Вопрос 28-29: Специфика научного познания. Наука как объект философского познания.

Познание - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий

Наука– это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Понимается как:

-как система знаний

-как деятельность

-социально-организованный институт

Специфические признаки научного познания:

1. необходим подготовленный субъект познания и неизученный объект

2. оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир

3. всегда опирается на определенные методы (важнейшие- гипотезы и теории)

4. цель-открытие объективных законов

5. ориентируется на будущее

6. научное знание предметно и объективно

7.запрет на плагиат

8.специальные приборы

Критерии научности: 1.непротиворечивость 2 доказательность 3Системность

4 Воспроизводимость.5 Проверяемость 6 Проблемность 7 Мобильность 8 Критичность

9 Практичность

Социальные функции науки:

1) культурно-мировоззренческие,

2 непосредственной производительной силы

3) социальной силы

Структура и динамика научного познания

Этапы:

1. XVII в. появляются первые сообщества ученых, наука заявляет о своих целях, формулирует правила

2. конец XIX – начало XX в.,профессионализация научной деятельности, соединение науки и образования, осознаение экономической эффективности науки, с внедрением научных знаний в производство.

3. середина 20 в.научно-производственные комплексы, дорогостоящее оборудование, гос финансирование научных проектов, новые формы коммуникации между учеными, проблема социальной ответственности ученого.

.В восточных культурах не сложилось как научно-теоретическое знание.

В Древней Греции - предпосылки для перехода к науке. Античная наука не открыла экспериментального метода

С этого времени наука утверждается в культуре в качестве ценности. . В ХIХ в технические науки. Дисциплинарная организация науки.

Средства исследования:

-материальные средства наблюдения и экспериментальные установки

– язык науки (определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности )

Вопрос 30: Понятие метода и методологии. Основные методы познания.

Метод выступает как система регулятивных принципов, с помощью которых генерируется знание. Бывают частнонаучные и общенаучные

Субъект научного познания- специально подготовленный человек, который обязан не только освоить средства и методы соответствующей науки, но и усвоить этические правила и нормы, регулирующие научный поиск.

Знания:

-Научные

-вненаучные знания( обыденное, религиозное, мифологическое) ,относится также и такое знание, которое заявляет о своих претензиях на научность, но явно не соответствует разработанным и принятым критериям научности.

Уровни:

-Эмпирический (характерна факто фиксирующая деятельность)

-Теоретический (сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков)

Проблема разграничения науки и вненаучного знания предстает как проблема демаркации(О. Конт)

Важнейшие методы научного познания:

1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

2)Метод моделирования и принцип системности.

3)Эксперимент и наблюдение.

Вопрос 31: Социальная философия. Ее сущность, структура, исторические типы, функции

Социальная философия – раздел философского знания, изучающий 1. наиболее общие законы общественного развития, 2. специфику движущих сил социального развития, 3. специфику исторического (или социального) познания, называется социальной философией.

Структура социальной философии:

1. философия хозяйства

2. власти

3. культуры

4. социальных структур

5. истории (наиболее значимая – изучает смысл и направленность исторического процесса). Функции истории: рефлексивная (рассматривает специфику исторического познания, законов социального развития, специфику языка); субстанциональная (изучает само общество как субстанцию этого мира, т.е. 1. историю социального развития, 2. движущие силы, 3. факторы, которые действуют на социальное развитие и т.д.)

Функции социальной философии (см. функции философии): мировоззренческая, методологическая, социально-критическая.


Наши рекомендации