Источники административного права. 1.Понятие источника административного права и закономерности, лежащие в основе их становления, развития

1.Понятие источника административного права и закономерности, лежащие в основе их становления, развития, отмены (объективированные способы выражения и закрепления правовых норм, доведение до реальных правоотношений, закрепляющих административно-правовой статус субъектов административного права, диалектика понятия, изменение, отмена норм административного права). Источник административного права – нормативно-правовой акт, содержащий административно-правовые нормы и правила, совокупность которых и составляет эту отрасль. Зависимость источников административного права в зависимости от этапов развития экономики, культуры, образования и других факторов, сбалансированности, стабильности правовой системы России. Источники административного права и административное законодательство. Источники административного права и политика. Административная реформа и развитие административного законодательства.

Политические, исторические, социальные, международные, географические и иные факторы развития нашей страны предполагают усиление сближения административно-правовой системы России с правовыми системами других высокоразвитых стран, сохраняя и в условиях глобализации целостность отечественного права, его источников, как феномена российской культуры.

2. Приведение правовых идеалов, субъективных и объективных начал правопонимания в сфере публичного управления к единству, к одной общей и строгой системе, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, общества и государства (объективные факторы преобразования в сфере управления; правовые идеи, принципы, концепции, доктрины, правовые акты, правовые обычаи и прецеденты; фиксируемые результаты народного волеизъявления, внешние правовые формы выражения административно-правовых норм).

3. Системообразующие факторы внутренней логической согласованности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного права. Доктрины, легальное и топическое исследование, изучение объективной воли законодателя. Историческая школа права в России (Беляев, Загоскин, Юшков, Чистяков). Административное законодательство самая обширная отрасль, мобильно динамичная, не являющаяся однородным правовым массивом. Объективная причина крайней сложности структурирования правовой системы в этой отрасли права – достаточно сложная и обширная сфера деятельности, многообразие функций управления, недостаточное развитие науки управления, знания закономерностей управления, сложности правоприменения. В истории административного права различаются следующие виды источников: нормативный акт, правовой акт, судебный или административный прецедент, традиции (обычаи горцев Северного Кавказа – Ладыженский), обыкновения.

4. Иерархия источников административного права:

а) Конституция РФ;

б) Федеральные конституционные законы;

в) Общепризнанные нормы международного права, международные договоры, одной из сторон которых является Российская Федерация;

г) Кодифицированные акты;

д) Федеральные законы;

е) Законы субъектов Федерации;

ж)Подзаконные акты органов государственной власти Российской Федерации;

з) Подзаконные акты органов государственной власти субъектов Федерации;

и) Обычаи признаются источниками административного права в том случае, если они не противоречат обязательствам участников правоотношений;

к) Нормативные договоры;

л) Нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, организаций и учреждений, действия которых ограничены, как правило, рамками данного формирования.

Источники административного права развиваются и эволюционируют во времени, социальном, идеологическом и географическом контексте, отражают юридическую попытку стабилизировать управленческие отношения, пребывающие в непрерывном и динамическом движении. Система источников права не в силах переломить эволюцию общества, особенно в роковые часы его развития, но может создать для подлинной элиты условия, позволяющие предвидеть исторические катаклизмы и обвалы, направить их в русло сохранения отечественной государственности и быть основой установления нового правопорядка.

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими юридическими свойствами, но внешней формой (кодекс, положение, устав, постановление, инструкция, иные акты законодательной и управленческой деятельности – регламенты, типовые правила, доктрины, концепции, декларации).

Конституция РФ – создает правовые пределы осуществления исполнительной власти, функционирования государственного режима и является основной юридической формой его выражения (политическая централизация и децентрализация власти, принцип разделения властей, соотношение гражданского общества и субъектов исполнительной власти; неприкосновенность личности, защита ее прав и законных интересов; обеспечение безопасности личности, общества и государства).

По содержанию нормативные акты субъектов исполнительной власти, органов государственного управления должны соответствовать Конституции РФ: по характеру и содержанию затрагиваемых в нормативном акте вопросов; по историческим целям, т.е. отвечать конституционным принципам и целям правового регулирования, а также соответствовать исторически сложившимся фундаментальным принципам управления; по формально-юридическому, абсолютному критерию – не противоречит буквальному содержанию ни одной из статей Конституции РФ.

Конституция РФ ввела термин – конституционный строй, ранее государственный и общественный строй. Конституция – это не только Основной закон, нормативно-правовой акт, но и документ, обозначивший принципы деятельности, задачи, цели Российской Федерации, основные направления обеспечения национальной безопасности, права и свободы человека и гражданина.

Современное административное право, исходным и фундаментальным правовым источником которого является Конституция РФ, является важнейшим средством обеспечения самой Конституции.

Важным источником административно-деликтного права является КоАП РФ, определяющий условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, подведомственность и подсудность этих дел, а также вопросы, отнесенные в соответствии с КоАП РФ, к компетенции субъектов Российской Федерации.

В настоящее время на федеральном уровне действует более полутора десятков различных кодексов, содержащих и нормы административного права (Земельный, Лесной, Водный, Таможенный, Жилищный, Градостроительный и др.).

5. Систематизация (инкорпорация, кодификация, консолидация) норм административного права. Систематизация административного законодательства – объективно необходимый элемент правовой действительности, ее совершенствования, посредствам систематизации происходит упорядочивание и совершенствование действующего административно-правового массива путем его обработки и изложения по определенной схеме в виде сборников актов (предметных, системно-предметных, хронологических) или в форме сводных кодифицированных актов. Кодификация норм административного права частичная, что затрудняет проблемы эффективности и качества применения (реализации) норм административного права и может порой вести к созданию предпосылок нарушениям государственной служебной дисциплины, законности.

Кодекс – систематизированное изложение норм, правил, относящихся к определенной области государственного управления. По обоснованной точке зрения кодекс, будучи формой юридического мышления, которая в наибольшей мере отвечает требованиям эффективного регулирования общественных отношений, требованиям характерным для правового государства.

Положение – юридический документ, определяющий либо круг задач и полномочий органа управления, учреждения (например, положение о министерствах) либо порядок совершения определенных действий (например, положение о паспортах).

Устав – свод правил, регулирующих деятельность учреждения, организации, предприятия (например, устав классического университета) или самостоятельной системы управления (устав внутреннего водного транспорта).

Акты административного законодательства, как правило, должны приниматься и применяться, если подготовлены условия для их реализации (финансовые, материальные, научно-технические, организационно-административные, социально-культурные, идеологические и др.).

Тема 4

Наши рекомендации