Международная политика и ее сущность
Международная политика как способ взаимодействия различных общественных групп - наций, государств, союзов и др. формировалась вместе с возникновением и развитием этих групп. Уже первые рабовладельческие государства Египта и Междуречья в своих взаимоотношениях создавали союзы, военно-политические объединения на основе обычаев и традиций..
Основными проблемами ранних рабовладельческих государств были стремления о расширении своих земель за счет соседей или о сохранении неприкосновенности своих территорий. Основным методом ведения международных отношений была война.
В период средневековья международное право также признавало войну как способ разрешения международных проблем.
В позднем средневековье вводится практика принятия международных соглашений об условиях мореплавания в нейтральных водах, пограничных вопросах правила торговли, валютных обменах, подписываются консульские соглашения.
Интенсификация международных отношений наступает после буржуазных революций в Европе XVIII века и развития капитализма, который не может существовать в национальных границах. Развивается торговля, связь, морские коммуникации, железнодорожный транспорт и др. В XIX столетии принимаются многие соглашения и договоры о развитии транспорта, связи, санитарно — медицинском обслуживании. Возникают первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874); многие страны достигают соглашения о введении международного арбитражного суда.
В этот период международная политика ведется за сферы влияния, источники сырья, рынки сбыта, теми же старыми методами войны. Так, Венский конгресс 1814 - 1815 гг. признал законность коллективной интервенции для защиты монаршего строя и существование границ. С этой целью в 1815 году был создан Священный Союз, в который вошли Австрия, Пруссия, Россия, Франция. Использование военной силы к середине XX столетия считалось основным способом решения противоречий.
В этот период создавались военные международные союзы, блоки, альянсы для передела мира, расширение сфер влияния, давления и шантажа. Этот период изобилует региональными, локальными и мировыми войнами.
Только во второй половине XX века перед создавшейся реальной угрозой термоядерного конфликта мировая общественность, правящие круги государств постепенно приходят к выводу о недопустимости использования военных способов для разрешения конфликтов. Начиная с 50-х годов формируется понимание того, что война не может быть национальным инструментом внешней политики, она должна осуществляться политическими, дипломатическими и иными средствами.
Характеризуя современную систему международных отношений, следует заметить, что она находится в процессе перехода к качественно новому состоянию. Это связано со сменой баланса на уровне великих держав и политических систем, с ликвидацией Восточного военного блока, процессом интеграционного характера, который происходит в странах Западной Европы, с ограничением США своих намерений защиты, так называемых повышенных интересов или зон влияния.
Меняются приоритеты международной политики. На место идей глобального противостояния выдвигаются идеи приоритета интересов общего социального развития. Более того, угроза применения ядерного оружия, возможной экологической катастрофы, другие глобальные проблемы выдвинули на первое место заботу о выживании человечества.
Эти проблемы и их осознание человечеством предопределили основные принципы современной международной политики и международного права. К этим принципам относятся:
Принцип мирного сосуществования, соответственно государства обязаны сохранять международный мир, проявлять терпимость один к другому и сотрудничать между собой, признавать право народов самостоятельно решать свои проблемы, не прибегать к насилию и угнетению народов в любой форме;
Принцип суверенного равенства государств, все государства являются равноправными членами международного сообщества независимо от экономического, социального, политического или иного развития. Все государства обязаны выполнять международные обязательства, способствовать укреплению международной безопасности;
Принцип неизменности и неприкосновенности государственных границ исходит из международно-правового определения существующих границ и предусматривает отказ от любых претензий на эти границы, требует исключить из международной практики территориальную экспансию в любой форме;
Принцип территориальной целостности государств исключает насильственный захват или изменение принадлежности территории, а также запрещает противоправное использование ее;
Принцип мирного разрешения противоречий требует, чтобы участники международных отношений решали проблемы мирными средствами, не подвергать мир угрозе войны, отстаивать безопасность и справедливость;
Принцип невмешательства во внутренние дела друг друга непосредственно или опосредованно;
Принцип уважения прав человека является одним из основных принципов международного права и содержит общее обязательство государств независимо от их политических, экономических, социальных особенностей уважать и соблюдать основные права и свободы человека без различий расы, пола, языка, религии и политических убеждений.
Реализация современной международной политики происходит в разных формах, в зависимости от характерных условий и возможностей. Сложилось "четыре формы международной политики:
- пассивная форма свойственна слаборазвитым государствам. Она предполагает отказ от части суверенитета в пользу других государств;
- агрессивной форме свойственно формирование экспансионистских целей, вмешательство во внешнюю и внутреннюю политику других государств;
- активная форма характеризуется динамическими поисками равновесия между внешней и внутренней политикой.;
- консервативной форме свойственна активная политика, направленная на защиту достигнутого ранее баланса между внутренней и внешней политикой.;
Международная политика в основном выполняет три функции:
- защитная - защита прав и интересов самой страны и ее граждан за границей.;
- информационно — представительная функция, которая реализуется через соответствующие органы, выражающие взгляды правительства, позицию государства, а также информировать руководящие органы страны о состоянии дел и намерениях правительств других стран.
- Организационно - посредническая функция основывается на воплощении в жизнь внешне - и внутриполитических концепций, доктрин и программ государства. Эта функция способствует достижению цели, а также преимуществ и выгод.
Реализация функций международной политики государств зависит от конкретной исторической ситуации, степени развития общества и государства, от связей государства с внешним миром и его возможностью играть конкретную роль на международной арене.
Международная политика должна удовлетворить целый ряд требований: соответствовать интересам правящих кругов государств; учитывать национальные интересы и направления международной политики; не наносить вреда международным союзам и договорам; способствовать принципам международных отношений, принятых в цивилизованном мире. В большинстве своем международная политика направлена на реализацию национальных интересов. Национальные интересы каждого суверенного государства имеют конкретно - историческое наполнение, зависящее от многих факторов: социального устройства государства,
политического режима, социальной структуры, геополитического статуса, этнических и конфессиональных особенностей.
Основной формой международной политики является дипломатия. Общее руководство дипломатической деятельности осуществляет правительство, непосредственно - министерства иностранных дел.
В осуществлении внешней политики Украина проводит последовательную работу по укреплению сотрудничества на паритетных условиях со многими странами мира, снижению международной напряженности, разрешения конфликтов политическими средствами и методами, по разоружению. Украина признана странами мира, имеет 32 посольства за границей и 44 посольства иностранных государств размещены в Киеве. Таким образом, приняв во внимание все изложенное, можем сделать вывод, что Международная политика - это система экономических, правовых, дипломатических, идеологических, военных, культурных и других связей и отношений между народами, государствами и группами государств, ведущими социальными, экономическими и политическими силами и организациями, действующих на международной арене.