда список не может быть изменён в процессе выборов никаким способом. Избиратель, придя на выборы, получает бюллетень, в котором перечислены не кандидаты, как в случае мажоритарной системы, а партии. Следовательно, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за политическую партию, программа которой ему близка.

Для подсчёта голосов при такой избирательной системе, прежде всего, устанавливается избирательная квота, т.е. определённое количество голосов избирателей, необходимое для получения одного места в парламенте. Для того чтобы подсчитать, сколько всего мест получила та или иная партия, необходимо число голосов, поданных избирателями за данную партию, разделить на избирательную квоту. Полученная цифра и будет означать количество завоеванных мест. Их займут те люди, которые первыми стоят в представленных на выборах списках своих партий.

На первый взгляд мажоритарная система выглядит гораздо проще. Но пропорциональная система имеет и определённые преимущества. Так, она позволяет лучше отразить в парламенте партийную ситуацию и партийные пристрастия граждан, а значит и реальный политический плюрализм. Кроме того, в её рамках даже небольшие партии имеют возможность представлять интересы своих сторонников в законодательных органах. Тем самым значительно большее число политических сил получают свой шанс на прохождение в парламент.

Вместе с тем пропорциональная система не лишена и известных недостатков. Для рядового гражданина она выглядит, иногда, слишком сложной и запутанной. Да и само голосование не за конкретного кандидата, а за партийный список, делает голосование почти анонимным, безжизненным. Симпатии избирателя к тому или иному политическому деятелю могут расходиться с его партийными пристрастиями. Да и в случае необходимости получить помощь от депутата гражданин не знает к кому конкретно ему идти.

Пример 4: в стране действует 7 партий (A, B, C, D, E, F, G). Избирательная квота составляет 7 %. В парламент должно быть избрано 100 человек. На выборах голоса избирателей распределились следующим образом: A – 39 %, B – 26 %, C – 13 %, D – 5 %, E – 3 %, F – 6 %, G –4 %, против всех – 4 %. Следовательно, необходимый барьер преодолели только три партии A (50 человек), B (33 человек) и C (17 человек).

В политической практике часто встречаются и так называемые смешанные варианты избирательных систем. В них элементы одной избирательной системы смешиваются с элементами другой. Например, половина депутатов парламента может избираться от партий, а вторая половина – по мажоритарной системе. В этом случае избиратель получает на выборах два бюллетеня и голосует дважды: один раз как житель данного округа, избирающий депутата именно от этого округа, а второй раз – как представитель электората всей страны, отдавая голос той или иной партии. Такая система действует, например, в России. Соотношение депутатов, избираемых по мажоритарной системе, и депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, может быть не только 50:50 (как в Германия). Возможны самые разные варианты 70:30=мажоритарная:пропорциональная (как было в России); 60:40; 75:25 и т.д.

Выбор той или иной избирательной системы зависит от множества обстоятельств. Это и текущая политическая ситуация, и количество партий, и политическая традиция, это ещё и ответ на вопрос кого выбирают – парламент или главу государства (последний всегда по мажоритарной системе). Каждое государство формирует свою избирательную систему, сходную с уже известными типами, но всё же различаются в нюансах и деталях. Не всегда удаётся сразу найти удачный вариант. Не исключены случаи, когда избирательную систему приходится менять из-за перемен в политической обстановке. Но эти поиски нужны. Ведь хорошо работающая, отлаженная избирательная система обеспечивает гражданину свободу его волеизъявления и оптимальность его выбора.

3. Конституция Республики Беларусь в качестве основного принципа построения правового государства (формирования его органов) закрепляет такие институты, как референдум и свободные выборы, а единственным источником государственной власти – народ. На основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании избираются Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также депутаты местных Советов депутатов Республики Беларусь. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом.

Третий раздел Конституции Республики Беларусь называется «Избирательная система. Референдум». Согласно этому раздел выборы в Республике Беларусь являются всеобщими (активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет; лишаются избирательного права лица, не имеющие гражданства, а также люди, признанные судом недееспособными или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы); свободными (каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого отдать свой голос); равными (избиратели имеют равное число голосов); прямыми (граждане избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству); тайными (контроль за волеизъявлением избирателей в ходе выборов запрещается).

Пассивное избирательное право оговаривается в четвёртом разделе «Президент. Парламент. Правительство». Так Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, обладающий активным избирательным правом. Установлены два цензовых ограничения: Президентом может быть избран гражданин не моложе 35 лет (возрастной ценз) и постоянно проживающий в Беларуси не менее 10 лет непосредственно перед выборами (ценз оседлости).

Депутаты Палаты представителей избираются на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав нижней палаты – 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска тайным голосованием избираются 8 членов Совета Республики, а также 8 членов назначает Президент. Всего членов Совета Республики 64 человека. Конституция Республики Беларусь содержит возрастной ценз для избрания депутатом Палаты представителей (не моложе 21 года) и членом Совета Республики (не моложе 30 лет). Ценз оседлости установлен только для члена Совета Республики (проживание на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет).

В пятом разделе «Местное управление и самоуправление» сказано, что местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц.

Подобное избирательное право и выборы практически универсальны, характерны для конституционной практики современных демократических государств, соответствуют нормам Всеобщей декларации прав человека.

В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система. Это означает, что депутаты нижней палаты Национального собрания и депутаты местных Советов определяются по округам. Всего в Беларуси 110 избирательных округов – столько же депутатов Палаты представителей.

В законодательстве определено, что выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % избирателей, внесённых в списки для голосования. Приходя на избирательный участок, гражданин получает бюллетень для голосования, в который внесены фамилии, имена и отчества тех, кто зарегистрирован кандидатами в данном округе, и делает свой выбор.

Победителем считается тот кандидат, который набрал 25 %+1 голос избирателей, пришедших на выборы. Если же такого успеха не удалось достичь ни одному из кандидатов, назначается второй тур выборов. Здесь избирателю предстоит сделать свой выбор из двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее количество голосов. Победителем считается тот из них, который набирает 25 %+1 голос, пришедших на выборы граждан.

По мажоритарной системе избирается и Президент страны. Однако в этом случае действуют несколько иные нормы. Так, выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50 % граждан, внесённых в списки. При этом победителем является тот, за кого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал нужного числа голосов, то в двухмесячный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. На этот раз для победы достаточно набрать относительное большинство.

И на президентских, и на парламентских выборах избиратель может проголосовать против всех кандидатов. Это происходит в том случае, когда избиратель не находит подходящей кандидатуры и предпочитает отказать в доверии всем.

Каждый избиратель должен знать особенности той избирательной системы, по которой проводятся выборы в его стране. В противном случае он рискует наделать ошибок, которые сделают его голос недействительным. Например, когда в 90-е гг. ХХ в. в бюллетене нужно было вычеркнуть тех кандидатов, против которых ты голосуешь, многие подчёркивали своего избранника или ставили напротив его фамилии какие-либо пометки. Сейчас часто встречаются бюллетени, в которых нет никаких пометок вообще (это скорее означает, что человек хотел проголосовать против всех, но в этой графе тоже нет пометок); встречаются и другие ошибки, которые делают голос избирателя недействительным.

Вывод. Процедура выборов базируется на избирательном праве, которое в соответствии с демократическими стандартами должно быть построено на трёх принципах: всеобщность, равенство, тайна голосования. Выборы позволяют гражданину в законной форме высказать своё отношение к существующей власти, заявить о своих потребностях и интересах. Неучастие в выборах равносильно добровольному отказу от участия в решении судеб общества и своей личной судьбы.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные принципы избирательного права и в чём их суть?

2. В чём суть избирательного процесса?

3. Охарактеризуйте основные типы избирательных систем. Какой принцип лежит в основе каждого из них?

4. В чём заключаются достоинства и недостатки основных типов избирательных систем.

5. Каковы основные избирательные права в Республике Беларусь?

6. Каковы основные параметры избирательной системы в современной Республике Беларусь?

Наши рекомендации