Методические указания по выполнению контрольной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

Кафедра права

Правоведение

методические указания по выполнению контрольной работы и варианты контрольных работ для студентов всех специальностей заочной формы обучения

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Университета

_________________

Л.М. Капустина

Екатеринбург

СоставительТ.Ю.Федорова

Оглавление

Методические указания по выполнению контрольной работы ………………………………………………………..
Варианты контрольных работ ……………………………...
Вариант 1 …………………………………………………………………
Вариант 2 …………………………………………………………………
Вариант 3 …………………………………………………………………
Вариант 4 …………………………………………………………………
Вариант 5 …………………………………………………………………
Вариант 6 …………………………………………………………………
Вариант 7 …………………………………………………………………
Вариант 8 …………………………………………………………………
Вариант 9 …………………………………………………………………
Вариант 10 ………………………………………………………………..
Вариант 11 ………………………………………………………………..
Вариант 12 ………………………………………………………………..
Вариант 13 ………………………………………………………………..
Вариант 14 ………………………………………………………………..
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Методические указания по выполнению контрольной работы

В соответствии с учебными планами студенты заочной формы обучения в процессе изучения курса «Правоведение» должны выполнить контрольную работу, которая является важной формой самостоятельной работы студентов. Она способствует углубленному изучению соответствующих тем курса. Ее цель – оказать помощь студентам в изучении права, проверить усвоение ими отдельных вопросов курса, умение самостоятельно работать с литературой, анализировать конкретные правовые ситуации и давать со ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты аргументированные ответы на поставленные в задачах вопросы.

При подготовке контрольной работы студент должен:

- научиться работать с юридической социально-политической литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;

- усвоить основные теоретические положения и нормативные акты;

выработать собственную точку зрения и умение применять положения нормативно-правовых актов к конкретным событиям и явлениям реальной жизни;

- самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал.

Контрольная работа выполняется по одному из предлагаемых ниже вариантов. Выбор варианта производится по начальной букве фамилии студента:

Начальная буква фамилии студента Номер варианта контрольной работы
А, Я
Б, Ю
В, Э
Г, Щ
Д, Ш
Е, П
Ж, Р
З, С
И, Ф
К, У
Л, Т
М, Х
Н, Ц
О, Ч

Контрольная работа состоит из трех заданий: первое - теоретическое, второе и третье – практическое. Выполняя работу, необходимо раскрыть содержание теоретического вопроса и решить практические задачи с помощью соответствующих нормативно-правовых актов.

Приступая к выполнению работы, необходимо, прежде всего, внимательно ознакомиться с заданиями своего варианта контрольной работы, выяснить, к какой теме курса относятся предлагаемые задания, подобрать соответствующие нормативно-правовые акты и комментарии к ним, литературу, проверить, действует ли выбранный нормативно-правовой акт, вносились ли в него изменения и дополнения. При этом надо использовать программу, рекомендуемые учебники, специальную литературу и официальные источники опубликования нормативно-правовых актов. Необходимые для выполнения контрольной работы нормативно-правовые акты можно найти в официальных изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, Собрание законодательства Свердловской области, Российская газета, Областная газета.

Кроме того, желательно использовать информационно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». Теоретические, дискуссионные вопросы находят отражение в периодических изданиях «Государство и право», «Журнал российского права», «Российская Федерация», «Российский юридический журнал», «Правоведение», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Хозяйство и право» и др.

Ответ на теоретический вопрос и решение задач должны излагаться подробно со ссылками на конкретные нормативно-правовые акты (указать пункт, статью, название акта). При этом очень важно обращаться непосредственно к первоисточникам, а не воспроизводить правовые акты по учебной и популярной литературе. Недопустимо дословное переписывание текста учебников, учебных пособий и других литературных источников.

К решению задач студенты должны подходить творчески. Помимо контрольных вопросов, приведенных в них, необходимо уметь отвечать и на другие вопросы, вытекающие из задачи.

В заключение должны быть сделаны четкие выводы.

При решении задач нужно исходить из следующего. Правовые ситуации представляют собой определенные общественные отношения, урегулированные соответствующей нормой права. Правовые отношения вызваны каким-либо юридическим фактом, например, действием (договором, причинением ущерба, нарушением трудовой дисциплины и т.п.) или событием.

Студент должен внимательно прочитать задачу, уяснить ее фабулу и поставленные контрольные вопросы, определить главный вопрос. Затем надо определить какие обстоятельства в данной ситуации являются решающими для принятия решения, основанного на законе.

Последовательность вопросов для раскрытия существа правоотношения в задаче и соответствующей юридической оценки может быть следующая. Первоначально надо поставить перед собой вопросы: что произошло, т.е. каким юридическим фактом (действием, бездействием, событием) вызвано данное правоотношение, по поводу чего и между кем оно возникло (объект и субъект правоотношения), каким по своей природе является (гражданским, трудовым и т.д.). Выяснив характер правоотношения, студент будет знать, какой отраслью права оно регулируется, и может отыскать нужный нормативно-правовой акт. Далее студенту необходимо сопоставить нормы, содержащиеся в нормативно-правовом акте, с проблемой, поставленной в задаче.

Применив нормы права, студент должен дать толкование данного случая и предложить свой вариант его решения. Если правильных вариантов несколько, нужно обосновать каждый.

Независимо от указанного в задаче времени совершения юридических действий и возникновения фактов решение должно основываться на законодательстве, действующем на момент решения задачи.

Ответ на задачу должен быть аргументированным, четким и полным, со ссылкой на соответствующие статьи, пункты нормативно-правовых актов.

Чтобы исключить при решении задач наиболее часто встречающиеся ошибки, обратите внимание на следующее:

1. Необходимо использовать нормативно-правовые акты, действующие в момент решения задачи, а не утратившие свою юридическую силу.

2. Не следует приводить в качестве решения задачи (ответа на задачу) текст нормативно-правового акта (правовой нормы), следует делать только ссылку на пункт, статью акта, например, в соответствии со ст. 192 ТК РФ работодатель может применить следующие дисциплинарные взыскания…

3. В ходе решения задачи необходимо оперировать основными правовыми категориями.

4. Решение задачи должно соответствовать поставленным вопросам.

При проверке контрольной работы учитываются понимание существа вопросов контрольной работы, знание фактического материала, его соответствие действующим нормативно-правовым актам, полнота и достаточность раскрытия вопросов, умение логично и ясно изложить материал.

По качеству контрольной работы преподаватель судит об усвоении студентом изучаемых тем.

Контрольная работа оценивается по формуле «зачтено», «незачтено».

Контрольная работа может быть зачтена при условии, что она выполнена с соблюдением распределения вариантов, написана самостоятельно, с учетом действующего законодательства.

Контрольная работа должна быть написана или напечатана в объеме не более 20-24 листов, литературным языком, грамотно и аккуратно, без сокращений, пронумерована и иметь очерченные поля для возможных замечаний рецензента.

Изложение необходимо начинать с названия вопроса, текста задачи. В конце работы должен быть приведен список фактически использованных нормативно-правовых актов и литературы, указана дата выполнения работы и подпись студента.

Список литературы необходимо начинать с нормативно-правовых актов, располагая их по юридической силе в порядке убывания (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения и т.п. нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты). В списке нормативно-правовых актов следует указывать официальный источник их опубликования, например, Конституция Российской Федерации
// Рос. газета.1993. 25 дек.; О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон № 62-фз от 31.05.2002 (ред. от 04.12.2007) // ИПС КонсультантПлюс.

После нормативно-правовых актов в алфавитном порядке (по первой букве фамилии автора книги или статьи) располагаются остальные литературные источники, материалы Internet с указанием адреса сайта, например, Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М.: Наука, 1993. – 242 с.; Гаврилов Э. Обратная сила закона // Российская юстиция. 1995. № 2. с.14 – 19; Европейская цифровая библиотека // www. european.eu

Контрольная работа должна быть сдана на проверку не позднее, чем за один месяц до начала сессии. Более поздняя сдача контрольной работы может повлечь за собой недопуск к зачету или экзамену. Лучше сдать контрольную работу как можно раньше, чтобы в случае незачета у студента было время для ее переработки и повторного представления на проверку.

В тех случаях, когда работа не зачтена, направляя ее после доработки на рецензирование, необходимо приложить рецензию и саму незачтенную работу.

Получив зачёт по контрольной работе, студент допускается к сдаче зачёта или экзамена по дисциплине «Правоведение».

Варианты контрольных работ

Вариант 1

1. Восстановите схему:

Государственный режим
Демократический  
признаки признаки
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

2. Ученик 8 класса Михаил Фролов обнаружил на опустевшем пляже оставленный кем-то фотоаппарат. Не найдя владельца, он оставил фотоаппарат у себя. Поскольку у него уже был такой же аппарат, Михаил продал найденный своему знакомому Андрею, а на полученные деньги купил кроссовки.

Через некоторое время, когда Андрей фотографировал приятелей, фотоаппарат по его необычному, собственноручно сделанному ремню опознал бывший владелец Александр и потребовал возвратить. Андрей же утверждал, что он купил фотоаппарат. Михаил, к которому обратились за разъяснениями, признал факт находки и продажи фотоаппарата, но утверждал при этом, что не имеет средств, чтобы вернуть полученные за фотоаппарат деньги.

Как разрешить конфликт?

3. 23 января 2007 года между ЗАО «Кемеровская мобильная связь» и инженером по обслуживанию технологических систем Филиным был заключен договор о целевом обучении и взаимных обязательствах, по которому акционерное общество обязалось оплатить обучение работника, а работник – пройти обучение без отрыва от производства за счет средств работодателя в соответствии с условиями договора.

В силу п.4.3 названного договора после окончания учебного курса Филин обязался проработать в ЗАО «Кемеровская мобильная связь» не менее трех лет, а в случае увольнения до истечения этого срока – возместить все затраты общества на его обучение.

Поскольку Филин не выполнил условие договора, уволился по собственному желанию, акционерное общество обратилось в суд и просило взыскать с него все затраты на обучение, состоящие из стоимости обучения и командировочных расходов.

Каким должно быть решение данного спора?

Вариант 2

1. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

1. Государство а) административно-территориальная организация государства, система взаимоотношений между центральными и местными органами власти
2. Субъект федерации б) особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом
3. Форма правления в) структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними
4. Форма государственного устройства г) административно-территориальное образование, обладающее ограниченными политическими правомочиями

2. Собственник аптеки, индивидуальный предприниматель Крутиков приобрел на заводе пять бочек сулемы.

Узнав об этом, Щукин, страдающий раком желудка, попросил продать ему литр сулемы для употребления внутрь с целью подавления раковых клеток, предложив 850 р. Крутиков согласился, и сделка состоялась.

Щукин стал принимать внутрь сулему высокой степени концентрации, обжег слизистую оболочку желудка и кровеносные сосуды, был доставлен в больницу, но, несмотря на принятые меры, скончался.

Судмедэкспертиза дала заключение, что смерть наступила от употребления внутрь сулемы высокой степени концентрации. Жена Щукина сообщила следствию, где ее муж купил сулему.

Имел ли право Крутиков продавать сулему Щукину? Какими нормами права следует руководствоваться в данном случае?

3. В мировой суд г. Черкесска поступил иск от безработного гражданина Урусова. Гражданин жаловался на «неравное отношение к соискателю со стороны работодателя». В поисках работы он обратился в агентство недвижимости, разместившее объявление о наборе работников. При этом владелец агентства Степан Владимиров поставил одно условие: претендент должен быть этническим славянином.

Истец расценил подобное ограничение как нарушение Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса. В исковом заявлении Урусов настаивал на том, чтобы фирма пересмотрела принципы подбора кадров и принесла публичные извинения.

Ответчик Владимиров в суде пояснил, что он не имеет ничего против «представителей кавказских национальностей», просто раньше, когда давал объявления о приеме на работу, «приходили нерусские соискатели, начинали говорить на национальном языке с другими работниками», а он не понимал ни слова.

Каковы, на Ваш взгляд, варианты разрешения спора.

Вариант 3

1. Одним из сложных вопросов существования такой формы государственного устройства, как федерация, является вопрос о праве одностороннего выхода субъекта федерации из ее состава (право соцессии).

В абсолютном большинстве современных федераций, в том числе и в Российской Федерации, это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. таким правом союзные республики обладали, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг.

Как Вы думаете, почему большинство федеративных государств отказывает своим субъектам в праве соцессии? Должно ли быть закреплено такое право за субъектами Российской Федерации?

2. Восстановите схему:

По моменту времени, к которому приурочивается возникновение сделки: 1._________________ 2. ________________
По степени участия денежных отношений: 1. ________________ 2. ________________ 2.
Методические указания по выполнению контрольной работы - student2.ru

3. В связи с приближением отопительного сезона управляющий домами привлек к сверхурочным работам 15 человек. Десять работников не возражали, а пять отказались. Среди них: мать-одиночка, имеющая ребенка в возрасте 9 лет, студент-заочник 3-го курса и три техника, работающие с неполным рабочим днем.

Правы ли эти работники? Можно ли наказать их за отказ от сверхурочной работы?

Вариант 4

1. Английский премьер-министр Уинстон Черчилль говорил: «У демократии много недостатков, но у нее есть одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».

Как Вы думаете, указанное Черчиллем достоинство демократии – единственное? Приведите не менее трех аргументов «за» и «против» демократии, подтверждая их фактами из истории и современной жизни нашей страны.

2. Пятеро 13-летних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в помещение детского сада, побили там посуду и повредили мебель. Ущерб, нанесенный ими, составил 15000 рублей.

Кто должен нести ответственность за причиненный ими материальный ущерб?

3. Водители Тяпкин и Бутылкин в нетрезвом состоянии в нерабочее время были задержаны работниками милиции и подвергнуты административному аресту.

Когда они возвратились в родную организацию, то им приказом директора объявлены выговоры за нарушение трудовой дисциплины.

Правомерны действия директора? Что понимается под нарушением трудовой дисциплины? Каковы основные обязанности работников? Как следует поступить комиссии по трудовым спорам, куда с заявлением о снятии дисциплинарного взыскания обратились водители?

Вариант 5

1. Среди ученых и политиков нет единства в оценке президентской власти в России. Одни утверждают, что Конституция установила «президентское всевластие», другие видят в институте президентства широкие возможности обеспечения единства государственной власти.

Каково Ваше мнение по этому вопросу. Аргументируйте его.

2. В 16 лет Игорь остался без родителей, имущество которых перешло к нему по наследству. Его попечителем стала бабушка. Игорь дружил с семьей своего одноклассника. Однажды он подарил отцу своего друга ко дню рождения очень ценное собрание сочинений классика. Тот не хотел принимать такой ценный подарок, но Игорь настоял на своем, говоря, что книги теперь принадлежат ему и он имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако вскоре бабушка Игоря потребовала вернуть книги, посчитав, что они будут нужны внуку для занятий по литературе после поступления на филологический факультет пединститута.

Должны ли быть возвращены книги по закону? Почему?

3. Секретарь-машинистка Певцова, работавшая в машинном бюро, имела привычку петь во время работы. Ей это пение не мешало, свои обязанности она выполняла безукоризненно, зато других машинисток ее пение постоянно раздражало, и они часто допускали ошибки в тексте.

Поскольку Певцова не реагировала на предупреждения заведующего отделом, ей был объявлен выговор за пение в рабочее время. Считая приказ необоснованным, Певцова подала заявление в комиссию по трудовым спорам.

Какое решение примет КТС?

Вариант 6

1. Объясните смысл выражения: «Ветви власти не должны царапать граждан».

2. Несовершеннолетний Зырянов, достигший 16 лет, с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью – открыл в установленном порядке фирму по снабжению торгующих организаций информацией о рыночной конъюнктуре, качестве товаров, репутации организаций-изготовителей.

Для создания компьютерной сети Зырянову потребовалось приобрести 10 электронно-вычислительных машин с необходимыми принадлежностями на общую сумму 257 000 р. Выяснив, что Зырянов является несовершеннолетним, а сумма договора купли-продажи очень крупной, магазин отказал продать ему технику.

Как следует разрешить данную ситуацию?

3. Для строительства магазина были приняты 7 человек по срочному трудовому договору и 5 человек по договору подряда. Через 6 месяцев работы работающие по договору подряда потребовали предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.

Руководитель организации в предоставлении отпуска отказал, мотивируя свой отказ тем, что ГК РФ не предусматривает предоставление отпуска. Возник спор, договоры подряда были расторгнуты.

Работники подали исковые заявления в суд с требованием о восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Подлежат ли удовлетворению требования граждан?

Вариант 7

1. Какие признаки позволяют определить государство как правовое?

2. Акунин пропал без вести во время боевых действий в Афганистране.

Его супруга подала в суд заявление о признании Акунина умершим. Суд вынес соответствующее решение.

На самом деле Акунин попал в плен к моджахедам бежал из плена спустя шесть лет. Вернувшись домой, он обнаружил, что супруга вышла повторно замуж, имущество, принадлежащее ему, частично распродано или перешло по наследству.

Проанализируйте данную ситуацию.

3. Отмечая день рождения в ресторане, директор магазина Петухов, выйдя на улицу в нетрезвом состоянии, приставал к прохожим и громко кричал, что его магазин самый лучший в мире.

На следующий день Петухов был уволен по предусмотренному в трудовом договоре основанию за негативное влияние на престиж организации.

Назовите основание и порядок увольнения по п. 13 ст. 81 ТК РФ? Подлежит ли Петухов восстановлению на работе?

Вариант 8

1. Изобразите схематично соотношение норм права и норм морали.

2. Восстановите схему:

Методические указания по выполнению контрольной работы - student2.ru

Методические указания по выполнению контрольной работы - student2.ru

3. Экономист Нефедов и бухгалтер Рябцев в октябре были призваны в Вооруженные Силы Российской Федерации. Нефедов – как лейтенант запаса, а Рябцев – в качестве рядового.

Пробыв в армии один год, они были уволены в запас по состоянию здоровья. Возвратясь домой, Нефедов и Рябцев обратились в отдел кадров организации, где они работали до призыва, с просьбой взять их на прежние должности, однако в удовлетворении их просьб им было отказано в связи с отсутствием вакантных мест.

Считая, что им неправильно отказали в восстановлении на работе, Нефедов и Рябцев обратились за разъяснением в Рострудинспекцию.

Составьте письменный ответ Рострудинспекции.

Вариант 9

1. В конце прошлого века в штате Нью-Йорк суд рассматривал дело об убийстве: наследник по завещанию убил своего деда-наследодателя, чтобы скорое получить наследство.

Убийство было раскрыто, а убийца приговорен к длительному сроку тюремного заключения. При этом вопрос о наследстве не рассматривался, и получилось, что убийца автоматически вступает в права наследника.

Тогда другие родственники убитого заявили, что допущена несправедливость, поскольку убийца, несмотря на то, что факт убийства установлен судом, все-таки достиг своей преступной цели.

Верховный суд штата Нью-Йорк, рассмотрев жалобу, установил следующее. В штате Нью-Йорк действует закон о наследовании, в котором содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, вследствие которых наследник по завещанию утрачивает право наследовать. Причем убийство наследником наследователя в этом перечне не названо.

Мнения судей разделились. Меньшинство решило, что убийца, хотя это и несправедливо, не утрачивает право наследовать. Большинство же заявило: «Мы, судьи Верховного суда штата Нью-Йорк, придерживаемся тех же представлений о справедливости, которыми руководствовался законодатель, принимая закон о наследовании. Поэтому мы уверены, что если бы он предвидел дело, с которым нам пришлось столкнуться, то дополнил бы исчерпывающий перечень – с тем, чтобы убийца своего наследодателя не мог наследовать. Следовательно, по закону убийца утратил право на вступление во владение наследством».

Руководствуясь какими нормами суд вынес данное решение? Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

2. Потапов, имея задолженность перед банком по предоставленному кредиту на покупку автомобиля, решил выехать на постоянное место жительства в Германию. При оформлении документов на выезд необходимо было погасить долг по кредитному договору. Не имея достаточных средств для этого, Потапов решил заключить со своим братом Снегиревым договор о переводе долга. Соответствующий проект письменного соглашения о переводе долга был представлен Потаповым банку для согласования. Банк на перевод долга согласия не дал в связи с низкими официальными доходами Снегирева.

Потапов решил подписать указанное соглашение со Снегиревым несмотря на отсутствие согласия банка. Что такое перевод долга? В каком порядке и форме производится перевод долга? Каково юридическое значение подписанного соглашения?

3. Николаева работала птичницей на птицефабрике.

С февраля по октябрь ей были объявлены три выговора: один – за преждевременный уход с работы, два – за нецензурную брань в адрес начальника цеха.

В декабре этого же года Николаева отказалась от сверхурочных работ, к которым ее привлекли в связи с тем, что на работу не вышел сменщик.

Работодатель уволил ее за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей.

Назовите основание и процедуру прекращения трудового договора по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Законно ли увольнение Николаевой?

Вариант 10

1. Прокомментируйте высказывание Наполеона Бонапарта: «Легче составлять законы, чем исполнять их». Согласны ли Вы с мнением французского императора? Обоснуйте свой ответ.

2. При заключении договора продажи предприятия между сторонами возникли разногласия, связанные с определением состава имущества, подлежащего передаче покупателю. Продавец требовал, чтобы ему были оставлены произведенная, но еще не реализованная продукция и некоторые средства индивидуализации предприятия (право на фирменное наименование и товарный знак). В свою очередь покупатель настаивал на передаче ему прав продавца, полученных на основании лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, и исключении из состава передаваемого предприятия его долгов.

Как разрешить этот преддоговорный спор?

3. Высотин был принят на работу продавцом-консультантом в магазин «Кедр» с месячным испытательным сроком.

По истечении месяца с согласия Высотина испытательный срок был продлен еще на один месяц. В течение этого месяца Высотин дважды опаздывал на работу, за что был уволен как не выдержавший испытания.

Законны ли решения работодателя?

Вариант 11

1. Внимательно прочитайте ст. 104-108 Конституции Российской Федерации. Составьте схему законодательного процесса в России.

2. В 1995 г. в результате дорожно-транспортного происшествия Медков получил травму головы. Транспортное средство принадлежало обществу с ограниченной ответственностью «Автолайнер».

В 2002 г. Медков обратился в суд с иском к обществу «Автолайнер» о возмещении вреда, причиненного здоровью. К заявлению истец приложил медицинское заключение о том, что последствием травмы явилась частичная потеря зрения, полная потеря слуха и утрата трудоспособности.

В суде ответчик заявил об истечении срока исковой давности.

Прокомментируйте сложившуюся ситуацию. Как следует разрешить возникший спор?

3. При заключении трудового договора с Ильичевым о работе менеджером директор фирмы предложил включить в трудовой договор следующие условия:

а) об установлении испытательного срока в 2 месяца;

б) о размере заработной платы 15 000 р.;

в) о прекращении трудового договора в случае отказа Ильичева от выезда в командировку;

г) об обязательстве Ильичева использовать ежегодный основной отпуск только в зимнее время;

д) об обязательстве Ильичева замещать заведующего отделом в период отсутствия последнего;

е) не работать по совместительству у другого работодателя.

Ильичев согласился заключить договор на таких условиях.

Правомерны ли условия данного трудового договора?

Вариант 12

1. Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает конституция, которая принимается и изменяется в особом порядке.

Конституция Российской Федерации определила систему нормативно-правовых актов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основе и во исполнение законов. Нормативные указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и Федеральным законам.

Правительство Российской Федерации на основании федеральных законов и указов Президента Российской Федерации издает постановления.

В случае несоответствия закона субъекта Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, какой из этих нормативно-правовых актов обладает приоритетом? Когда прекращает свое действие нормативно-правовой акт? Действуют ли нормы закона «О государственной границе Российской Федерации» за пределами территории России? В каком объеме нормы Уголовного кодекса Российской Федерации действуют в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства?

2. Чубарова обратилась в суд с иском к Борисовой о взыскании с нее 25 000 р. В исковом заявлении она указала, что ранее намеревалась купить дачу у Борисовой, в связи с чем дала ей задаток в сумме 25 000 р. В подтверждение получения этой суммы в качестве задатка Борисова выдача ей расписку. В дальнейшем она, Чубарова, от покупки дачи отказалась, однако Борисова названную денежную сумму вернуть отказалась.

Как должен быть разрешен спор между Чубаровой и Борисовой?

3. Государственный инспектор труда в ходе проверки в ряде организаций обнаружил следующие факты:

а) в администрации Свердловской области работают супруги Крутиковы: муж – начальник отдела, жена – заведующая столовой;

б) в государственном учреждении «Кукольный театр» работают супруги Скворцовы: муж – главный режиссер, жена – актриса;

в) в местной администрации работают сестры Крюковы: старшая сестра – главный бухгалтер, младшая сестра – кассир;

г) в государственном экономическом университете кафедрой философии заведует профессор Орлов, старшим преподавателем на этой же кафедре работает его дочь Лебедева.

Законна ли совместная служба родственников в указанных случаях?

Вариант 13

1. Внимательно прочитайте ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Как Вы думаете, почему конституции многих государств мира закрепляют приоритетное значение норм международного права по отношению к национальному законодательству?

2. Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Компас» оказывало услуги по хранению транспортных средств на платных стоянках, их техническому обслуживанию и ремонту.

В мате 2006 года ЗАО приобрело три грузовика с целью оказания гражданам и юридическим лицам транспортных услуг. Однако после первого рейса из Екатеринбурга в Санкт-Петербург налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о признании договора перевозки недействительным, и взыскании всего полученного по сделке в доход Российской Федерации.

Исковые требования обосновывались отсутствием у ЗАО «Компас» лицензии на оказание транспортных услуг.

Каким, на Ваш взгляд, будет решение суда?

3. Водитель Нестеров был лишен прав на управление транспортным средством за нарушение правил дорожного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

На этом основании директор издал приказ о переводе Нестерова в разнорабочие. Нестеров от перевода отказался, однако ежедневно приходил на работу, где ничего не делал.

Через неделю он был уволен с работы за прогул.

Правомерны ли действия директора? Как следовало поступить в данной ситуации?

Вариант 14

1. Подумайте, возможно ли совершить правонарушение, принося при этом не вред, а пользу.

Выскажите свое мнение о поведении Юрия Деточкина – героя известного кинофильма «Берегись автомобиля». Как оценить его поведение с точки зрения права?

2. Торговая фирма «Хозяюшка» купила у Воронина для поселения приглашенного на работу специалиста кирпичный дом. Договор был оформлен в установленном порядке в нотариальной конторе. Деньги Воронину были выплачены тогда же, о чем последний выдал расписку.

Продав дом, Воронин попросил у директора фирмы пожить в доме еще 10 дней для того, чтобы упаковать и отправить вещи. Директор разрешил с условием оплаты 5 000 р. за кратковременную аренду дома.

Прошло шесть дней. Во время сильной грозы в дом попала молния, и он сгорел. Директор фирмы потребовал от Воронина вернуть деньги за дом.

Обязан ли Воронин возвратить деньги, полученные за дом? На основании каких правовых норм следует решить данную ситуацию?

3. Машинист компрессора Теплов ушел со своего рабочего места, оставив компрессор без присмотра. В это время произошла авария. Было установлено, что причина аварии – недоделки ремонтной бригады, только что выпустившей компрессор из ремонта, и предотвратить аварию машинист не смог бы, даже находясь у компрессора.

Можно ли возложить на машиниста обязанность возместить причиненный работодателю ущерб?

Наши рекомендации