Закономерности функционирования и развития системы государственно-административного управления
Система государственно-административного управления как любая другая система, имеет свою статику, т. е. структуру как совокупность системообразующих компонентов с их определенной стабильностью,
о чем сказано выше, и динамику, т. е. процесс, функционирование системы. ,
Управление государственными, общественными делами как процесс при всей своей предопределенности объективными условиями развития экономики, научно-технического, информационного прогресса, социальных и политических отношений и т. д. обладает очевидной самостоятельностью.
Этот процесс имеет и собственную логику, закономерности, тенденции, в которых отражается его природа, взаимосвязь внутренних элементов.
Опора на знание и правильное использование закономерностей управления обеспечивает механизму управляющего воздействия целеустремленный и динамичный характер.
Важнейшие закономерности функционирования системы административного управления определяются ее природой, генезисом.
• Система административного управления как искусственная система, создаваемая воздействием человека и в интересах человека, характеризуется с точки зрения выполняемых ею функций (функциональных свойств) понятием полезности. Последнее приобретает конкретный смысл при указании критериев полезности (критериев качества, зрелости системы). Все они должны выражаться социально-важными показателями, другими словами, объекты и процессы, результаты управляющего воздействия обладают полезностью не сами по себе, а лишь по отношению к человеку (экономика должна быть социальной).
Процесс функционирования системы государственно-административного управления, гт. е. социальный механизм формирования и реализации управления, может быть представлен через цепь взаимосвязанных общественных явлений:
Потребности управляемой системы -» интересы граждан -» цели
И ценности управления -» решения в системе управления '-»• действия
Управленцев — результаты.
Научная проработка и современная технологизация госуправления в каждом из звеньев указанной цепи позволит избежать стихийности и хаотичности в управлении, придать ему характер не отстающего, эпизодического, а системного отражения реальных общественных процессов.
• Система управляющая — это лишь одна из многочисленных систем, ее следует рассматривать как одну из составляющих общественной среды, но не как рядовую, а опорную, определяющую развитие общества, в телеологическом смысле — опережающую, способную перевести потребности и интересы людей на язык согласованных рйшш«, а значит — принимаемых и, главное, выполняемых теми, кого касаются эти решения.
• По характеру своей зависимости от общества, потребителей государственных услуг система государственного управления относится к вероятностным системам. В отличие от детерминированных, с точёно определенным результатом взаимодействия их компонентов, последние в вероятностных системах могут взаимодействовать в неопределенном количестве вариантов, а воздействия извне приводят к неог раниченному количеству реакций.
• Управлять означает предвидеть, делать выбор. Но выбор следует делать только из тех вариантов, которые объективно существуют или заложены в данной ситуации. Более того, выбор следует делать тогда, когда эти варианты 'определились и сложились. Весьма частой причиной провалов самых привлекательных по замыслу социально-управленческих проектов является запаздывание или попытка забежать вперед при их Принятии и реализации.
• Каждое событие следует рассматривать как процесс, составной частью которого являются последствия соответствующей продолжительности. При этом неважно, помним ли мы в каждый данный момент о значимом событии и его результатах. В каждый момент мы живем в условиях, когда люди и общество как бы опутаны многочисленными и противоречивыми их последствиями. Отсюда — важность хорошего знания гражданскими служащими истории страны и отдельных ее регионов, принимавшихся законов и решений, их непосредственных и иных последствий.
Еще одна закономерность функционирования административной системы может быть определена как проявление синергетического эффекта в управлении. Несоответствие между поведением системы
управления в целом и поведением ее отдельных подсистем, элементов, можно назвать системным противоречием. Возникающий феномен «наоборот» связан с таким удивительным свойством политики и администрирования, когда результат многих управленческих действий оказывается обычно прямо противоположным цели этих действий («хотели, как лучше, а вышло, как всегда»). При этом бывает, что затрачиваются огромные экономические и политико-правовые средства на достижение управленческой цели, а достигнутые результаты оказываются ничтожными, мизерными. Так, «шоково-терапевтическое» внедрение рыночных отношений вызвало не стремление «всех и вся» к рынку, а неприятие рынка у значительной части населения и, как следствие, необходимость существенной корректировки
реформ. Вопрос о причинах феномена «наоборот» в управлении частично может прояснить синергетика.
«Синергетика» — с этим термином связано изучение специфических особенностей процессов самоорганизации, свойственных детерминированным системам. Синергеты, синергисты (от греч. 8упег§е1-ек — сотрудник) — в нашем случае органы, субъекты, действующие в одном направлении. Синергия, синергизм — содружественное, совместное действие нескольких органов или агентов в одном направлении.
Синергетика как наука о самопроизвольных, самоорганизующихся процессах, развивающихся на одном направлении, в рамках «единой трассы», зародилась в сфере естествознания, но она должна стать частью методологии государственного управления.
Сегодня все чаще политики и управленцы используют понятия неравновесности, нестабильности, бифуркаций, нелинейности, малых воздействий, фазовых переходов и другие, составляющие ядро понятийного аппарата синергетики. Система государственного управления — одна из благодатных областей нового синергетического прочтения, здесь постоянно происходит столкновение необходимых и случайных явлений, факторов, возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов, действуют синергетически неравновесные социальные институты. Именно в политико-административной и правовой сфере какие-либо кажущиеся незначительными по историческим масштабам акции и решения приводят к потрясению государственных основ и даже миропорядка.
• Систему государственного управления необходимо характеризовать как изменяющуюся систему, и осмыслить этот факт как закономерность развития системы.
Термин «изменяющаяся система» употребляется для обозначения не просто системы, в которой что-то трансформируется в деталях, элементах (это «вечный» процесс). Термин отражает осмысление системы госуправления, у которой изменяются закономерности, способы ее существования и развития, природа отношений между управляющими и управляемыми.
Для понимания системы госуправления как изменяющейся системы необходимо выяснение способа ее поведения, функционирования и тех условий, при которых один типичный способ функционирования заменяется ^другим. Для изменяющейся системы характерны: переход количественных изменений в качественные, противоборство с непредопределенным исходом тенденций и сил, устойчивость и нестабильность в развитии, линейность и нелинейность, проявление критической массы.
Чем выше скорость движения и уровень развития общества, тем большее число различных дополнительных факторов влияет на систе му управления. Необратимыми становятся изменения потребностей населения, создание все новых и новых искусственных объектов для .их удовлетворения, развитие знания. Парадигма изменений — это
мирная реализация демократической альтернативы, которая логически увязана с законодательно установленным согласием всех политических сил, вовлечением всех субъектов управления государственной сферы ' в поле конструктивного сотрудничества.
• Система административного управления характеризуется и такой закономерностью развития как] стабильность определенной степени, без которой она не может функционировать, быть общественно полезной.
Представление о системе управления в целом в конкретный момент дает понятие «состояние системы». Смена состояний выражает изменение системы во времени. Система, для которой можно указать величины (переменные), определяющие в совокупности ее состояние в любой момент времени, определяется как динамическая, число независимых переменных, одновременно определяющих состояние системы, называется числом степеней свободы. В госуправлении состояние дел внутри его системы и в целом в обществе задается различными перемейныМи: формой правления и балансом полномочий органов власти, типом политического и госадминистративного режима, ориентацией и правовой культурой должностных лиц, характером и уровнем политического влияния на управление, уровнем организации федеральных, региональ,ных, промежуточных административно-территориальных и местных систем управления, правовой обеспеченностью их деятельности и т. д. Важно выявить стационарное состояние, т. е. не зависящее в течение определенно-длительного времени от этих переменных, и состав, степень влияния ключевых переменных, создающих условия и факторы перехода системы госуправления. из стационарного состояния в новое.
Взаимосвязь разнопеременных, действующих в одном направлении, может принять характер столкновения (целей, идеалов, методов), которое искажает результат вплоть до значения «наоборот», когда все,
вроде бы так ладно политически или административно задуманное и осуществляемое, является неузнаваемым самими акторами (субъектами действий). .
Достаточно взвешенным представляется понимание стабильности как устойчивого состояния системы, позволяющего ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений). ,В таком ключе целесообразно определять и го-меостазис для системы госуправления.
Гомеостазис системы госуправления можно рассматривать как ее способность к самосохранению и саморазвитию, совокупность сложных адаптационных реакций, направленных на устранение или минимизацию действия различных факторов внешней или внутренней среды, нарушавших ее стационарное состояние, т. е. относительное динамическое постоянство (равновесие) внутреннего организма, структурно-функциональных связей ее компонентов.
• Пространство, часть реальности, не входящая в управляющую систему, но способная взаимодействовать с ней, образует окружающую среду. Среда противостоит 'системе не как нечто отличное от системы госуправления, а как иная система. Взаимодействие со средой является важным фактором поведения, проявления системы. Фактически понятие среды имплицитно содержится в понятии системы как целостности. Вместе с тем степень стабильности характеризуется характером отношений системы и внешней окружающей среды. Они обмениваются импульсами различной интенсивности (раздражителями, возбудителями). В результате такого обмена возникает взаимная адаптация.
Можно вычленить две основные модели адаптации системы управления. Одна — как приспособление системы к внешней среде, следование в «фарватере». Изменения в системе .управления обусловлены как ответ на «вызов» среды, влиянием импульсов, требований, исходящих от общественной среды. Вторая модель предполагает, что система госуправления приобретает свойство опережающей системы по отношению к общественной среде и происходит приспособление внешней среды к системе управления, т. е. в обществе происходят процессы, адекватные тем, что доминируют в управляющей системе. Выделить эти модели в чистом виде возможно лишь в теории, на практике одновременно могут присутствовать в той или иной стелени все процессы — и приспособления, и опережения, и сведения до минимума обмена импульсами. Речь может идти об их диалектическом сочетании, определении вектора развития системы госуправления.
Относительно системы государственного управления следует подчеркнуть, что недостаточно просто констатировать ее взаимодействие и обмен ресурсами с внешней, общественной средой. Методологически важно осмыслить это как закономерность: главной, конечной целью, предназначением управляющей системы является не ее собственное существование «для себя», а обеспечение параметров надлежащего состояния и развития общества, удовлетворение его потребностей, интересов, ожиданий. В этом — уникальность и особая значимость связей госуправления с обществом. Внешняя среда, а точнее сказать, среда обитания системы госуправления, — это первичное, это те силы, факторы экономической, политической, правовой, культурной, духовной сфер многообразной жизнедеятельности общества, оказывающие непосредственное влияние на процесс управляющего воздействия, питающие его ресурсами или блокирующие управленческие решения (действия) в случае неготовности к ним общества. В данной связи можно сказать: каково общество, такова (производная от него) система управления им. Развивается общество — реформируется управление.
Что касается конкретного государственного органа (службы) управления, то упрощая, может быть чрезмерно, окружающую среду можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя среда сказывается не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом. Влияние внешней, среды проявляется, в частности, через средства массовой информации, политические заявления, общественное мнение относительно целей и задач организации.
Внешняя среда прямо влияет на организационную структуру и косвенно — на производительность.
Непредсказуемое, динамичное внешнее окружение требует гибкой, децентрализованной структуры, способной своевременно реагировать на изменения среды. ,
Но в то же время, если организация испытывает враждебное окружение, это неизбежно ведет к централизации, ограничению потоков внешней информации, когда организация вынуждена централизованно принимать решения, контролировать связи с общественностью, чтобы оградить себя от слухов и пересудов. Такое состояние, однако, постоянным и длительным быть не может, стабилизация и роет производительности внутри процесса должны способствовать большей открытости, преодолению замкнутости.
Положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет гордость за принадлежность к организации, укрепляя преданность к ней. Обруганные в ежедневных газетных заголовках и телепрограммах, служащие сами начинают сомневаться в своей организации. Это может привести к тому, что люди будут стремиться отделить свою деятельность от того, что подвергается критике, дистанцироваться любыми способами.
Внутренняя среда — это непосредственная обстановка, атмосфера рабочего места. Сюда относятся характер и качество взаимоотношений между людьми, искреннее и беспристрастное обсуждение работы и порученных задач — т. е. психологический климат в коллективе, качество трудовой жизни. Продуктивная внутренняя среда может быть представлена в виде совокупности таких «блоков», как человеческие, технологические организационные и промежуточные (смежные) элементы. Взаимозависимость и их конструктивное сочетание создает благоприятную рабочую среду.
Таким образом, систему государственно-административного управления закономерно рассматривать и развивать как совокупность отношений и взаимодействий, наблюдаемых в данном обществе, как погруженную в среду и реагирующую на ее воздействия. Она часть социального целого, с которым находится в сложных отношениях.
• Социальная природа и предназначение административной среды управления определяет еще одну закономерность. Главным результатом функционирования системы государственного управления, создающим эффект на «выходе» системы, являются управленческие решения и действия. Властные административные решения исполнительных органов могут касаться различных вопросов: собственности, государственного имущества, ценностей, ресурсов, укрепления правопорядка и законности, защиты прав и свобод граждан и т. д.; быть в форме новых правовых нормативных актов (законов, указов, постановлений), инвестиций, ассигнований на конкретные нужды и пр. При этом чрезвычайно важно, чтобы управленческие решения опережали и предопределяли управленческие действия, иначе систему управления и в целом государство трудно назвать правовыми. Здесь уместно выделить принципиальный и специфический для управления момент: если в обществе (управляемой системе) ка-кой-либа субъект права (физическое или юридическое лицо) вступает в отношения с другими субъектами права, он может действовать согласно формуле «можно все, что не запрещено законом». В то же время субъект, должностное лицо управляющей системы при воздействии на управляемые объекты руководствуется ограничительной формулой; — «можно делать только то, что разрешено законом». Конечно, на практике возникают сложные ситуации. Работа для людей и с людьми, когда меняются и порой возникают самые неожиданные интересы и потребности, диктует необходимость правоприменительного творчества, свободы как сущностного компонента управления. Закон и инструкция не могут вместить все многообразие жизни. Отсюда — усмотрительная управленческая деятельность. Она создает возможность как злоупотребления властью (демонии власти), так и ее альтернативы — творческого управляющего воздействия в интересах человека.
Доминирование, четкое проявление указанных закономерных свойств системы государственно-административного управления или, напротив, отступление от закономерностей, наблюдаемое в функционировании административной среды управления, дает возможность классификации, выделения определенных типов систем.
Система государственного управления, где существуют не только прямые, регулирующие, но и обратные связи, а петля обратной связи соединяет решения («выход») и поддержку — требования («вход»), где механизм принятия решения открыт для общества, ориентирован на согласование интересов, удовлетворение требований людей — демократическая.
Система государственного управления с преобладанием прямых связей, блокированием обратных, скрытым от общественности механизмом принятия решений — авторитарная. Система государственного управления, отдалившаяся от общества, использующая только прямые связи (сверху вниз), ставящая приоритетом так называемый государственный интерес и политическую целесообразность, а не потребности и ожидания людей, описывается исследователями как тоталитарная, командно-административная. Впрочем, в жизни не бывает классически «чистого» типа систем, все больше полутонов смешения черт. ,
В зависимости от концентрации или распределения властных полномочий различают централизованную и децентрализованную системы госуправления.
По характеру взаимодействия с внешней средой системы управления подразделяют на открытые и закрытые, хотя полностью открытых или закрытых не бывает, а бывают ограниченно, с разной степенью гласности взаимодействующие с другими конкретно-историческими системами.
Стационарные состояния, системы госуправления (существующие довольно долго во времени) являются либо устойчивыми, либо нестабильными. С учетом этого разделяются системы: стабильная — сохраняющая равновесие в процессе непрерывного обмена и движения; не стабильная — проявляющая повышенную реактивность по отношению к внутренним и внешним воздействиям, теряющая устойчивость даже под воздействием малых возмущений, ведущая себя непредсказуемым образом, оказывающаяся на грани утраты своих структурно-функциональных характеристик и перехода в новое качество, вплоть до распада.
По способам адаптации различают жесткую и гибкую, адаптивную. Изменяющаяся система госуправления не может быть только неустойчивой, иначе она не сохранилась бы. Поэтому для нее характер но сочетание устойчивости и неустойчивости, потеря неустойчивости одного стационарного состояния и появление другого, ранее неустойчивого. Неустойчивость — это структурная причина качественных изменений в системе. Предметом научного анализа является не рассмотрение устойчивости либо неустойчивости системы госуправления в отдельности, а их объективная диалектическая взаимосвязь, нахождение «чувства меры» между стабилизацией и изменениями.
Можно различать системы госуправления как традиционные и модернизированные. В основе первых лежит неразвитое гражданское общество, многофункциональность государственной власти до всеобъемлющего государственно-управляющего воздействия, наибольшая закрытость центров принятия управленческих решений, харизматический способ обоснования власти. В модернизированных современных систе мах управления существует развитое гражданское общество, сформировалась система взаимодействия его с органами и должностными лицами госвласти, диверсификация политических ролей, рациональный способ обоснования власти. Процесс управления изменениями в системе госуправления с этой точки зрения видится как переход от традиционной системы к модернизированной посредством модернизации, суть которой — правовая и рационально-управляемая демократизация.
В зависимости от ориентации на стабильность или перемены системы госуправления подразделяются на консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, стационарное состояние системы как самоценность, и трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Последние отличаются большим демократизмом, динамичностью, ориентацией на проведение административных и социально-политических реформ. Процесс управления изменениями в системе госуправления с этой точки зрения видится как сохранение стабильности в развитии, избежание реформ в виде кампанейщины, проведение политики выверенных шагов.
Можно выделять завершенные и незавершенные системы госуправления. Последние особенно характерны для развивающихся стран или переживающих период глубоких формационных изменений, где есть государство, но не найдена оптимальная система государственных органов, масштабы и форма их влияния на общество, есть право как инструмент общественного регулирования, но нет глубоких правовых и политических традиций.
Низшая степень развития госуправления — суммативное образование, совокупность государственных органов власти и правовых норм их взаимодействия, совокупность как целое, состоящее из суммы институтов политики и права с присущей ей аддитивностью (от лат. асШгуиз — придаточный, получаемый путем арифметического сложения).
Суммативная система госуправления — неупорядоченное, научно необоснованное, «непросчитанное» образование: целое, качественное состояние которого определяется свойствами составляющих его частей, элементов: госорганов, должностных лиц, правовых норм их статуса и функционирования. Такая система, независимо от количества составляющих ее частей, элементов, более того — с увеличением количества политических и правовых институтов, не приобретает нового интегрального качества и свойств. Для нее характерна абсолютизация отношений аддитивности, недооценка структуры и функций, коммуникативности и культуры взаимодействия, присущим организованным системам.
Организованная система госуправления — более высокий уровень зрелости госуправления. Диалектический подход к пониманию системы позволяет раскрыть ее не как целое, но целостное образование, взаимосвязь и взаимодействие компонентов которого обусловливают возникновение нового интегрального (системного) качества. Продуманная институциональная структура, функциональность, целостность выступают как результирующая взаимосвязи и взаимодействия компонентов, элементов.
Представленная типология (хотя она далеко не исчерпывающая) г свидетельствует о многомерности государственного управления, о возможности его анализа по различным критериям, в различных системах координат. Использование вышеупомянутых критериев и типологий позволяет анализировать систему управления глубже, объемнее и тем всесторонне постичь ее сущность.
Вопросы для размышления и самоконтроля
1. Что вы вкладываете в понятие «система государственного административного управления», какова ее специфика?
2. Обозначьте системообразующие компоненты в структуре системы государственно-административного управления.
3. Что включает в себя государственная сфера как объект государственно-административного воздействия?
4. Какие вы видите варианты (модели) реорганизации государственно-административного управления, его взаимодействия с частным сектором?
5. Выделите важнейшие, на ваш взгляд, закономерности развития , системы государственно-административного управления.