Конфедерация – это союз суверенных государств, об­разуемый для достижения определенных целей (военных эко­номических и др.).

Признаки конфедерации:

1. Создание конфедерации, как правило, закрепля­ется договором.

2. Решения общеконфедеративных органов для членов конфедерации не являются обязательными, и их невыполнение не влечет никаких санкций.

3. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает.

4. Конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач.

5. Члены конфедерации имеют собственные источники доходов.

6. Суверенные государства имеют собственное гражданство, армию, системы органов власти, управления, правосудия, не имеют общей конституции.

7. Право выхода из состава конфедерации и нул­лификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории.

Такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетает признаки международно-правовой и внут­ригосударственной организаций. Конфедерации как объединения го­сударств создавались для достижения главным образом внешнеполи­тических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (1579 – 1795), США (1776 – 1787), Швейцарский союз (1815 – 1848), Германский союз (1815 – 1866) и другие.

Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или не­сколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись и в XX в., но они оказались неудачными. Современные конфе­дерации просуществовали недолго. Это созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии – Объединенная Арабская Рес­публика; а также Сенегамбия, объеди­нившая на несколько лет Сенегал и Гамбию.

Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на осно­ве общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со сво­ими интересами.

Здесь союзные органы лишь координи­руют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объеди­нились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

В последние десятилетия появилась особая форма ассо­циированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс совре­менной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.

Независимо от форм национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно-террито­риальные единицы. Административно-территориальное устройство не сводится к простому географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее универсальными среди которых являются экономический, националь­ный и политический.

Экономический принцип предполагает учет естественно-географи­ческих и производственных особенностей страны, размеров ее терри­тории, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.

Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию, разделены по различным административно-территориальным единицам. Характерное действие этого принципа можно наблюдать в административно-территориальном устройстве многонационального Дагестана – субъекта Российской Федерации. Отдельные районы этой республики – Лакский, Ногайский, Табаса­ранский – носят наименование тех народов, которые в них преоблада­ют и являются коренными.

Политический принцип предполагает так установить администра­тивно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуп­равления.

Комплексное применение экономического, национального и поли­тического принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факто­ров, позволяет осуществить рациональное выделение административ­но-территориальных единиц. Их характерные признаки: четко очер­ченные границы, компактность, непрерывность и экономическая це­лостность территории, право населения формировать органы государ­ственной власти и местного самоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретает черты, присущие социально-политической организации, и получает статус административно-тер­риториальной единицы.

Административно-территориальное устройство каждой страны имеет особенности, а ее подразделения – свои наименования. В фе­дерациях на административно-территориальные единицы делятся территории их субъектов, в унитарных государствах – вся территория страны.

Так, например, в США территории штатов, кроме Коннектикута и Род-Айленда, делятся на графства. В двадцати штатах графства под­разделяются на низовые административно-территориальные единицы: тауншипы и тауны. В штатах создаются специальные округа, в том числе и школьные.

Территории субъектов Российской Федерации делятся на районы, города, села и поселки. В некоторых областях предприняты попытки восстановить существовавшие в России до Октября 1917 г. волости и уезды, а сами области и края переименовать в губернии.

Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зави­сят настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.

До Октября 1917 г. Россия представляла собой унитарное государ­ство, главным звеном административно-территориального устройства которого были губернии. На окраинах империи на правах губерний с рядом особенностей создавались войсковые области, где формировались специальные войсковые казачьи части, выполнявшие главным образом оборонительные, но вместе с тем и хозяйственные функции. Ряд регионов (Польша, Финляндия, отдельные районы Средней Азии) пользовались достаточно широкой самостоятельностью.

Все это с формирующейся культурно-национальной автономией обеспечивало необходимую устойчивость территориальной организа­ции Российской империи.

Революционные события 1917 г. охватили все основные сферы рос­сийской действительности, всколыхнув мощное национальное движе­ние и активизировав стремление народов к национальной государст­венности. После установления советской власти создание федератив­ного государства, построенного по национально-территориальному принципу, стало государственной политикой.

В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принял Деклара­цию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, согласно которой Советская Российская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных рес­публик, что нашло отражение и в Конституции РСФСР 1918 г. В статье II этого Основного Закона говорилось о том, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объ­единиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР. Так была заложена правовая основа для созда­ния федерации по национально-территориальному принципу.

Русский народ не имел своей собственной государственности, пред­полагалось, что ею является вся Российская Федерация, в границах которой в качестве ее субъектов образуются автономии. В таком виде Российская Федерация в 1922 г. объединилась с другими республика­ми в Союз ССР.

С прекращением в 1991 г. существования СССР в Российской Фе­дерации активизировались процессы суверенизации. Автономные рес­публики отказались от статуса автономий и приняли Декларацию о государственном суверенитете, автономные области (за исключением Еврейской) провозгласили себя республиками, некоторые автономные округа ставят вопрос о выходе из состава краев и областей, о преобра­зовании их в республики.

Таким образом, Российская Федерация в настоящее время строится по национально-территориальному и территориальному принципам. Первый положен в основу формирования республик и автономий, второй — краев, областей, городов федерального значения как субъектов Федерации.

Разновариантный характер субъектов Федерации, ее асимметрич­ность требуют четкого, в первую очередь правового, механизма функ­ционирования государственных структур различных уровней, отлаженности системы федеральных связей. Российская Федерация фор­мировалась как федеративное государство на основании закона. Лишь одна автономная республика вступила с Россией в договорные отноше­ния. 20 марта 1919 г. было подписано Соглашение центральной Совет­ской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии. Создание в 1922 г. Союза ССР было юридически закрепле­но договором.

Договорный характер регулирования федеративных отношений был использован в 1992 г. для разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъ­ектов Российской Федерации. Но этим договором Федерация не созда­валась, им лишь упорядочивались отношения внутри ее. Две республи­ки (Татарстан и Чечня) Федеративный договор в 1992 г. не подписали. Но переговорный процесс продолжался, и в 1994 г. был подписан До­говор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграниче­нии предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. С мо­мента принятия действующей Конституции РФ такие договоры под­писаны с 46 субъектами Федерации.

Россия многонациональна и федеративна. Это положение должно лежать в основе российской государственной политики. Учет особен­ностей республик и регионов, наделение их равными социально-эконо­мическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собствен­ностью и рыночными отношениями, правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим стратегическим на­правлениям, определяющим облик общества, благополучие его наро­дов. Возможно, наряду с национальной автономией, созданной по национально-территориальному принципу, образование террито­риальных автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся культурно-этнической общности (казачества, напри­мер), где это не ущемляет интересов других народов.

Вместе с национальной и территориальной автономией в Россий­ской Федерации широкое распространение можете получить культур­но-национальная автономия (немцы Поволжья и других регионов) с тем, чтобы учесть и сбалансировать интересы различных народов.

Все это призвано способствовать укреплению российской государ­ственности, объединившей в федерации многие народы, исторические судьбы которых нерасторжимы.

Политический режим

С формой государства тесно связан политический ре­жим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней поли­тики государства. Вызвано это тем, что политический ре­жим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим – это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим – это методы осуществления по­литической власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или антидемократизмом.

Государственно-правовой режим выражает особенности функцио­нирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

Это настолько важная для всей политической жизни общества ди­намичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

Государственный режим отражает уровень и формы развития демо­кратии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую об­щность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.

Приведенное выше позволяет выделить следую­щие признаки данного феномена.

1. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политичес­кая власть. Если это методы убеждения, согласования, за­конности, парламентаризма, если применяется только пра­вовое принуждение, то налицо, прогрессивный, демократи­ческий режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или дос­тигнуто долговременное национальное согласие, результа­том такого согласия является стабильный политический ре­жим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государ­ства имеют мандат народа, власть реализуется в его интере­сах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фа­шистский режим, когда власть переходит в руки реакцион­ных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и безза­коние.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.

Авторитарный режим отличается тем, что:

— народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

— вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

— устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);

— решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;

— личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.

С глубокой древности известны деспотические и тиранические раз­новидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жес­токости правителей. Их отличие выражается лишь в различных спосо­бах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, госу­дарственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демо­кратии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничива­ется деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип раз­деления властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

Притоталитарном режиме господствуют одна официальная идеоло­гия, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;

— правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Аб­солютная концентрация власти, объединяющей (при отсутствии неза­висимого правосудия) и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;

— крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;

— бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению;

— милитаризация экономики и люмпенизация населения, органи­зуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима.

Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его осно­ве тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой.

Самые известные диктаторы второй половины XX века:

· Садам Хусейн, Ирак, 1979 – 2003

· Аугусто Пиночет, Чили, 1973 – 1990

· Альфредо Стресснер, Парагвай, 1954 – 1989. Отстранен от власти после военного переворота. Умер 16 августа 2006 года в Бразилии в результате операции на грыже.

· Анастасио Сомоса, Никарагуа, 1967 – 1979. Свергнут сандинистами, бежал в Парагвай. Убит 16 сентября 1980 года агентами новой власти.

· Жан Бокасса, Центрально-Африканская республика, 1966 – 1979. Свергнут французскими войсками. 28 октября 1996 года умер от инфаркта в своей постели.

· Пол Пот, Камбоджа, 1975 – 1979. После свержения вьетнамской армией бежал в джунгли с группой вооруженных сторонников. Умер 15 апреля 1998 года от сердечного приступа.

Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государствен­но-правовых режимах, которые, как правило, носят временный ха­рактер.

Переходные режимы формируются в результате победы радикаль­ных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отлича­ются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанав­ливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожаю­щих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном поло­жении»). Они могут распространяться как на всю территорию государ­ства, так и на его отдельные регионы.

Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещени­ем митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельнос­ти некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.

Решение о введении особого режима принимается высшими пред­ставительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представитель­ных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного поло­жения устанавливается законом и при необходимости может быть про­длена лишь по решению компетентных органов государства.

Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофессиональные пред­ставительные органы власти, активно участвует в управлении общест­вом, контролирует деятельность исполнительного аппарата;

— управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;

— устанавливаются демократические методы властвования (огра­ничиваются различного рода императивные запреты, расширяется практика использования рекомендаций, поощрений и других стимулирующих норм), примат права над государством. Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.

Как разновидности демократического режима можно выделить президентский и парламентский, либерально-демократический и гуманистический режимы.

В последнее время в политологической литературе акцентируется внимание на таком условии демократического режима, как экономически самостоятельная, свободная личность. Однако для установления режима подлинной демократии, этого явно недостаточно. Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устояв­шиеся моральные начала и т.п. Обнищавший, необразованный, разоб­щенный народ может погубить любое народовластие. Поэтому перед Россией стоит задача не только и не столько улучшения материального благосостояния, сколько обучения и повышения уровня культуры и ответственности граждан, без которых не будет и экономического про­цветания.

Следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависи­мость между различными элементами формы государства. Так, абсо­лютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой центра­лизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.

Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, террито­риально большие государства вынуждены создавать обширный бюро­кратический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает анти­демократические начала управления. Кроме того, на соотношение эле­ментов формы государства влияют национальные традиции, тип мыш­ления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовласт­ный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Чрезвычайные государственно-правовые режимы в истории России.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Характеристика формы правления как элемента формы государства. 2. Формы государственного устройства. 3. Политический режим.

4. Повторить материалы лекции и подготовиться к практическому занятию следующего содержания: 1. Текстологический анализ Конституции Российской Федерации с целью характеристики сложившихся в современной России форм правления и территориального устройства, политического режима. 2. Сравнительный анализ формы государства различных стран мира.

Разработала

Заместитель начальника кафедры

теории и истории государства и права,

кандидат юридических наук

п/полковник внутренней службы Т.В. Жукова

«______» _______________ 2011 года

Наши рекомендации